ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4073
Скачиваний: 3
2. Из изложенного вывода вытекает ряд существенных следствий. Во-первых, передача должна соответствовать правилам ГК о сделках и может быть признана недействительной, как и любая сделка. При этом, как уже отмечено в комментарии к ст. 223, недействительность договора об отчуждении вещи во всяком случае влечет и недействительность передачи в силу ее каузальности (традиции).
Во-вторых, получение владения вещью приобретателем лишь тогда приведет к возникновению у него права собственности, когда владение получено по воле отчуждателя (собственника или иного лица, управомоченного на отчуждение вещи). Если же воля отчуждателя не направлена на передачу владения либо владение получено помимо воли отчуждателя, то сделка как совместное и согласное волеизъявление двух сторон - собственника (отчуждателя) и приобретателя - не может считаться состоявшейся. Соответственно, нет и передачи как юридического факта, создающего право собственности. Поэтому любые действия по насильственному или одностороннему завладению вещью приобретателем не являются передачей в смысле п. 1 ст. 224 и не влекут возникновения у него права собственности и в том случае, если имеется основание, предусмотренное ст. 218 ГК, - договор купли-продажи и т.д.
3. Как и любая сделка, передача вещи представляет собой определенное внешнее действие, доступное восприятию его участников и третьих лиц. Закон не допускает совершения передачи путем молчания, поэтому такой способ совершения данной сделки исключен. В то же время возможны любые иные действия, в том числе конклюдентные.
4. Как правило, передача вещи является исполнением соответствующего обязательства - из договора купли-продажи, мены, дарения. Могут быть и недоговорные обязательства, в силу которых передаются вещи в собственность кредитора, - из причинения вреда (ст. 1082 ГК), из неосновательного обогащения (ст. 1104 ГК). В этом случае не исключено применение норм ст. 224 по аналогии.
Исполнение договорного обязательства по передаче вещи в собственность приобретателю выступает как юридическое действие (сделка) и имеет эффект, поскольку совершается дееспособным лицом. От имени юридического лица передачу могут совершать его работники, в круг служебных обязанностей которых входит совершение соответствующих действий, а также его органы и представители.
5. Если имущество подлежит продаже с публичных торгов, то обязанностью судебного пристава является не только проведение торгов, но и фактическая передача проданного имущества покупателю. С этой целью пристав должен предварительно либо изъять имущество у должника в свое владение, либо передать это имущество должнику или иному лицу на хранение. После заключения договора продажи имущества с торгов пристав, выступающий в роли продавца, обязан передать имущество покупателю, не ограничиваясь составлением актов или получением государственной регистрации права собственности на проданное имущество.
Если торги не состоялись и имущество передается взыскателю, то и в этом случае пристав должен передать вещь во владение взыскателя (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 апреля 2000 г. по делу N 6786/99).
6. Передача может быть оформлена актом передачи (приема и передачи). Если акт не соответствует действительности, например фактически указанное в нем имущество не передавалось или передано не тем лицам, которые в нем указаны, акт может быть оспорен как фиктивный и не имеющий доказательственной силы.
7. Передача имущества независимо от того, оформлялась ли она письменными документами, отражает лишь волю на саму передачу права собственности, но не затрагивает иных условий отчуждения - цены товара, способов и сроков платежа и проч. Эти условия относятся к договору об отчуждении, а не к передаче и должны обсуждаться применительно к условиям договора.
Только в том случае, когда договор заключается одновременно с передачей вещи, например передается товар вместе с товаротранспортной накладной без всякого иного основания, прием товара одновременно означает и заключение договора на условиях, указанных в сопровождающих товар документах.
8. Передача - процесс обоюдный, тогда как право собственности на вещь не может быть одновременно у двух лиц. Поэтому важно определить, когда передача состоялась, завершена, чтобы точно указать момент возникновения права собственности у приобретателя. Таким моментом является установление фактического владения вещью приобретателем, т.е. полного физического контроля над ней. Контроль выражается, в частности, в установлении охраны или занятии объекта, когда речь идет о недвижимости. Если на том же объекте находятся лица, не связанные с приобретателем отношениями подчиненности, владение не может считаться установленным.
