Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4647

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Норма п. 3 с. 781 ГК является диспозитивной. Законом или договором может быть, например, предусмотрено, что риск убытков из-за невозможности исполнения несет исполнитель, которому фактические расходы не возмещаются.


Статья 782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг


Комментарий к статье 782


1. По общим правилам ГК чаще всего односторонний отказ от исполнения обязательств применяется в качестве оперативной санкции по отношению к стороне, нарушившей обязательство. Например, ст. 405 ГК предусмотрена такая санкция на случай просрочки должника, когда исполнение утратило интерес для кредитора. Для отказа от исполнения кредитору не надо обращаться в суд, ему достаточно уведомить об отказе должника. Аналогичное значение и правовые последствия отказа от исполнения имеются в виду в ст. 328, 463, 464, 480, 484 и других статьях ГК. Односторонний отказ от исполнения в таких случаях может сопровождаться требованием о возмещении убытков.

По смыслу комментируемого пункта ст. 782 ГК речь идет об отказе заказчика от исполнения при отсутствии правонарушения со стороны исполнителя услуг. Соответственно, лицо, односторонне прекращающее обязательство, обязано возместить исполнителю убытки, но не все, а в виде фактически понесенных исполнителем затрат.

По своей юридической природе односторонний отказ от исполнения обязательства - односторонняя сделка. Эта сделка прекращает обязательство на будущее время. По услугам, оказанным до прекращения обязательства, производятся расчеты: затраты исполнителя на подготовку к исполнению обязательства и стоимость части фактически оказанных услуг возмещаются заказчиком исполнителю, а уже исполненное ему не возвращается.

Возмещение заказчиком затрат исполнителю не является формой его ответственности перед исполнителем, поскольку отказ от исполнения рассматривается как правомерное действие. Например, в отношении пациента были проведены некоторые платные процедуры в порядке подготовки к операции. Однако от операции он отказался. Суммы, оплаченные им за процедуры, ему не возвращаются. Эти платежи учитываются исполнителем в возмещение его затрат на эти процедуры. Подобные расчеты объясняются эквивалентно-возмездным характером гражданских правоотношений, соответствуют принципам справедливости и разумности в гражданском праве. Оплата части цены пропорционально оказанной услуге прямо предусмотрена, например, ст. 32 Закона о защите прав потребителей.

2. Отказ исполнителя от исполнения обязательства сопровождается его обязанностью полностью возместить заказчику убытки. Однако компенсация убытков не всегда способна удовлетворить интересы кредитора. Если, например, информационный центр отказался от оказания услуг коммерческой организации, последняя при наличии конкуренции безболезненно может получить услуги другого информационного центра, оплатив услуги за деньги, полученные в порядке возмещения убытков от первого должника. Иная ситуация, если речь идет об образовательных, медицинских, ветеринарных услугах. Односторонний отказ исполнителя от этих услуг способен причинить огромный моральный вред человеку, буквально непоправимые неблагоприятные последствия для его здоровья из-за отказа в квалифицированных медицинских услугах или невозможности закончить престижный вуз, в который студент с большим трудом поступил. Возмещение ему убытков не способно загладить этот вред.


Вопрос об одностороннем отказе от исполнения по п. 2 ст. 779 ГК применительно к платным медицинским услугам был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Суд отметил, что правовая оценка п. 2 ст. 782 ГК не может быть осуществлена без учета его взаимосвязи с иными нормами ГК, а также положениями других нормативных правовых актов, регулирующих отношения по оказанию медицинской помощи и закрепляющих гарантии реализации прав граждан в данной сфере, в том числе при предоставлении платных медицинских услуг.

Договор о предоставлении услуг признается согласно п. 1 ст. 426 ГК публичным договором. В связи с этим наличие у исполнителя возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательства по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения (см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. N 1)).

Полагаем, что п. 2 ст. 782 ГК должен быть скорректирован с учетом необходимости охраны гарантированных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи (ст. 41 Конституции), на образование (ст. 43), на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Следовало бы ввести запрет на односторонний отказ от исполнения обязательств об оказании социально значимых услуг гражданам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


Статья 783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг


Комментарий к статье 783


Применение общих норм о подряде к рассматриваемым отношениям объясняется единой экономической сущностью совершаемых действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц, независимо от конечного результата совершаемых действий. Сейчас впервые законодательно закреплено, что работы - вид услуг (п. 2 ст. 779 ГК).

