ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4072
Скачиваний: 3
Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 - 228, 231, 233, как и по ст. 234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника. Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.
Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 - 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст. 302 ГК.
В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца.
11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 - 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.
Например, в практике возник вопрос: должен ли суд удовлетворить виндикационный иск собственника, у которого вещь была похищена, истребующего ее от лица, которое получило право собственности в порядке ст. 228 ГК (приобретение права собственности на находку). Дело в том, что виндикационный иск был заявлен в течение срока исковой давности (три года), но к тому моменту ответчик уже имел право собственности, полученное в порядке ст. 228 ГК. В данном случае в иске должно быть отказано, так как приобретение права собственности на вещь, которая могла бы быть виндицирована от любого приобретателя, исключается после того, как прежний собственник утратил свое право собственности в силу ст. 228.
Аналогичные правила применяются и для всех других случаев приобретения собственности по ст. ст. 225 - 228, 231, 233.
12. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет и затем обращаются в муниципальную собственность либо в собственность владельца по правилам, изложенным в п. 3 ст. 225.
Недвижимой вещью может быть признан лишь такой объект, который является недвижимостью, т.е. был выстроен и сдан в эксплуатацию с соблюдением правил ст. 219 ГК, либо был ранее зарегистрирован в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, но собственник которого отсутствует либо неизвестен. Например, бесхозяйной недвижимой вещью может быть признано строение, последним собственником которого значится ликвидированное юридическое лицо.
В то же время не может быть признано бесхозяйным самовольно возведенное строение. К такому строению применяются правила ст. 222 ГК, а не ст. 225. Не может быть признан бесхозяйным и незавершенный строительством объект, на который сохраняются права застройщика.
Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался
Комментарий к статье 226
1. Институт отказа от вещи (derelictae) является классическим. Римские юристы считали, что брошенная вещь утрачивается не сразу, а по истечение давности, что давало возможность прежнему собственнику в течение года предъявить виндикационный иск к владельцу. Применительно к ст. 226 логика этого правила проявляется в том, что для обращения в собственность вещей, стоящих дороже определенной суммы, требуется выполнение специальных процедур - обращение в суд за признанием вещи бесхозяйной, до окончания которых собственник может вернуть себе вещь.
Статья затрагивает судьбу только движимых вещей.
2. Отказ от вещи имеет природу односторонней сделки и потому должен быть совершен способом, доступным восприятию третьих лиц.
Отказ от вещи должен быть безусловным. Например, при рассмотрении налогового спора прекращение заботы об имуществе, его охраны, ремонта, притом что оно по-прежнему учитывалось на балансе юридического лица, было расценено в том смысле, что собственник не отказался от имущества.
3. Статья предусматривает различный порядок приобретения вещи в собственность в зависимости от ее стоимости.
Вещи, стоящие явно менее пяти МРОТ, а также лом металлов и иные отходы производства обращаются в собственность владельца земельного участка, водоема или иного объекта, где находится брошенная вещь, сразу, как только владелец совершит любой акт, который может считаться обращением вещи в собственность (складирование, переработка и т.п.).
Более дорогое имущество может быть обращено в собственность после признания его в судебном порядке бесхозяйным. Обратиться в суд с соответствующим заявлением может не только владелец земельного участка или иного объекта, где была брошена вещь, но любое лицо, завладевшее ею.
Соответственно, собственник может вернуть себе владение вещью до решения суда. Вступление в силу решения суда о признании вещи бесхозяйной приводит к возникновению в лице владельца права собственности на вещь.
Статья 227. Находка
Статья 228. Приобретение права собственности на находку
Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
Комментарий к статьям 227 - 229
1. Нормы о приобретении права собственности на находку следует применять в связи с нормами ст. ст. 225 и 226 ГК.
Потерянной может считаться лишь такая вещь, от которой собственник не отказался. Если из обстоятельств находки ясно либо впоследствии выяснится, что собственник отказался от вещи, ситуация подпадает под действие правила ст. 226 ГК, а не ст. 227.
