ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4622
Скачиваний: 1
Прежде всего, закон требует, чтобы подрядчик сообщил заказчику об этом и в течение 10 дней ждал его ответа, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен иной срок. В течение указанного срока заказчик должен принять меры по урегулированию вопроса и сообщить подрядчику о принятом решении: о согласии или, напротив, о несогласии с проведением дополнительных работ и увеличением сметной стоимости. Если заказчик согласился на дополнительные работы, то наступают последствия, предусмотренные п. 5 комментируемой статьи. При умолчании же заказчика подрядчик обязан приостановить соответствующие работы. Заказчик наделяется правом доказать отсутствие необходимости указанных в сообщении подрядчика дополнительных работ.
Заказчик, получивший сообщение подрядчика, но не принявший мер к урегулированию возникшей проблемы и не уведомивший подрядчика о несогласии с проведением дополнительных работ либо не доказавший отсутствие необходимости в подобных работах, обязан возместить подрядчику убытки, вызванные вынужденным простоем.
Заказчик, отказавшийся от выполнения дополнительных работ, принимает на себя вызванные этим последствия (см. комментарий к п. 2 ст. 741 ГК).
5. Пункт 4 комментируемой статьи определяет последствия на случай невыполнения подрядчиком возложенных на него п. 3 настоящей статьи обязанностей.
При умолчании подрядчиком о дополнительных работах либо при выполнении их несмотря на неполучение в установленный срок ответа от заказчика на свое сообщение о них заказчик вправе не оплачивать подрядчику дополнительные работы и не возмещать вызванные этим убытки. Указанное правило будет действовать и в том случае, когда подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, включил такие работы в акт приемки-сдачи выполненных работ и заказчик его подписал (п. 10 Обзора Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51). Если, однако, подрядчик сможет доказать необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, заказчик не вправе отказаться от оплаты выполненных дополнительных работ.
6. Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет обязательность для подрядчика выполнения неучтенных в технической документации (дополнительных) работ, на проведение и оплату которых заказчик выразил согласие.
Правило п. 5 взаимоувязано с правилом абз. 2 п. 1 комментируемой статьи и соответствует общему правилу о необходимости выполнения работ в соответствии с заданием заказчика (см. комментарий к п. 1 ст. 740 ГК). Подрядчик вправе отказаться от выполнения работ лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика (к примеру, при отсутствии необходимых лицензий, сертификатов и проч.) либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам. В частности, если подрядные работы по реконструкции здания, сооружения осуществляются на функционирующем предприятии, а дополнительные работы требуют остановки производственных процессов заказчика, что несовместимо, допустим, либо с технологическим циклом, либо с сезонным характером процесса производства и т.п. К примеру, монтажные, пусконаладочные работы на энергоблоках электростанций производятся лишь в период остановки их работы, приурочиваемой к прекращению отопительного сезона.
Бремя доказывания отсутствия возможности выполнить работы возлагается на подрядчика (ст. 56 ГПК, ст. 65 АПК).
Статья 744. Внесение изменений в техническую документацию
Комментарий к статье 744
1. Пункты 1 и 2 комментируемой статьи говорят о праве заказчика в одностороннем порядке изменить техническую документацию и тем самым в одностороннем порядке изменить условие о предмете договора, т.е. об объеме, содержании работ и т.п.
Желание заказчика изменить техническую документацию может возникнуть в силу разных обстоятельств. К примеру, в связи с изменением потребностей заказчика, усовершенствованием отдельных проектных решений либо стремлением применить новые технологии, изменить номенклатуру оборудования и проч. При этом п. 1 настоящей статьи рассчитан на ситуацию, когда вызванные этим дополнительные работы не влекут обязанности изменить сметную стоимость строительства, а п. 2 - на ситуацию, порождающую обязанность заказчика увеличить стоимость строительства.
2. В п. 1 предполагается, что стороны при согласовании сметы предусмотрели в ней денежные средства, направленные на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации. Поэтому заказчик, принимая решение об изменении технической документации, вправе рассчитывать на неизменность договорной цены. Однако решение заказчика о пересмотре технической документации без изменения стоимости строительства может существенно затронуть интересы подрядчика. Поэтому в целях сбалансирования интересов сторон ГК предусмотрел два ограничения в праве заказчика в одностороннем порядке изменить техническую документацию без внесения изменений в смету. Во-первых, ограничение по стоимости дополнительных работ. Стоимость работ должна не превышать 10% указанной в смете общей стоимости строительства, т.е. быть относительно невелика по объему. Во-вторых, ограничение, касающееся существа изменения технической документации. Изменение не должно менять характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. К примеру, изменение технической документации не должно привести к замене работ по капитальному ремонту на работы по строительству нового объекта. Если оба указанных условия заказчиком соблюдены, то подрядчик не вправе отказаться от дополнительных работ, вызванных изменением технической документации (соответственно при условии их оплаты).