Конечно, далеко не все общие нормы о подряде применимы к договорам о возмездном оказании услуг. Не применяются, например, ст. 703, 704 ГК, определяющие права и обязанности подрядчика, связанные с созданием вещи, обеспечением выполнения работ необходимыми материалами. По договору возмездного оказания услуг вещественный результат услуг не создается. Противоречит ст. 780 ГК о личном исполнении обязательства правило ст. 706 ГК о привлечении к выполнению работ третьих лиц - субподрядчиков; ст. 707 - об участии в исполнении работы нескольких лиц. В то же время применимы, например, нормы о сроках выполнения работ (ст. 708 ГК), правила определения цены в договоре (ст. 709).

Применение к договорам о возмездном оказании услуг норм о бытовом подряде возможно, когда заказчиком по договору выступает гражданин, а исполнителем - коммерческая организация, оказывающая услуги на основе публичного договора (ст. 426 ГК), например, услуги связи, медицинские услуги. Любой договор бытового подряда - публичный договор (п. 2 ст. 730 ГК). Соответственно, к подобным услугам и работам в части отношений, не урегулированных ГК, применяются нормы Закона о защите прав потребителей и правовые акты, принятые в соответствии с ним (п. 3 ст. 730 ГК). К договорам о возмездном оказании услуг применимы такие нормы о бытовом подряде, как ст. 731 ГК - о гарантиях прав заказчика; ст. 732 ГК - о предоставлении заказчику информации о предлагаемой работе (услуге); ст. 735 - о цене и оплате работ.



Глава 40. ПЕРЕВОЗКА


Статья 784. Общие положения о перевозке


Комментарий к статье 784


1. Под перевозкой понимается деятельность, опосредующая перемещение определенного объекта из одного пункта в другой. Соглашение между перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем о перевозке именуется договором перевозки. В зависимости от перемещаемого объекта выделяются две основные разновидности этого договора - договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа. Выделение указанных разновидностей обусловлено тем, что в зависимости от перемещаемого объекта (объекта перевозки) различаются порядок оформления договора, требования к условиям перевозки, дополнительным услугам, ответственность сторон и т.д.

2. Перевозка подразумевает использование определенных транспортных средств. По видам транспорта выделяются пять видов перевозки: железнодорожная, воздушная, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом, морская перевозка. Организация перевозочного процесса на каждом из видов транспорта имеет определенную специфику, связанную с особенностями эксплуатации транспортных средств соответствующего вида, а также необходимой для их использования инфраструктуры. Поэтому Гражданский кодекс устанавливает лишь общие для всех видов транспорта положения о перевозках. Перевозки отдельными видами транспорта регулируются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними актами органов исполнительной власти. Основными нормативными актами, регулирующими договор перевозки, являются: на воздушном транспорте - ВК, на железнодорожном - УЖТ, на морском - КТМ, на речном - КВВТ, на автомобильном - УАТ.

Особенности правового регулирования перевозок зависят также от территории, в пределах которой они осуществляются. Перевозка в пределах одного населенного пункта и его окрестностей именуется перевозкой городским (пригородным) транспортом и регулируется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Например, субъекты РФ могут устанавливать правила проезда на отдельных видах городского (пригородного) транспорта, определять тарифы за перевозку городским (пригородным) транспортом. Однако субъекты Федерации не вправе принимать акты, противоречащие федеральному законодательству, в частности, снижать уровень гарантий, предусмотренных федеральным законом. Так, по заявлению прокурора Рязанской области были признаны недействительными отдельные пункты Положения об организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах Рязанской области в режиме "Маршрутное такси" и "Экспресс" с использованием автотранспорта предприятий и организаций различных форм собственности, а также предпринимателей, утвержденного Постановлением главы администрации Рязанской области от 19 октября 1998 г. N 539. Основанием для признания их недействительными явилось то, что они устанавливали более низкий уровень гарантий для пассажиров, нежели предусмотрено УАТ и Федеральным законом "О ветеранах" (Бюллетень ВС РФ. 2002. N 11. С. 4).


