Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. В п. 4 комментируемой статьи определен формальный момент, с которого договор поставки считается измененным или расторгнутым. Любая из указанных в комментируемой статье сторон должна уведомить другую сторону об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично. Хотя в комментируемом пункте об этом прямо не говорится, представляется, что такое уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано лицом, уполномоченным на изменение или расторжение договоров. Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной соответствующего уведомления.


Статья 524. Исчисление убытков при расторжении договора


Комментарий к статье 524


1. В п. 1 комментируемой статьи говорится о способе определения упущенной выгоды, которая в данном случае носит конкретный характер и исчисляется в виде разницы цен двух договоров, где первый договор был расторгнут вследствие нарушения контрагентом обязательств по поставке, а второй заключен на приобретение аналогичного товара взамен товара по расторгнутому договору.

2. В п. 4 комментируемой статьи подчеркивается, что возмещение специальных видов убытков не освобождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще исполнившую обязательство, от возмещения иных убытков, причиненных другой стороне. При этом делается отсылка к ст. 15 ГК (см. комментарий к ней).


§ 4. Поставка товаров для государственных

или муниципальных нужд


Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 525


1. Основаниями поставки товаров для государственных нужд являются государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки товаров для государственных нужд. К таким нуждам относятся создание и поддержание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств, реализация федеральных и региональных целевых программ.

2. Помимо ст. 525 и ст. 506 - 523 ГК к договору поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются в части, не противоречащей ГК, нормы Федеральных законов от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540), от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве" (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3), от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303) и принятого в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 "О мерах по реализации Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1055).



Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 526


1. Особенность государственного контракта, помимо цели закупки товаров, - специальный субъект, действующий в качестве покупателя, - государственный заказчик.

2. В качестве государственного заказчика согласно Закону о поставках продовольствия могут выступать федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а в отношении поставки материальных ценностей в мобилизационный резерв - также и иные федеральные органы исполнительной власти.


Статья 527. Основания заключения государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 527


1. Предпосылка заключения государственного контракта - принятие поставщиком заказа государственного заказчика, после чего заключение государственного контракта становится обязательным.

2. О федеральном казенном предприятии см. ст. 115 ГК.


Статья 528. Порядок заключения государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 528


О заключении договора в обязательном порядке и разрешении преддоговорных споров см. также ст. 445, 446 ГК.


Статья 529. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 529


Договор поставки товаров для государственных нужд заключается, если государственным контрактом предусмотрено, что покупателем товаров является не сам государственный заказчик (хотя бы отгрузка товаров производилась в адрес указанных им получателей), а иное определяемое государственным заказчиком лицо. В этом случае государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику, которое и является основанием заключения договора поставки.


Статья 530. Отказ покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 530


Полученное поставщиком извещение о прикреплении (п. 1 ст. 529 ГК) не влечет возникновения у него обязанности заключить договор поставки, поэтому его право полностью или частично отказаться от указанных в извещении товаров не может быть ограничено.


Статья 531. Исполнение государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 531


По сравнению с обычным договором поставки (§ 3 гл. 30 ГК) особенность исполнения государственного контракта, в котором покупателем является сам государственный заказчик, состоит в том, что на получателя, если иное не предусмотрено государственным контрактом, могут быть возложены обязанности только по принятию, но не по оплате товара.



Статья 532. Оплата товара по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 532


Поручительство - один из предусмотренных ГК способов обеспечения исполнения обязательств. (О поручительстве см. ст. 361 - 367 ГК.) Согласно ст. 532 ГК поручительством обеспечивается обязанность покупателя по оплате поставляемых товаров. В данном случае поручительство возникает непосредственно на основании закона, поэтому заключения отдельного договора поручительства не требуется. Можно сказать, что в этом случае функции договора поручительства выполняет государственный контракт. В случаях, когда нормы ГК о поручительстве являются диспозитивными, отступление от общих правил (например, от правила п. 1 ст. 363 ГК о солидарной ответственности поручителя) должно быть оговорено в государственном контракте.


Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 533


Об отказе от исполнения государственного контракта и договора поставки поставщик обязан уведомить государственного заказчика и покупателя. С момента получения государственным заказчиком и покупателем уведомления покупателя соответственно государственный заказ и договор поставки считаются расторгнутыми (ст. 523 ГК).


Статья 534. Отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту


Комментарий к статье 534


Независимо от того, является ли государственный заказчик одновременно и покупателем заказанных товаров, он обязан возместить убытки, причиненные его отказом от товаров, в том числе в случае реализации поставщиком его права на отказ от исполнения договора (п. 3 ст. 533 ГК).