3. Пунктом 2 определено условие внесения заказчиком изменений в техническую документацию в ситуации, когда вызываемые этим дополнительные работы превышают по стоимости указанный в п. 1 настоящей статьи предел в 10%. Это условие - предварительное изменение стоимости строительства путем согласования сторонами дополнительной сметы. В названном случае законодатель исходит из того, что стоимость подобных работ не может быть покрыта за счет денежных средств, предусмотренных в смете на оплату непредвиденных расходов, не учтенных в технической документации.
Сказанное также означает, что если стороны не достигнут соглашения о размерах дополнительной сметы (размерах увеличения сметной стоимости строительства), то заказчик не вправе в одностороннем порядке вносить изменения в техническую документацию.
4. В п. 3 комментируемой статьи названо специальное основание для пересмотра сметы по требованию подрядчика - удорожание строительства, когда по не зависящим от подрядчика причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.
Названное специальное основание для пересмотра сметы - особенность строительного подряда. Оно носит характер расшифровки закрепленного в п. 6 ст. 709 ГК абстрактного понятия "существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора". Сказанное означает, что положение о минимальном десятипроцентном объеме превышения сметы представляет собой установленную законом презумпцию того, какого рода превышение стоимости работ по договору строительного подряда считается существенным. Доказать такое превышение обязан подрядчик (ст. 56 ГПК, ст. 65 АПК).
При этом речь идет не об удорожании строительства за счет повышения цен поставщиком или иным контрагентом подрядчика, а об удорожании за счет общего повышения рыночной цены на материалы, ресурсы, услуги и т.п. (в результате централизованного повышения цен на энергоносители, увеличения таможенных пошлин, расходов на обязательное страхование и проч.). Следует подчеркнуть, что ГК не ставит последствия наступления названных обстоятельств в зависимость от того, твердой или приблизительной считается смета (цена работы).
И, напротив, если по тем же самым обстоятельствам стоимость работ возросла менее чем на 10% (к примеру, на 5%), то смета не пересматривается и ее превышение компенсируется за счет средств подрядчика.
Повышение цен на материалы, оборудование, предоставляемые для работ заказчиком, не может вести к изменению сметы по требованию подрядчика.
Отсылка в п. 3 к ст. 450 ГК означает, что наличие специального основания для пересмотра сметы не исключает возможности пересмотра сметы по требованию подрядчика на основании общих положений ст. 450 ГК. Положениями указанной статьи следует руководствоваться также при определении порядка предъявления подрядчиком требования о пересмотре сметы.
5. Подрядчик как профессиональный исполнитель работ обладает специальными познаниями и опытом. В силу этого п. 4 комментируемой статьи закрепляет право подрядчика, установившего дефекты в технической документации, устранить их своими силами и средствами. Заказчик же обязан возместить подрядчику расходы, понесенные в связи с устранением подобных дефектов. Условием возмещения расходов является их разумность, предполагаемая исходя из п. 3 ст. 10 ГК. Следовательно, заказчик может отказаться от возмещения расходов по устранению дефектов в технической документации, только доказав их неразумность.
Статья 745. Обеспечение строительства материалами и оборудованием
Комментарий к статье 745
1. В п. 1 комментируемой статьи конкретизирована закрепленная в п. 1 ст. 704 ГК презумпция о выполнении работы иждивением подрядчика. В силу этой презумпции подрядчик по договору строительного подряда, если иное не предусмотрено соглашением с заказчиком, выполняет работы не только своими силами и средствами, но и из своих материалов, в том числе деталей и конструкций, самостоятельно решая все вопросы обеспечения объекта строительства оборудованием. Заказчик освобожден от обязанности обеспечения строительства материалами и оборудованием. Наиболее ярко это проявляется при заключении договора о строительстве "под ключ". В таком строительном подряде строительство осуществляется, как правило, полностью иждивением подрядчика.
