Файл: ГК_1_комм_Эрделевский_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3942

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Согласно п. 3, если должник просрочил исполнение, но обязательство и не могло быть исполнено из-за просрочки кредитора, не наступает никаких юридических последствий, предусмотренных законом или договором на случай просрочки должника, в частности указанных в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

Некоторые случаи, при которых обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, указаны в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 327 ГК.

О просрочке кредитора см. ст. 406 ГК.


Статья 406. Просрочка кредитора


Комментарий к статье 406


1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, она применяется в двух ситуациях.

Первая ситуация: кредитор отказался принять надлежащее исполнение.

Вторая ситуация: кредитор не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

Случаи, указанные в п. 2 ст. 408 ГК, ссылка на который содержится в абз. 2 п. 1, относятся к первой ситуации. Говоря о ней, следует отметить, что хотя в п. 1 сказано о надлежащем исполнении, которое предложено должником, это выражение нельзя понимать ограничительно: в соответствии со ст. 313 ГК исполнение может быть предложено и третьим лицом.

Вторая ситуация, к которой относятся нормы данной статьи, сводится к тому, что кредитор должен был совершить некие действия, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства; это, безусловно, означает, что имеет место какое-то иное обязательство, в котором стороны поменялись местами, а именно: в нем кредитор является должником, а должник - кредитором. Это обязательство, которое условно названо нами "новым", очевидно является незначительным по сравнению с основным обязательством; оно также всегда дополнительно по отношению к основному обязательству. Речь, таким образом, идет о наличии двух встречных обязательств (ст. 328 ГК).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации просрочка кредитора может расцениваться как неисполнение кредитором своих обязательств должника по этому дополнительному, но все же отдельному обязательству, и влечь последствия по ст. 405 ГК: речь идет не о просрочке кредитора, а о просрочке должника, в роли которого выступает кредитор.

2. В п. 2 предусмотрены правовые последствия просрочки кредитора.

Общая норма состоит в том, что просрочивший кредитор обязан возместить должнику убытки, причиненные просрочкой. Однако кредитор не обязан их возмещать в тех случаях, когда он докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые он сам не отвечает. Очевидно, эта норма исходит из того, что просрочивший кредитор отвечает на основе "принципа вины" и подлежат применению по аналогии нормы п. п. 1 и 2 ст. 401 ГК.

Пункт 2 ст. 406 предусматривает еще один случай освобождения кредитора от ответственности при просрочке кредитора: принятие исполнения было возложено в силу закона, иных правовых актов или поручением кредитора на третье лицо. В этом случае просрочивший кредитор освобождается от ответственности, если докажет, что просрочка произошла в результате обстоятельств, за которые это третье лицо не отвечает. Это уже ответственность кредитора, основанная не на "принципе вины", а более широкая ответственность. Вместе с тем это не такая широкая ответственность, которая предусмотрена в п. 3 ст. 401: кредитор все же не отвечает за случайную просрочку.


Если в соответствии с п. 2 кредитор освобождается от возмещения убытков, то с него не может быть взыскана и неустойка (а также проценты по ст. 395 ГК).

3. В п. 3 содержится норма, освобождающая должника от обязанности платить проценты за время просрочки кредитора. Термин "проценты" должен пониматься здесь в самом широком смысле: как проценты по ст. 395 ГК, как различные виды неустоек, а также как проценты, которые предусмотрены договором за правомерное пользование чужими денежными средствами (см., например, ст. ст. 809, 819 ГК).

Норма, содержащаяся в п. 3, применяется как в тех случаях, когда кредитор отвечает за просрочку, так и в тех случаях, когда кредитор не несет такой ответственности.


Глава 26. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ


Статья 407. Основания прекращения обязательств


Комментарий к статье 407


1. В названии гл. 26 и в п. 1 комментируемой статьи термин "прекращение обязательства" применен как родовой, обобщающий, означающий отпадение, исчезновение самого обязательства, а не как прекращение обязательства между данными конкретными сторонами.

Если в обязательстве изменился должник или (и) кредитор, то обязательство не является "прекратившимся", хотя для данного должника (и/или кредитора) оно, конечно, прекратилось.

Обязательство считается прекратившимся и в том случае, если оно как таковое уже не должно исполняться, хотя для должника возникла ответственность вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им этого обязательства.

В п. 1 установлен общий принцип: обязательство может прекратиться только в том случае, если для этого имеется основание, предусмотренное ГК, другим законом, иным правовым актом или договором.

