Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4644

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. На финансового агента ответственность за нарушение клиентом обязательства перед должником не может быть возложена, поскольку финансовый агент не является стороной в этом обязательстве (пункт 3 статьи 308 ГК). Освобождение финансового агента от ответственности перед должником может привести к тому, что должник должен будет произвести ему платеж, будучи не в состоянии в ряде случаев востребовать с клиента убытки, понесенные в результате уступки. Подобная ситуация может возникнуть, например, в случае банкротства клиента, наступившего во время истекшего после уступки периода.

В тех случаях, когда нарушение клиентом условий первоначального договора являлось результатом противоправных действий финансового агента (мошенничество, обман, угроза в отношении цедента для целей совершения им сделки уступки в обход договорного ограничения), не исключена возможность привлечения финансового агента к ответственности за деликт - виновное противоправное поведение в соответствии с правилами главы 43 ГК.

В последнем случае финансовый агент должен как минимум знать о наличии договорных ограничений на уступку. Однако он не может нести ответственность только на том основании, что он знал о существовании ограничений.

4. Комментируемая статья не регулирует отношения, связанные с наличием в договоре между клиентом и должником условия, позволяющего должнику расторгнуть договор, на основании которого возникло уступленное право, в одностороннем порядке в случае нарушения клиентом условия о запрете или ограничении уступки.

Положения комментируемой статьи, устанавливающие, что уступка в обход договорных ограничений не освобождает клиента от обязательств перед должником, не могут рассматриваться как ограничивающие право должника на расторжение договора.


Статья 829. Последующая уступка денежного требования


Комментарий к статье 829


Комментируемая статья определяет условия уступки денежного требования, ранее приобретенного финансовым агентом. Последующая уступка денежного требования допускается только в том случае, если она разрешена договором финансирования под уступку денежного требования. Включение в договор такого условия расширяет возможности рефинансирования финансового агента банками и иными кредитными организациями.

При включении в договор финансирования условия, допускающего последующую уступку, финансовый агент вправе уступить право требования как по договору финансирования, так и по иному договору. Ограничение возможности передачи права требования только определенным субъектам может быть установлено первым договором финансирования.

В случае последующей уступки денежного требования к правам и обязанностям лица, приобретшего права требования, и лица, уступившего права (первоначального финансового агента), а также права и обязанности должника регулируются положениями данной главы.


Так, в том случае, если в основном договоре существовали запрет или ограничение уступки, должник не вправе ссылаться на это обстоятельство в отношении нового финансового агента, так как он был лишен такого права в отношении первоначального финансового агента (ст. 828 ГК).


Статья 830. Исполнение денежного требования должником финансовому агенту


Комментарий к статье 830


1. Для должника совершенная по соглашению между клиентом и финансовым агентом уступка права требования приобретает значение при получении должником письменного уведомления об уступке.

Уведомление определяет для должника лицо, которому должно быть произведено освобождающее от ответственности исполнение обязательства. Именно в этом смысл правила, установленного пунктом 3 статьи 382 ГК: если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается надлежащим исполнением.

2. Определение порядка направления уведомления должнику является важным аспектом взаимоотношений в области финансирования.

При различных видах финансирования используются разные варианты решения вопроса о направлении уведомления.

Так, в некоторых видах коммерческой практики (в частности, при открытом факторинге) обычным порядком является направление клиентом должнику счета с уведомлением об уступке и одновременно с требованием о платеже в адрес финансового агента.

В других случаях должник продолжает производить платежи, как и до уступки, тогда как клиент и финансовый агент договариваются о мерах контроля за банковским счетом или почтовым адресом, на который производится платеж. С тем чтобы избежать любых неудобств для должника, которые могут привести к приостановке нормального потока платежей, при такой практике должник не уведомляется вовсе (при закрытом факторинге). Клиент получает платеж от своего имени, но в интересах финансового агента.