Движимые вещи вручаются приобретателю, т.е. передаются под его непосредственный контроль так, чтобы он мог их независимо от любых иных лиц перемещать, паковать, размещать в хранилище и т.д. Если приобретатель - юридическое лицо, вручением является передача вещи тому работнику (работникам), в служебные обязанности которого входит получение данного имущества.
9. К передаче вещи приравнивается сдача перевозчику для отправки или сдача в организацию связи для пересылки. Если условием договора об отчуждении вещи является ее доставка приобретателю, вещь считается врученной с момента фактического поступления во владение приобретателя.
10. Если приобретатель указал вместо себя третье лицо, которому следует передать вещь (ст. ст. 312, 313 ГК), то право собственности у приобретателя возникает с момента вручения вещи этому третьему лицу, а само третье лицо становится с того же момента законным владельцем вещи.
11. Если собственник (отчуждатель) вещи не передает ее приобретателю, хотя обязан это сделать в силу договорного обязательства, то приобретатель вправе истребовать вещь из владения собственника или иного отчуждателя, должника по обязательству о передаче вещи (ст. 398 ГК). В этом случае право собственности у приобретателя возникает с момента фактического овладения вещью, полученной в установленном законом порядке, например от судебного пристава в рамках исполнительного производства. В то же время насильственное завладение вещью против воли должника, равно как и изъятие ее у третьих лиц без разрешения должника, связанного с третьими лицами (законными владельцами) отношениями, позволяющими ему давать им обязательные для исполнения указания, не приведет к возникновению права собственности у приобретателя.
12. Если отчуждаемая вещь ранее находилась у приобретателя по иному основанию (законное владение) или без основания (незаконное владение), она считается врученной приобретателю с момента заключения договора об отчуждении вещи.
Например, если был заключен договор аренды или хранения вещи, а затем собственник заключил договор купли-продажи этой же вещи с арендатором (хранителем), она будет считаться переданной во владение приобретателя с момента заключения договора.
13. Если вещь является предметом виндикационного иска и в процессе спора ответчик выплачивает истцу по мировому соглашению стоимость вещи, то с момента заключения соглашения (вступления в законную силу определения суда об утверждении мирового соглашения) вещь считается поступившей во владение ответчика.
14. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее. Это правило ускоряет оборотоспособность товаров и позволяет распоряжаться ими без перегрузки и фактической передачи, что особенно ценно в случаях, когда товар приобретается с целью перепродажи на ином рынке.
15. Если имущество передается не с целью возникновения права собственности у приобретателя, а с иной целью - исполнения договора о временном пользовании вещью, для осмотра и т.д., то нормы ст. ст. 223, 224 ГК на отношения сторон не распространяются. Передача вещи по договору, не являющемуся договором об отчуждении вещи, не влечет возникновения у владельца никакого имущественного права, а все имеющиеся у него права возникают в силу договора, например аренды, и моментом их возникновения является момент заключения соответствующего договора о временной передаче вещи, а не момент передачи, если только стороны не придали передаче характер отлагательного условия (ст. 157 ГК). Но и в этом случае у владельца вещи возникают лишь обязательственные (личные) права и обязанности по отношению к другой стороне, а не собственные права на переданное имущество.
Статья 225. Бесхозяйные вещи
Комментарий к статье 225
1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 - 233 ГК). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.
Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.
2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК).
Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.
3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.
Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.
Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество.
4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.
К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК), безнадзорных животных (ст. ст. 230, 231 ГК), клада (ст. 233 ГК) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст. 234 ГК), если это не исключается соответствующими нормами.
5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 - 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 - 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.
Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 - 228, 231, 233.
6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 - 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 - 228, 231, 233.
7. Другое условие приобретения по давности - владение имуществом как своим собственным - также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом - осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 - 228, 231, 233.
Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.
Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 - 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.
8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 - 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.
Наконец, нормами ст. ст. 225 - 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.
9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст. 234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.
10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 - 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.