2. По смыслу ст. 227 правила о находке распространяются на движимые вещи. Недвижимая вещь, очевидно, не может считаться потерянной собственником и может быть либо брошенной им (ст. 226), либо бесхозяйной (ст. 225). Следовательно, нормы ст. 227 не могут распространяться на недвижимые вещи.
3. Статья 227 равным образом применима как в тех случаях, когда нашедший вещь знает, кто является ее хозяином, так и в случаях, когда собственник либо иные владельцы вещи ему неизвестны.
4. В силу находки у нашедшего вещь лица возникают обязанности по уведомлению собственника (владельца) или компетентного органа и хранителя, если вещь не передана на хранение иному лицу или органу.
Нашедший вещь обязан известить о находке собственника либо потерявшее вещь лицо. Если эти лица ему неизвестны, о находке должно быть сообщено в милицию или орган местного самоуправления.
Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она должна быть передана владельцу этого помещения или средства транспорта, который тем самым приобретает права и обязанности лица, нашедшего вещь.
Найденная вещь хранится либо у нашедшего ее лица, либо в милиции или органе местного самоуправления, которые вправе передать ее по договору хранения иному лицу.
5. В данном случае возникает хранение в силу закона, поэтому отношения по хранению между нашедшим вещь лицом и собственником регулируются общими нормами о хранении (ст. 906 ГК), поскольку из норм ст. ст. 227, 229 не следует иное.
6. Лицо, управомоченное получить вещь, - собственник или владелец - обязано заявить о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента заявления о находке. Если такое заявление не сделано, а лицо, управомоченное получить вещь, не будет установлено, право собственности на находку приобретает нашедший вещь.
7. Следует обратить внимание на то, что лицом, уполномоченным получить вещь, может являться не только собственник или владелец, но и иное лицо. Например, собственник вправе заключить договор на поиски вещи и передать полномочия на ее получение иному лицу, не исключен и договор о передаче, в том числе об отчуждении вещи, под условием, что получатель вправе отыскивать ее и приобретает собственность после фактического получения вещи.
8. Указание на то, что заявление должно сделать лицо, имеющее право на вещь, ставит вопрос, может ли быть такое заявление сделано незаконным владельцем, потерявшим вещь. Например, если покупатель вещи по незаконной сделке потерял ее и затем принимает меры к розыску, то ему может быть указано на то, что он не имеет права на вещь. В этом случае следует исходить из того, что незаконный владелец вправе защитить свое владение от любого лица, кроме собственника и законного владельца (п. 2 ст. 234 ГК). Поскольку нашедший вещь не является ни собственником, ни законным владельцем, нет оснований ставить под сомнение право незаконного владельца вернуть себе потерянную вещь. В то же время, если заявление о пропаже будет сделано одновременно и собственником, и незаконным владельцем, выдача вещи будет зависеть от спора между ними, который может быть решен в пользу собственника.
9. Заявление должно быть сделано, по-видимому, в тот орган местного самоуправления, на территории которого произошла пропажа. Однако вещь может быть найдена в другом месте. Кроме того, лицо, потерявшее вещь, может не знать, где точно произошла пропажа. Поэтому заявление, сделанное и в иной орган местного самоуправления, равно как и в несколько органов, следует считать надлежащим. В то же время, если такое заявление сделано явно неразумно и недобросовестно (например, в отдаленном регионе, где явно не могло быть никаких сведений о находке), предметом обсуждения может стать вопрос об отказе в защите права по мотивам п. 3 ст. 10 ГК.
10. Если нашедший вещь откажется от приобретения ее в собственность, она поступает в муниципальную собственность.
11. Если вещь будет возвращена лицу, управомоченному на ее получение, нашедший вещь вправе получить от этого лица возмещение необходимых расходов по хранению вещи, а также иных затрат, указанных в п. 1 ст. 229. В том случае, когда вещь поступила в муниципальную собственность, эти расходы возмещаются органом местного самоуправления.
12. Если нашедший вещь вел себя добросовестно, т.е. выполнил все обязательства, установленные п. п. 1, 2 ст. 227, он вправе требовать вознаграждения в размере до 20% стоимости вещи.