Иногда в тех же целях (чтобы не нарушать обычный порядок платежей) поступают и иным образом: должнику направляют уведомление об уступке и одновременно инструкцию продолжать производить платежи в соответствии с условиями первоначального договора о платеже. В этом случае такое уведомление обычно предназначено для того, чтобы предотвратить приобретение должником прав на зачет после получения уведомления в соответствии с договорами, которые не связаны с первоначальным договором <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно вопрос о праве должника на зачет будет рассмотрен позднее.


При такой практике должник получает новые платежные инструкции (то есть произвести платеж финансовому агенту или другому лицу либо на иной счет или адрес) лишь в исключительных случаях (например, в случае неисполнения обязательств, в частности, при приостановке должником платежей).


3. Учитывая важность определения порядка и момента направления уведомления должнику, как правило, в договоре с учетом конкретных потребностей финансового агента и клиента определяется, кто и в какой момент будет направлять уведомление и (или) платежные инструкции. Если же такая договоренность не достигнута, то право направить уведомление об уступке имеют и клиент, и финансовый агент.

4. Необходимо различать уведомления и платежные инструкции. Цель уведомления - сообщить должнику о произошедшей замене стороны, поэтому в уведомлении должен обязательно определяться финансовый агент. Цель платежной инструкции - сообщить, в какое место и каким образом производить платеж (чаще всего путем указания места открытия и номера счета).

Платежная инструкция может направляться должнику одновременно с уведомлением. В этом случае она направляется клиентом или финансовым агентом в соответствии с их договоренностью.

Уведомление может и не сопровождаться платежной инструкцией либо сопровождаться инструкцией платить в соответствии с условиями первоначального договора. В этих случаях должник платит в порядке, установленном первоначальным договором, но платеж считается произведенным в интересах нового кредитора. После получения уведомления об уступке должник не вправе исполнять инструкции первоначального кредитора, и в этом случае инструкция может быть направлена исключительно финансовым агентом.

5. Между клиентом и финансовым агентом могут иметься специальные договоренности в отношении того, кем из них и в какой момент могут быть направлены уведомление или платежная инструкция должнику. Должник о содержании этих договоренностей, как правило, не знает и не может знать. Это обстоятельство учитывается при рассмотрении вопроса о действии уведомления и платежных инструкций для должника, который не обязан выяснять, вправе или не вправе было то или иное лицо направлять ему уведомление.

Должник освобождается от ответственности, если уведомление направляется в нарушение договоренности между сторонами по договору финансирования под уступку денежного требования и если должник производит платеж на основании уведомления. Договоренности, существующие между клиентом и финансовым агентом, его не затрагивают.

6. Клиент или финансовый агент, направивший уведомление или инструкцию должнику в нарушение достигнутой с другой стороной договора финансирования договоренности, несет ответственность за нарушение обязательства перед своим контрагентом.

7. Защиты должника от риска получения уведомлений и требования произвести платеж от практически неизвестного лица осуществляется путем наделения его правом при получении от финансового агента уведомления просить о предоставлении надлежащих доказательств уступки. Доказательством уступки может являться текст договора финансирования под уступку денежного требования, а также подтверждение клиентом факта совершения уступки в пользу финансового агента.


При неполучении доказательств произведенной уступки должник не будет нести ответственность за исполнение обязательства первоначальному кредитору (клиенту).

8. Исполнение обязательства должником клиенту при неполучении им уведомления или подтверждения уступки (если это необходимо) не влияет на права финансового агента на уплаченные суммы в отношении клиента (статья 831 ГК).


Статья 831. Права финансового агента на суммы, полученные от должника


Комментарий к статье 831


1. Передача финансовому агенту права требования уплаты денежной суммы означает не только его право истребовать от должника платеж. В случаях исполнения обязательства должником финансовый агент приобретает права на имущество, переданное должником в счет исполнения долга. Исполнение может быть произведено должником после уступки клиенту или финансовому агенту либо по указанию одного из них третьему лицу; платеж (исполнение обязательства) может быть произведен в денежной либо в иной форме. Во всех этих случаях существует необходимость в определении прав финансового агента на имущество, переданное должником в счет исполнения по уступленному требованию.

