ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4610
Скачиваний: 1
Статья 724. Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы
Комментарий к статье 724
1. Для наступления последствий, предусмотренных ст. 723 ГК, необходимо соблюдение определенных сроков - сроков обнаружения недостатков работы (ст. 724 ГК) и сроков исковой давности (ст. 725 ГК).
Данная статья дифференцирует несколько ситуаций при обнаружении недостатков результата работы. Во-первых, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, недостатки должны быть обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет. Иная продолжительность разумного срока может быть установлена законом, договором или обычаями делового оборота (п. 2 ст. 724). Во-вторых, когда на результат работы установлен гарантийный срок, недостатки должны быть обнаружены в течение этого срока (п. 3 ст. 724). В-третьих, когда гарантийный срок установлен, но он менее двух лет. Если недостатки обнаружены за пределами срока гарантии, но до истечения двух лет со дня передачи результата работы (или с момента, когда он должен быть принят), заказчик не лишен возможности привлечь подрядчика к ответственности. Но он должен доказать, что недостатки возникли до передачи результата работы или по причинам, возникшим до этого момента (п. 4 ст. 724). Например, обувная мастерская установила гарантию на такой вид ремонта сапог, как замена на них молнии, в 30 дней. Молния сломалась через два месяца. Заказчик может предъявить требования согласно ст. 723 ГК, если докажет, что молния вышла из строя, поскольку, вшивая ее, подрядчик допустил небрежность или молния имеет заводской брак.
2. Пункт 5 комментируемой статьи установил время начала течения гарантийного срока - с момента принятия результата работы. Однако в отличие от аналогичного правила в договоре купли-продажи данная норма предусматривает также ситуацию, когда заказчик просрочил принятие результата работы: тогда гарантия качества начинает исчисляться с момента принятия, указанного в договоре. Установленное п. 5 правило носит диспозитивный характер.
3. Пункт 6 комментируемой статьи, определяющий порядок исчисления гарантийного срока, носит отсылочный характер. Особенности исчисления данного срока определены п. 2 и 4 ст. 471 ГК и состоят в следующем.
Во-первых, если заказчик лишен возможности использовать результат работы по обстоятельствам, зависящим от подрядчика, то до устранения таких обстоятельств гарантийный срок не течет. Например, на участке заказчика подрядчик соорудил фонтан, эксплуатация которого требует специальных познаний. Если подрядчик, завершивший работу, не передал заказчику необходимую информацию, установленный гарантийный срок на результат работы не течет.
Во-вторых, если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого предмет договора не мог быть использован из-за обнаруженных в нем недостатков. Это правило действует, если подрядчик был извещен об этом обстоятельстве.
В-третьих, при замене результата работы, в котором обнаружены недостатки, устанавливается такой же гарантийный срок, какой был, если иное не предусмотрено договором.
4. Следует заметить, что правила, установленные п. 5 и 6 ст. 724 ГК, не вполне соответствуют названию данной статьи, ибо определяют не сроки обнаружения недостатков работы, а порядок их исчисления.
Статья 725. Давность по искам о ненадлежащем качестве работы
Комментарий к статье 725
1. Как и ГК 1964 г., действующий Кодекс установил сокращенный срок исковой давности по требованиям, предъявляемым к качеству работы. Ранее он был равен 6 месяцам, а по скрытым недостаткам - 1 году (ч. 1 ст. 365 ГК РСФСР). Сейчас - 1 год по любым требованиям, связанным с ненадлежащим качеством работы. По аналогичным искам в отношении зданий и сооружений - 3 года (п. 1 ст. 725 и ст. 196 ГК). По другим спорам, связанным с ненадлежащим исполнением договора подряда, применяется срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК.
2. Статья 725 установила особенности не только в продолжительности давностного срока по искам о ненадлежащем качестве работы подрядчика, но и в моменте его исчисления. Таких особенностей две. Первая: в порядке исключения из общего правила о начале течения исковой давности (ст. 200 ГК) давность по данной категории споров начинается со дня приемки результата работы. Строго говоря, в п. 2 ст. 725 ГК речь идет о таком исчислении срока, если работа принимается по частям. Но логично предположить, что это правило должно применяться и при сдаче результата работы в целом. Вторая особенность связана с наличием гарантийного срока в договоре. Если он есть, то течение срока давности начинается со дня заявления о недостатках, если оно сделано в пределах гарантийного срока (п. 3 ст. 725).