ГК предусматривает целый ряд оснований для прекращения обязательств. Прежде всего они содержатся в статьях гл. 26, но имеются и в других главах и нормах ГК (например, п. 2 ст. 396, п. 3 ст. 425, ст. ст. 450, 451).

Закон о банкротстве также указывает на целый ряд оснований прекращения обязательств (ст. ст. 95, 102, 159 и др.).

Как вытекает из п. 1, договор в любом случае может предусматривать основания для прекращения обязательства. Обычно в нем указывается, что вытекающие из него обязательства прекращаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон; при этом, как правило, прописывается и механизм прекращения обязательств. В этих случаях обязательства прекращаются без решения суда (если иное не предусмотрено в договоре), и нормы ст. 450 ГК здесь не подлежат применению.

Закон предусматривает и возможность не полного, а частичного прекращения обязательства, если предмет исполнения обязательства делим. Так, в авторском договоре может предусматриваться, что лицензиат после четырех показов фильма по телевидению не имеет права на дальнейшие показы, но сохраняет право выпускать фильм на видеокассетах. Если же он неделим ("обязательство передать автомобиль в собственность кредитору"), обязательство может прекратиться только полностью.


2. В п. 2 устанавливается правило, согласно которому прекращение обязательства по требованию одной из его сторон возможно только в случаях, предусмотренных законом или договором. Иными словами, подзаконные нормативные акты не могут предусматривать такие случаи прекращения обязательств.

Обычно закон или договор допускают возможность досрочного прекращения обязательства по требованию одной из сторон, если другая сторона нарушает условия обязательства (ст. ст. 619, 620, п. 1 ст. 720 ГК).

Зафиксированное в договоре условие о праве стороны заявить об одностороннем прекращении обязательства (обычно в случае нарушения обязательства другой стороной) является, по сути дела, прекращением обязательства, когда возможность такого результата была заранее предусмотрена обеими сторонами. Это не есть односторонний отказ от исполнения обязательства, о котором говорится в ст. 310 ГК.

Прекращение обязательства по требованию одной из сторон может быть также полным или частичным.


Статья 408. Прекращение обязательства исполнением


Комментарий к статье 408


1. Как уже отмечено в комментарии к ст. 407, прекращение обязательства является родовым понятием, включающим и такое его основание, как надлежащее исполнение.

О надлежащем исполнении обязательств говорится в ст. ст. 310, 312, 313, 314, 316 и других статьях гл. 22 ГК.

2. В п. 2 говорится о письменной или иной документарной форме подтверждения исполнения обязательства. При этом следует отметить, что исполнение обязательства представляет собой сделку, а закон предусматривает возможность совершения определенных сделок и в устной форме, причем устные сделки совершаются только по соглашению сторон. Однако должник всегда может потребовать письменного или иного документарного оформления исполнения.

В абз. 1 п. 2 установлена обязанность кредитора по требованию должника (или иного лица, производящего исполнение) выдать последнему расписку в получении исполнения.

Обязанность выдачи расписки в частичном исполнении возникает лишь тогда, когда такое исполнение допустимо (см. ст. 311 ГК).

Нормы, содержащиеся в абз. 2 п. 2, также применяются только в тех случаях, когда об этом будет заявлено соответствующее требование со стороны должника: абз. 3 п. 2 упоминает об "отказе кредитора", а отказ может последовать только при наличии требования.

Комментируемая норма не поясняет, каково должно быть содержание надписи кредитора на возвращаемом долговом документе. Представляется, что достаточно подписи кредитора.

В случаях, когда кредитор выдал расписку в получении исполнения, но не указал в ней на невозможность возвращения долгового документа, обязательство должно считаться исполненным, если будет доказано, что расписка выдана позже составления долгового документа.

Указанные в абз. 2 п. 2 способы документарного подтверждения исполнения обязательств не следует толковать ограничительно. На практике встречаются и иные способы, а именно роспись в платежной ведомости, отметка на экземпляре договора. Все они являются допустимыми.


В абз. 3 п. 2 указывается на право должника задержать исполнение в определенных случаях. Однако полагаем, что в этих случаях должник вправе исполнить обязательство путем внесения долга в депозит (ст. 327 ГК).

О последствиях просрочки кредитора говорится в ст. 406 ГК.


Статья 409. Отступное


Комментарий к статье 409


В комментируемой статье предусматривается возможность достижения сторонами соглашения о прекращении обязательства предоставлением должником взамен исполнения отступного, т.е. другого исполнения. Таким образом, "отступное" - это другой предмет обязательства, а "соглашение" представляет собой самостоятельную сделку и должно быть совершено по правилам, относящимся к форме сделок.

