Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4651

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 787. Договор фрахтования


Комментарий к статье 787


1. Договор фрахтования (чартер) - особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа. Одна из особенностей фрахтования - возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.

2. Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя. Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров. Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК). Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Обязанность предоставления фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства делает договор фрахтования внешне схожим с арендой транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Однако эти договоры различны, так как предоставление всей или части вместимости транспортного средства не означает передачи фрахтователю правомочий по владению и пользованию транспортным средством. При договоре фрахтования техническая и коммерческая эксплуатация транспортного средства осуществляется его владельцем-перевозчиком.

3. Стороны договора фрахтования - перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза. Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица - грузополучателя.


При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику.

4. Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ). Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте. Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность - наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор. Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т.д.

5. Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. Отсутствуют такие требования в ВК и КВВТ. Поскольку договор фрахтования - разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования - консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.


Статья 788. Прямое смешанное сообщение


Комментарий к статье 788


1. Перевозкой в прямом смешанном сообщении именуется перевозка разными видами транспорта по одному транспортному документу. Эти перевозки именуются также комбинированными.

Комментируемая статья предусматривает принятие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Пока соответствующий закон не принят, отношения по прямым смешанным перевозкам регулируются транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ, гл. V УЖТ, разд. VII УАТ).


2. Порядок организации перевозок в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством РФ соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.

В прямое смешанное сообщение включаются железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов, порты, автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Порты, автостанции, аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента извещений об этом в письменной форме и с последующим опубликованием перечня таких портов, автостанций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта (ст. 105 КВВТ, ст. 67 УЖТ).

3. В прямом смешанном сообщении могут перевозиться грузы, пассажиры и багаж. Законодательство устанавливает отдельные категории грузов, которые не могут перевозиться таким образом. В частности, грузы, перевозимые наливом в цистернах, сформированный в плоты лес.

Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов, а также грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

4. При перевозках в прямом смешанном сообщении отдельно регулируется процесс перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой. В частности, распределение обязанностей по разгрузке и погрузке, порядок передачи груза.

По общему правилу при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении их перегрузка обеспечивается:

портами при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов;

перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станций на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станции. Грузы, перевозимые в прямом смешанном сообщении, взвешиваются по требованию принимающей их стороны в присутствии представителя организации транспорта смежного вида.

При отсутствии весовых приборов грузы передаются согласно их массе, указанной в транспортной накладной.

Тарные и штучные грузы, принятые для перевозок в соответствии со стандартом или с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте (пакете) массой и доставленные в пункт перевалки грузов в исправной таре (пакетах), передаются на транспорт другого вида без взвешивания по числу грузовых мест. В таком же порядке эти грузы выдаются получателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузы передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.

Грузы в опломбированных вагонах передаются в пунктах перевалки грузов с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным перевозочных документов.


5. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их разными видами транспорта. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку несет сторона, по вине которой произошла просрочка.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:

на железнодорожных станциях и в морских портах отправления - с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;

в речных портах перевалки грузов - с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний перевозки грузов по внутренним водным путям.

Порядок расчетов за перевалку груза может устанавливаться договором перевозки груза.

6. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы. Каждый перевозчик самостоятельно отвечает за вред, причиненный грузу в период, когда груз находился в его ведении. Претензии, возникшие в связи с перевозками в прямом смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, обслуживающему конечный пункт перевозки.


Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования


Комментарий к статье 789


1. Договор перевозки транспортом общего пользования признается публичным. Это означает, что перевозчик обязан заключить его с любым обратившимся на равных условиях (ст. 426 ГК).

На стороне перевозчика при перевозке транспортом общего пользования может выступать коммерческая организация, внесенная в перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки по обращению любого лица. Деятельность по перевозке транспортом общего пользования фиксируется также в уставе организации. К примеру, согласно пп. 4 п. 11 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 (СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3766), одной из целей ОАО "РЖД" является перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования.

Поскольку на гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, распространяются правила о юридических лицах (ст. 23 ГК), перевозчиком при перевозке транспортом общего пользования может быть и индивидуальный предприниматель.

2. Перевозка отдельными видами транспорта (морским, железнодорожным, речным) предполагает наличие определенной инфраструктуры общего пользования - портов, причалов, железнодорожных путей, складов и т.д.

На речном транспорте действует правило, согласно которому порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования (ст. 3 КВВТ).



Статья 790. Провозная плата


Комментарий к статье 790


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о том, что плата за перевозку определяется соглашением сторон договора перевозки. В случаях, предусмотренных законодательством, тарифы за перевозку устанавливаются уполномоченными на это органами исполнительной власти. Так, на железнодорожном транспорте тарифы на услуги перевозчика, услуги инфраструктуры определяются органом исполнительной власти, регулирующим деятельность естественных монополий (ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169)). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (БНА. 2003. Приложение к N 30).

Обычно размер платы исчисляется исходя из кратчайшего расстояния перевозки. В случаях, указанных в нормативных актах, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Например, согласно п. 2.1 Тарифного руководства N 1 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" за действительно пройденное расстояние плата взимается при перевозке негабаритных грузов.

На размер и порядок платы за перевозку могут влиять различные обстоятельства - скорость перевозки, наличие дополнительных услуг, предоставляемых перевозчиком, и т.д.

2. Поскольку перевозки транспортом общего пользования должны быть доступны всем обратившимся и осуществляться на равных условиях, тарифы на такие перевозки подлежат централизованному регулированию. Льготы определенным категориям лиц при перевозках транспортом общего пользования предоставляются только в случаях, предусмотренных законодательством. Например, законодательством предусматривается право на бесплатный проезд граждан, имеющих право на получение социальной помощи, к месту лечения и обратно (ст. 6.2 ФЗ от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699)).

Тарифы на перевозки транспортом общего пользования на федеральном уровне устанавливаются органами исполнительной власти РФ, а для перевозок в местном сообщении - также органами власти субъектов Федерации. При этом субъекты Федерации не вправе снижать уровень гарантий по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством. Так, было признано не соответствующим законодательству положение Закона г. Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", что на коммерческих маршрутах не обслуживаются льготные категории пассажиров (Определение ВС РФ от 24 декабря 2002 г. N 78г01-82).