2. Комментируемая статья различно определяет права финансового агента на имущество, передаваемое должником в качестве исполнения по уступленному требованию, с учетом характера договора между финансовым агентом и клиентом.

2.1. При заключении договора финансирования под уступку денежного требования, в рамках которого финансовый агент не имеет права требовать возврата денежных сумм (финансирования) от клиента, а приобретает права в отношении должника посредством покупки, то есть на полном праве, не ограниченном договором, он приобретает права на все суммы, которые он получает от должника.

Приобретение права требования финансовым агентом на указанных выше условиях исключает возможность предъявления требования к клиенту даже в том случае, когда сумма, полученная от должника, окажется меньше, чем предоставленная клиенту. Однако и при превышении полученной от должника суммы финансовый агент не обязан возвращать излишек клиенту. Финансовый агент при таком характере отношений принимает на себя риски неплатежеспособности должника.

2.2. Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченного уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченного уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.

Обязанность финансового агента произвести перерасчет определяется тем, что при таком варианте отношений финансовый агент получает права требования в отношения должника для целей обеспечения исполнения обязательства клиентом. Указанная цель достигается при получении финансовым агентом сумм, которые покрывают сумму долга клиента перед финансовым агентом.


Вместе с тем договором финансирования может быть предусмотрено право финансового агента удерживать полученные от должника суммы даже в том случае, когда они превышают сумму долга клиента перед финансовым агентом.

В любом случае при использовании обеспечительной уступки клиент несет ответственность перед финансовым агентом за возврат долга, если полученные от должника суммы окажутся меньше суммы долга клиента перед финансовым агентом.

3. На определенные комментируемой статьей права финансового агента на полученное от должника не оказывает влияния порядок исполнения обязательств должником.

Момент уступки (момент перехода прав требования) связан с моментом совершения акта уступки права (цессии) между первоначальным (клиентом) и новым (финансовым агентом) кредиторами и по общему правилу не связан с моментом направления должнику или получения должником уведомления об уступке. Для должника исполнение будет считаться надлежащим, если он платит лицу, известному ему в качестве кредитора.

3.1. Если уступка в отношениях между клиентом и финансовым агентом была осуществлена, но должник, не получивший уведомления, исполнил обязательство клиенту (первоначальному кредитору), то последний считается получившим платеж неосновательно, и новый кредитор (финансовый агент) вправе истребовать полученное по иску из неосновательного обогащения <1>.

--------------------------------

<1> Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении (п. 10). Приложение к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2000 N 49 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3. С. 21.


Вместе с тем, если договор финансирования под уступку денежного требования предусматривает осуществление платежей клиенту, при уклонении клиентом от перечисления полученных средств финансовому агенту последний может потребовать осуществления платежа от клиента. Права финансового агента на полученные от должника суммы носят личный характер, и при несостоятельности клиента финансовый агент не обладает никакими привилегиями в отношении полученных клиентом от должника сумм.

3.2. Если должник после получения уведомления об уступке исполняет обязательство клиенту в нарушение полученных в уведомлении инструкций, финансовый агент вправе по своему выбору истребовать исполненное от клиента как неосновательно полученное либо требовать от должника надлежащего исполнения в свой адрес.

Возможность предъявления требования финансовым агентом к должнику определяется тем, что исполнение было произведено лицу, которое уже уступило право и не является вследствие этого кредитором, о чем должник ввиду получения уведомления знал. Обязательство прекращается в том случае, если исполнение было надлежащим (п. 1 ст. 408 ГК РФ). При исполнении, не соответствующем условиям обязательства, в том числе и лицу, не являющемуся кредитором, обязательство не может считаться прекращенным. Надлежащий кредитор вправе требовать от должника исполнения обязательства в свой адрес.