§ 5. Контрактация


Статья 535. Договор контрактации


Комментарий к статье 535


1. Договор контрактации является одновременно разновидностью договора купли-продажи и договора поставки. Соответственно к нему применяются одновременно нормы купли-продажи и нормы поставки. Сторонами договора контрактации обычно являются предприниматели - производители сельскохозяйственной продукции и ее заготовители. Предмет договора контрактации - сельскохозяйственная продукция в необработанном виде либо получившая первичную обработку.

В качестве продавца в договоре контрактации - производителя сельскохозяйственной продукции может выступать любая организация или физическое лицо, вырастившие (произведшие) собственными силами (силами своих работников) и средствами в своем хозяйстве сельскохозяйственную продукцию.

Покупателем в договорах контрактации является заготовитель. Специфика заготовительной деятельности связана прежде всего со сосредоточением значительных ресурсов сельхозпродуктов в предельно сжатые сроки. Поскольку потребление этой продукции происходит постепенно и в течение длительного времени, вторая важная сторона заготовок - обеспечение хранения сельхозпродуктов в состоянии, пригодном для использования по назначению (для потребления населением или промышленной переработки).


2. Наличие в отношениях контрактации признаков, характерных для поставки товаров, позволяет применять к ней те правила о договоре поставки, которые не противоречат специальным нормам о контрактации (п. 2 ст. 535 ГК). В частности, к контрактации применяется положение ст. 506 ГК о том, что условие о сроке передачи товара - существенное условие договора. Поэтому несогласование условия о сроке передачи товара в договоре контрактации имеет такие же последствия, какие установлены для договора поставки.

В тех случаях, когда сельхозпродукция поставляется для государственных нужд, могут применяться соответствующие правила о поставках для государственных нужд (см. комментарии к ст. 525 - 534).


Статья 536. Обязанности заготовителя


Комментарий к статье 536


1. Комментируемая статья посвящена обязанностям по договору заготовителя. Производство сельскохозяйственной продукции в значительной степени зависит от погодных условий, и в связи с этим к заготовителю как экономически сильной стороне предъявляются более жесткие требования, чем к производителю. Так, на заготовителя может быть возложена обязанность не только принять продукцию у производителя, но и обеспечить ее вывоз (предоставить транспортные средства, работников и т.д.).

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда сельскохозяйственная продукция принимается в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. В таких случаях заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.


Статья 537. Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции


Комментарий к статье 537


Комментируемая статья посвящена обязанностям по договору производителя. Законодатель ограничился указанием на такие обязательные для сторон условия, как количество (см. комментарий к ст. 465) и ассортимент (см. комментарий к ст. 467). Однако при этом будут учитываться положения ст. 457 о порядке исполнения обязанности передать товар; ст. 481 о таре и упаковке товара; ст. 457, 508 о сроках и периодах поставки (см. комментарии к указанным статьям).


Статья 538. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции


Комментарий к статье 538


В изъятие из общего правила об ответственности предпринимателей независимо от вины (см. комментарий к п. 3 ст. 401) по договору контрактации производитель (являющийся по общему правилу предпринимателем), доказавший отсутствие своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности. Это обусловлено тем, что возможность производителя исполнить обязательство зависит не только от него самого, но и от погодных условий. При этом бремя доказывания отсутствия вины лежит на производителе.



§ 6. Энергоснабжение


Статья 539. Договор энергоснабжения


Комментарий к статье 539


1. Договор снабжения энергией - разновидность договора купли-продажи, на который распространяются общие положения договора купли-продажи и нормы, специфические для энергоснабжения. Стороны договора энергоснабжения - граждане и юридические лица. Энергоснабжающая организация - всегда юридическое лицо, тогда как в качестве абонента может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Предмет договора на снабжение энергией - соответственно электрическая или тепловая энергия, поставляемая потребителю через присоединенную сеть. Электрическая энергия предоставляется в виде поступления электрического тока определенного напряжения и частоты в сеть потребителя. Снабжение тепловой энергией осуществляется также через присоединенную сеть путем предоставления потребителю носителей тепловой энергии в виде горячей воды и пара.

2. Статья 426 ГК рассматривает договор энергоснабжения как публичный. Следовательно, энергоснабжающей организацией является коммерческая организация, осуществляющая такого рода деятельность в качестве основной и не имеющая права отказываться от заключения договоров. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) является лицензируемой.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике" (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177) энергоснабжающая организация рассматривается в качестве коммерческой организации, осуществляющей продажу потребителям как произведенной, так и купленной электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях" (СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426) услуги по передаче электрической и тепловой энергии рассматриваются как сфера деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ст. 8 Закона "субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары".

3. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654) для коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) утверждены Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), в соответствии с которыми электрическая энергия, вырабатываемая электростанциями Российского акционерного общества "ЕЭС России", акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными производителями электрической энергии (мощности) независимо от их организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) на принципах конкуренции.