Если вещь не имеет значительной стоимости, но представляет ценность только для лица, имеющего право на ее получение, размер вознаграждения определяется соглашением между нашедшим вещь лицом и ее получателем.
Если вознаграждение было публично обещано, обязанность по его выплате регулируется ст. ст. 1055, 1056 ГК.
Возможные споры о размере вознаграждения рассматриваются в судебном порядке.
Статья 230. Безнадзорные животные
Статья 231. Приобретение права собственности на безнадзорных животных
Статья 232. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
Комментарий к статьям 230 - 232
1. Нормы о приобретении права на безнадзорных животных аналогичны нормам ст. ст. 227 - 229 ГК о приобретении права на находку. Их специальное выделение объясняется теми особенностями, которые продиктованы самим объектом.
2. Закон требует заботы и повышенного внимания к животным. Соответственно, определены те права и обязанности, которые затрагивают содержание животных.
Во-первых, не предусматривается возможности передачи их милиции или органу местного самоуправления. Животные могут быть оставлены либо лицом, нашедшим их, либо переданы на содержание другому лицу.
Во-вторых, повышена ответственность лица, содержащего животных: оно должно их не только сохранить, но и надлежаще содержать. При этом, в отличие от правила п. 4 ст. 227, ответственность за гибель или порчу животных наступает не только в случае умысла или грубой неосторожности, но при любой форме вины. Пределом ответственности является стоимость животных.
В то же время п. 3 ст. 230 предусматривает пользование животными. Это означает право на получение в собственность той продукции, которая получена от животных (шерсть, молоко), а также право на приплод.
В-третьих, допускается возврат животных прежнему собственнику даже и после перехода их в собственность другого лица, если будет установлено, что животные сохранили привязанность к прежнему собственнику, либо выяснится, что новый собственник обращается с животными жестоко или ненадлежащим образом.
3. Закон не предусматривает права иных лиц, кроме собственника, в частности владельцев, получить безнадзорных животных от нашедшего их лица.
Статья 233. Клад
Комментарий к статье 233
1. Клад отличается от находки тем, что не имеет собственника и собственник не может быть установлен, а не только неизвестен, как то указано в ст. 225 ГК применительно к бесхозяйным вещам.
Кроме того, кладом являются зарытые в земле или сокрытые иным образом деньги или ценные предметы. Иные вещи, в том числе представляющие научную, культурную ценность или ценные для определенного лица или семьи (фамильные ценности), кладом не являются.
2. Хотя клад связан с земельным участком или строением, в котором сокрыт, он не может считаться его принадлежностью и потому не находится в собственности собственника земельного участка или строения. Право собственности на клад может возникнуть лишь после его обнаружения и поступления во владение. При этом для овладения кладом не обязательно его извлекать. Достаточно установить полный контроль над доступом к нему.
3. В силу ст. 233 право собственности на клад зависит от того, имелось ли разрешение на его поиски от собственника земельного участка или строения. Если лицо, нашедшее клад, обнаружило его, попав на участок или строение помимо воли собственника, оно обязано передать все обнаруженное собственнику. Эта обязанность имеет внедоговорный характер и регулируется нормами гл. 60 ГК о неосновательном обогащении.
4. Если между лицом, разыскивающим клад, и собственником земельного участка или иного имущества, в котором ведутся поиски, достигнуто соответствующее соглашение, то клад распределяется между ними в соответствии с этим соглашением. Если соглашением не была специально предусмотрена судьба клада, а оно состояло лишь в разрешении на поиски, клад делится в равных долях.
5. Если клад содержит вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они должны быть переданы в государственную собственность. Собственник земельного участка или иного имущества, где обнаружен клад, имеет право на получение вознаграждения в размере половины его стоимости. Если в поисках клада участвовало лицо, допущенное на участок собственником, вознаграждение делится между ними поровну, если соглашением не было установлено иное. Очевидно, что речь идет именно о ценных предметах. Деньги (за исключением старинных монет) не могут относиться к памятникам истории или культуры, а предметы, не являющиеся ценными, не считаются кладом.