Если перевозка предполагает перемещение груза либо пассажира и багажа из одного государства в другое, она приобретает международный характер и регулируется нормами многосторонних и двусторонних международных договоров. К международным договорам, регулирующим перевозки, в которых участвует РФ, относятся, в частности, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (для СССР вступила в силу 28 апреля 1987 г.), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (СССР присоединился к ней 2 сентября 1983 г.). При отсутствии международных актов применяются нормы внутреннего права одного из государств. Выбор права осуществляется соглашением сторон, а при отсутствии указания в договоре на применимое право - определяется в соответствии с коллизионными нормами. По общему правилу к отношениям сторон применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Для договора перевозки - это право страны перевозчика (ст. 1211 ГК).

3. Договор перевозки относят к договорам об оказании услуг фактического характера. Его предмет - действия перевозчика по перемещению объекта перевозки из одного пункта в другой, осуществляемые, как правило, на возмездной основе. Вместе с тем договором перевозки не исчерпываются все отношения, возникающие в связи с перемещением определенных объектов из одного пункта в другой. Перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства или плота опосредуется договором буксировки. Не регулируются положениями о перевозке отношения по транспортировке, т.е. перемещению нефти, газа и др. по трубопроводам.


Статья 785. Договор перевозки груза


Комментарий к статье 785


1. Договор перевозки груза - реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Предмет данного договора - действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. Стороны договора перевозки - грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице, однако чаще - это разные субъекты.

Грузополучатель не является стороной договора перевозки, он - третье лицо (ст. 430 ГК). Поэтому по общему правилу перевозчик не вправе требовать от него исполнения обязанностей по договору перевозки (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 803/01). Исключение составляют случаи, когда это допускается законом. Так, по договору морской перевозки груза получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы перевозчика за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки либо в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение (ст. 160 КТМ). Данное право прекращается, если перевозчик выдал груз до уплаты фрахта, не реализовав предоставленную ему законом возможность обеспечить уплату фрахта путем удержания груза (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; информационное письмо ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81 (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10. С. 91)).


2. Договор перевозки груза считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Передачу груза перевозчику удостоверяют перевозочные документы, предусмотренные законодательством, - транспортная накладная, коносамент, чартер. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня видов перевозочных документов. Их виды и порядок оформления определяются транспортными уставами и кодексами. Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2004 г. по делу N А56-868/03). Применение последствий в виде признания договора незаключенным объясняется тем, что транспортные уставы и кодексы определяют виды документов, составляемых в подтверждение договора, исчерпывающе (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ). Однако п. 2 ст. 117 КТМ устанавливает, что наличие и содержание договора морской перевозки груза может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Данная норма представляется более соответствующей подходу к подтверждающим заключение договора документам как особому способу письменного оформления договора. Несоблюдение письменной формы сделки по общему правилу влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия (ст. 162 ГК РФ).

Транспортная накладная - основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки. Она заполняется грузоотправителем и передается перевозчику. За достоверность сведений накладной отвечает грузоотправитель. Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования. В ней указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость.

На воздушном транспорте составляется не транспортная, а грузовая (при перевозке почты - почтовая) накладная (п. 1 ст. 105 ВК), на автомобильном - товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). Число экземпляров транспортной накладной определяется по числу участников отношений по перевозке. На основании транспортной накладной перевозчик выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ).

При перевозке на внутреннем водном транспорте и по железной дороге на основе транспортной накладной перевозчик оформляет дорожную (железнодорожную) ведомость, отражающую сведения о грузе и расстоянии перевозки. Она сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ней в подтверждение получения груза. Дорожная (железнодорожная) ведомость как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ). Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя. Он составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором указываются отправитель, получатель, необходимые характеристики груза (наименование, качество, количество, особые свойства). Коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой, т.е. закрепляет право ее владельца на распоряжение грузом (ст. 143 ГК). Он может быть именным, ордерным или предъявительским (ст. 146 КТМ).