Названные особенности в исчислении исковой давности по требованию о ненадлежащем качестве работ были и в ГК 1964 г. (ст. 361 и 365), но в нем они не противоречили другим нормам института подряда. В гл. 37 действующего Кодекса предусмотрено новое для нашего законодательства правило об обнаружении недостатков работы (при отсутствии гарантийного срока) и заявлении о них в пределах двух лет со дня передачи результата работы. Таким образом, срок для защиты нарушенного права в судебном порядке оказался меньше, чем время для предъявления требований, предшествующих предъявлению иска.
Статья 726. Обязанность подрядчика передать информацию заказчику
Комментарий к статье 726
1. Обязанность подрядчика предоставить заказчику информацию присуща не любому договору подряда. Ее наличие зависит от условий договора и характера результата работы. В первом случае объем информации и характер ее предоставления определяются соглашением сторон. Во втором - она может не устанавливаться в договоре, однако характер результата работы таков, что без специальных познаний заказчик не сможет использовать предмет договора по назначению.
2. Иной характер имеет обязанность по передаче информации в договоре бытового подряда. Во-первых, она носит не факультативный характер, а является одной из основных для подрядчика. Во-вторых, закон дает пространный перечень сведений, необходимых для сообщения заказчику, и определяет порядок их предоставления. В-третьих, информация должна быть предоставлена не только при сдаче результата работы заказчику, но и до заключения договора. В-четвертых, в законе установлена ответственность за нарушение данной обязанности подрядчика (ст. 732 ГК и ст. 8 - 10 Закона о защите прав потребителей).
3. В комментируемой статье не определены последствия нарушения подрядчиком обязанности передать информацию. Нарушения могут выражаться в непредоставлении информации, несвоевременном ее предоставлении, неполноте или недостоверности переданных заказчику сведений. Если эти действия повлекли ущерб для заказчика, он возмещается на основании ст. 393 ГК. Если данная обязанность подрядчика обеспечена договорной неустойкой, она подлежит взысканию. Кроме того, поскольку в силу ст. 726 ГК информация должна быть передана вместе с результатом работы, то в случае ее непредоставления заказчик может не принимать результат работы и для подрядчика наступят все последствия просрочки в неисполнении обязательства.
Статья 727. Конфиденциальность полученной сторонами информации
Комментарий к статье 727
1. Комментируемая статья посвящена обязанности не передать информацию, а соблюдать ее конфиденциальность. Причем она лежит на каждой из сторон. Информация, не подлежащая разглашению, может быть передана подрядчиком в силу выполнения его обязанности, предусмотренной ст. 726 ГК; заказчик и подрядчик также могут получить такие сведения от своего контрагента при исполнении других обязанностей по договору.
2. Информация, полученная в процессе исполнения договора, во-первых, может содержать признаки объекта интеллектуальной собственности и, соответственно, защищаться Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. (Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2319; СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 505), Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866) и иными нормативными актами. Во-вторых, она может использоваться в режиме коммерческой тайны и защищаться способами, предусмотренными ГК и другими законами. В любом случае, если в договоре предусмотрен конфиденциальный характер информации, получившая ее сторона не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия передавшей стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
Статья 728. Возвращение подрядчиком имущества, переданного заказчиком
Комментарий к статье 728
1. Данная статья посвящена последствиям расторжения договора подряда до его исполнения. Статья 728 предусматривает в качестве таких последствий возврат заказчику предоставленных им материалов, оборудования, переданной для переработки вещи и другого имущества. Если их передать в натуре невозможно (например, они украдены у подрядчика или испорчены им), подрядчик обязан возместить их стоимость, что вполне согласуется со ст. 714 ГК.
2. В комментируемой статье названные последствия связываются с двумя основаниями расторжения договора - нарушение сроков выполнения работы (п. 2 ст. 715 ГК) и недостатки результата работы (п. 3 ст. 723 ГК). Однако в гл. 37 ГК предусматриваются и другие случаи отказа от договора по инициативе заказчика: во-первых, в связи с необходимостью превышения приблизительной сметы (п. 5 ст. 709 ГК); во-вторых, если подрядчик не устранил в срок недостатки, обнаруженные в процессе выполнения работы (п. 3 ст. 715 ГК); в-третьих, отказ возможен в любое время до сдачи результата работы, если иное не предусмотрено договором (ст. 717 ГК). Хотя названные основания не указаны в ст. 728, при каждом из них подрядчик также обязан вернуть заказчику полученное от него во исполнение договора.
Статья 729. Последствия прекращения договора подряда до приемки результата работы
Комментарий к статье 729
1. Норма комментируемой статьи рассчитана на ситуацию, когда работа выполняется иждивением подрядчика. Как и ст. 728 ГК, она предусматривает дополнительное последствие прекращения договора, которое может и не наступить, поскольку данная статья предоставляет заказчику право требовать результата незавершенной работы, а не наделяет обязанностью принять его.