Если соглашение об отступном заключается одновременно с возникновением основного обязательства (например, включение в основное обязательство условия о возможности замены исполнения уплатой исключительной неустойки), то имеет место альтернативное обязательство (ст. 320 ГК).

Поэтому, строго говоря, отступное имеет место лишь в тех случаях, когда соглашение об отступном достигается после возникновения основного обязательства.

Вместе с тем соглашение об отступном может быть заключено как после наступления срока исполнения обязательства, так и до этой времени. Иными словами, оно может быть заключено как в том случае, когда срок исполнения основного обязательства уже наступил (или прошел), так и ранее.

Данная статья не содержит никаких указаний относительно стоимости отступного по сравнению со стоимостью первоначального предмета исполнения: этот вопрос решается по усмотрению сторон.

Если стороны достигли соглашения об отступном, то в соответствии с нормой данной статьи первоначальное обязательство считается прекратившимся в тот момент, когда должник предоставит отступное, а не в момент заключения самого соглашения. Тем самым соглашение об отступном, в отличие от новации (ст. 414 ГК), лишь "откладывает" исполнение обязательства, т.е. прекращает обязательство при условии предоставления отступного. Таким образом, соглашение об отступном - это условная сделка о новации обязательства.

Соглашение об отступном и само отступное могут касаться предмета обязательства не целиком, а лишь его части.

В судебной практике сформулированы следующие положения, касающиеся отступного:

1) обязанность должника уплатить денежную сумму может быть прекращена выдачей (передачей) векселя на согласованных с кредитором условиях; при этом если сторона, выдавшая (передавшая) вексель, не несет по нему ответственность, такие действия должника прекращают обязательство на основе ст. 409;

2) соглашение о передаче предмета залога в собственность залогодержателю является действительным, если оно может быть квалифицировано как соглашение об отступном;


3) соглашение о размере, сроке и порядке предоставления в качестве отступного недвижимого имущества не требует государственной регистрации.


Статья 410. Прекращение обязательства зачетом


Комментарий к статье 410


Как следует из комментируемой статьи, зачетом является погашение, взаимозачет встречных однородных требований. При этом фактического исполнения этих встречных требований не производится, обязательства исполняются лишь мысленно; тем не менее результат достигается тот же, что и при фактическом исполнении, поэтому зачет следует отнести к надлежащему исполнению обязательств, причем зачет приводит к прекращению по крайней мере двух обязательств. Одно из них может прекратиться полностью, а другое - частично.

Хотя в данной статье говорится о зачете встречных требований, он не ограничивается случаями встречного исполнения обязательств (ст. 328 ГК). Из второй фразы ст. 410 следует, что зачет может производиться по одностороннему заявлению стороны во встречных обязательствах; при этом другая сторона по общему правилу не может возражать против осуществления зачета. Одностороннее заявление может быть сделано заранее, до момента наступления срока исполнения обязательства.

Кроме одностороннего заявления, зачет может производиться по соглашению сторон. Соглашение сторон о производстве зачета (зачетов) также может быть заключено до наступления срока исполнения "засчитываемого" обязательства.

Таким образом, одностороннее заявление, а также соглашение о намерении осуществить зачет могут иметь место в любое время, а сам зачет производится только после наступления срока исполнения или после наступления момента, когда сторона, производящая зачет, может заявить о наступлении срока исполнения обязательства.


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).


Зачет может также производиться в силу указания закона (см., например, ч. 1 ст. 853 ГК). Однако п. 2 ст. 399 ГК не обязывает кредитора произвести зачет требований к основному должнику: в данном случае зачет производится по желанию кредитора (иное мнение высказано О.Ю. Шилохвостом. См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 2-е изд. М., 2003. С. 780 - 781).

В некоторых случаях закон указывает на допустимость осуществления зачета (см., например, абз. 5 п. 2 ст. 344, п. 4 ст. 350, ст. 832, п. 4 ст. 954 ГК). Это не означает, что в других случаях, когда в законе отсутствуют такие указания, зачет недопустим.

По смыслу комментируемой статьи зачет совершается в момент фактического наступления необходимых для зачета условий (включая и заявление или соглашение о зачете). Никакого судебного утверждения зачет не требует. Поэтому, если вопрос об имевшем место зачете возникает в суде, истец должен доказывать, в связи с чем зачет не состоялся.