Если же стороны предусмотрели, что строительство в целом или в определенной части обеспечивает заказчик, то соответствующая презумпция либо прекращает действие, либо действует лишь в части обеспечения строительства материалами и оборудованием, предоставление которых не предусмотрено в числе обязанностей заказчика. Подобное регулирование создает стройную систему отношений сторон по обеспечению строительства материалами и оборудованием, сочетающую необходимую формальность со значительной гибкостью в регулировании обязательственных отношений. При строительстве промышленных объектов, уникальных технологических комплексов и т.п. часть обязанностей по материальному обеспечению, прежде всего по предоставлению подлежащего монтажу оборудования, как правило, возлагается на заказчика.
Пункт 1 во взаимосвязи с п. 3 комментируемой статьи означает также, что если применяемые при работах материалы и оборудование, обеспечение которыми возложено на заказчика, не соответствуют указанным в технической документации требованиям и их использование без ухудшения качества работ невозможно, то они подлежат замене заказчиком в срок, обеспечивающий своевременное окончание работ на объекте. При неисполнении заказчиком указанной обязанности наступают последствия, предусмотренные п. 3 комментируемой статьи.
2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет презумпцию, согласно которой сторона, обязанная обеспечить строительство материалами и оборудованием, несет ответственность за неблагоприятные последствия, возникшие вследствие невозможности использования предоставленных ею материалов и оборудования без ухудшения качества выполняемых работ. Эта презумпция может быть опровергнута стороной, в обязанность которой входит обеспечение строительства материалами и оборудованием.
Невозможность использования в строительстве материалов и оборудования возникает, к примеру, при хранении их сверх нормативных сроков, при нарушении технических условий хранения и проч. При этом неблагоприятные последствия могут представлять собой убытки (ст. 15 ГК), включая дополнительные издержки, вызванные простоем, перенесением сроков выполнения работ, ремонтом либо заменой материалов или оборудования и проч.
Так, оборудование, хранящееся сверх нормативных сроков, может быть использовано в строительстве, но после предмонтажной ревизии и устранения дефектов, вызванных длительным хранением. И если обязанность обеспечения оборудованием возложена на заказчика, то и расходы по предмонтажной ревизии и устранению дефектов, вызванных длительным хранением, осуществляются за счет его средств. И, напротив, если заказчик докажет, что хранение оборудования сверх нормативных сроков и вызванная этим невозможность его использования возникли по вине подрядчика, к примеру, просрочившего выполнение работ, предшествовавших монтажу оборудования, то расходы на предмонтажную ревизию и устранение дефектов такого оборудования осуществляются за счет средств подрядчика.
В случае, когда подрядчик при приемке материалов заказчика не обнаружил недостатков и выполнил работы с использованием такого материала, а результат работы не был достигнут или оказался с недостатками, действуют правила п. 2 и 3 ст. 713 ГК.
3. В п. 3 комментируемой статьи конкретизировано правило п. 3 ст. 716 ГК о праве подрядчика на отказ от договора и возмещение убытков в случае непринятия заказчиком необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности работ.
Такими обстоятельствами являются предоставление заказчиком материалов и оборудования, использование которых без ухудшения качества работ невозможно, и отказ заказчика от их замены. Поведение подрядчика, предупредившего заказчика о необходимости замены оборудования, материалов, считается безупречным. Поэтому он вправе отказаться от договора строительного подряда, потребовав от заказчика компенсации реального ущерба (п. 2 ст. 15 ГК) - уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ.
Подрядчик, не отказавшийся от выполнения работ при указанных обстоятельствах, принимает на себя последствия, вызванные недостатками предоставленных заказчиком материалов или оборудования.
Статья 746. Оплата работ
Комментарий к статье 746
1. В комментируемой статье условие об оплате выполненных работ раскрывается через условия о размере платы (цене работ), о сроках оплаты и порядке внесения платежей.
Согласно п. 1 размер платы определяет смета. При отсутствии сметы цена работ определяется соглашением сторон.
Заказчик должен оплатить работы, во-первых, своевременно; во-вторых, соблюдая соответствующий порядок оплаты. Сроки внесения платы и порядок оплаты работ определяются договором строительного подряда или законом, в частности, при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении объектов для государственных нужд. Так, при выполнении работ по оборонному заказу предусмотрено поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее 40% их стоимости (ст. 9 Закона о государственном оборонном заказе).