2. Название ст. 729 шире ее содержания. Последствия досрочного прекращения договора подряда не сводятся к передаче результата незавершенной работы заказчику с компенсацией подрядчику затрат. Основные последствия прекращения договора подряда до приемки результата работы различны. Они зависят от оснований расторжения договора и предусмотрены соответствующими статьями гл. 37 ГК.
3. В ст. 729 говорится о прекращении договора подряда до его исполнения. Обращение к другим статьям § 1 гл. 37 ГК, посвященным конкретным основаниям прекращения данного договора, позволяет сделать вывод о том, что большинство из них предусматривает в качестве способа расторжения договора отказ от его исполнения, что является отступлением от общего правила о расторжении договора по соглашению сторон, а при его недостижении - по решению суда. Вместе с тем такой способ соответствует п. 3 ст. 450 ГК и означает, что договорные обязательства считаются прекращенными с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора. Право на такой способ расторжения договора предоставлено как заказчику (п. 5 ст. 709, п. 2 и 3 ст. 715, ст. 717, п. 3 ст. 723 ГК), так и подрядчику (п. 3 ст. 716 и п. 2 ст. 719 ГК).
§ 2. Бытовой подряд
Статья 730. Договор бытового подряда
Комментарий к статье 730
1. В легальном определении, данном в п. 1 настоящей статьи, отражены два конститутивных признака договора бытового подряда. Это - особый субъектный состав и цель использования предмета договора. Подрядчиком по данному договору может быть лишь лицо (физическое или юридическое), осуществляющее предпринимательскую деятельность. Предметом деятельности подрядчика является не любой вид коммерческой деятельности, а именно бытовое обслуживание населения (исключительно или преимущественно в форме бытового подряда). На эту особенность правового положения подрядчика указывает термин "соответствующая" предпринимательская деятельность. Поэтому нормы § 2 гл. 37 ГК не будут распространяться на отношения между гражданином и промышленным предприятием, заключившими разовый договор, например, на ремонт какого-либо предмета бытовой техники. Заказчиком по данному договору выступает гражданин, из чего с неизбежностью вытекает другой определяющий признак бытового подряда - результат работы должен использоваться исключительно для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика.
2. Как все потребительские договоры, договор бытового подряда является публичным (п. 2 ст. 730 ГК). В этой связи исполнитель не вправе при наличии у него возможности отказать заказчику в заключении договора, как не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим (например, в определении платы, срока выполнения работы, иных условий договора, кроме случаев, когда такое предпочтение предусмотрено правовым актом). Разногласия сторон по определенным условиям договора бытового подряда (как любого публичного договора) могут быть переданы заказчиком на рассмотрение суда, независимо от согласия на это коммерческой организации. При необоснованном отказе подрядчика от заключения договора заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении в заключении договора. Бремя доказывания отсутствия возможности выполнить соответствующую работу возложено на коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
Договор бытового подряда может носить характер договора присоединения, если его условия определены в формулярах или иных стандартных формах, разработанных подрядчиком, и заказчик может принять их не иначе как путем присоединения к договору в целом. Такие договорные отношения между подрядчиком и заказчиком помимо норм о бытовом подряде подчиняются правилам ст. 428 ГК.
3. Пункт 3 статьи 730 не только предусматривает регулирование бытового подряда другими законами и иными правовыми актами, но и устанавливает их соотношение с ГК. Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, применяются, если соответствующие отношения не урегулированы ГК. Это означает, что определенные аспекты бытового подряда вообще не урегулированы ГК (например, размер и порядок исчисления неустойки за нарушение сроков начала и окончания работы, а также за нарушение сроков устранения недостатков выполненной работы) либо иные правовые акты регулируют соответствующие отношения более подробно, чем ГК (например, определяют перечень и способы доведения информации до потребителя, устанавливают сроки удовлетворения отдельных требований потребителя).
К отношениям по бытовому подряду применяются не только специальные нормы § 2 гл. 37 ГК, но и общие положения о подряде § 1. Как вытекает из п. 2 ст. 702 ГК, последние регулируют бытовой подряд, если иное не установлено правилами § 2 гл. 37, т.е. субсидиарно. Таким образом, если выстраивать иерархию норм, регулирующих бытовой подряд, то сначала будут применяться статьи § 2 гл. 37, потом Закон о защите прав потребителей и иные соответствующие ему правовые акты, затем общие положения о подряде (§ 1 гл. 37).
4. Среди законов, к которым отсылает п. 3 настоящей статьи, следует выделить Закон о защите прав потребителей, а среди подзаконных актов - Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 (СЗ РФ. 1997. N 34. Ст. 3979), хотя нормы о правах потребителей и их охране сосредоточены и в других правовых актах.