Файл: Государственное регулирование деятельности в области связи.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы правового регулирования в области связи
1.1. Организация государственного регулирования деятельности в области связи
1.2. Государственный надзор за деятельностью в области связи
Глава 2. Об основном законе отрасли
2.1. О предметной сфере правового регулирования
Это не позволяет с достаточной уверенностью говорить о сущности, содержании и объеме регулируемых отношений и, следовательно, очертить сферу правового регулирования нового закона. Этот вопрос принципиально важен в связи с дифференциацией применения норм различных отраслей права и законодательства. А в России, как и в федеративном государстве, это тоже имеет конституционное значение.
В новой редакции, как правило, говорится о связи в целом, и можно предположить, что предметом ее правового регулирования является деятельность и общественные отношения в области как электрической, так и почтовой связи.
Однако, как и действующий закон «О связи», его новая редакция в основном посвящена отношениям в области телекоммуникаций, включая регулирование использования ограниченных ресурсов (радиочастоты и номера), а нормы, касающиеся почтовой связи, занимают все объем нормативного материала. незначительное место. И неспроста.
Помимо закона «О связи», в России с 1995 года действует специальный Федеральный закон «О почтовой связи», содержащий свою концептуальную основу и собственное регулирование. Кстати, в нем есть как определение термина «почтовая услуга», так и его назначение. Сфера информатизации - предмет регулирования Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» [2, с. 14].
Видимо, правильнее было бы разделить правовые нормы, регулирующие отношения в сфере телекоммуникаций (телекоммуникаций), почтовой связи и информатики, а название редакции изменить на закон.
«О телекоммуникациях (телекоммуникациях)». Использование термина «телекоммуникации» давно повсеместно как в законодательстве, так и в документах Минкомсвязи России (как концептуальных, так и нормативных), и в актах международного права, и в документах Европейского Союза (ЕС). Во многих странах СНГ, Балтии и ЕС законы были приняты специально в области телекоммуникаций.
В ст. 3 новой редакции указывает, что отношения в области связи, не урегулированные настоящим Законом, регулируются иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи. Выбор и введение такой отдельной отрасли права, которая регулировала бы отношения в сфере связи, не имеет достаточных теоретических и правовых оснований. Напротив, можно утверждать, что это сложная отрасль законодательства, включающая нормы различных отраслей права. Ведь не все отношения, возникающие в сфере коммуникаций, регулируются законами и актами, посвященными сфере коммуникаций.
Например, правовые и имущественные отношения участников гражданского оборота в области связи регулируются гражданским законодательством. А в соответствии с определением радиочастотного спектра как ограниченного природного, то есть природного ресурса (статья 44 Устава ITU), регулирование его использования должно осуществляться нормами права природных ресурсов. Эти отрасли законодательства имеют свои особенности правового регулирования.
При всей специфике радиочастотного ресурса и необходимости учитывать положения международно-правовых актов (Устав, Конвенция и Административный регламент МСЭ) вряд ли будет корректно отказываться от общих подходов теории и практики. регулирования использования природных ресурсов, разработанные в России.
При определении источников правового регулирования и их места в законодательной системе следует иметь в виду, что радиочастотный ресурс используется как в телекоммуникациях, так и в не связанных отраслях (медицина, наука, промышленность, оборона, быт и т. Д.). .). Поэтому более оправданной представляется точка зрения о разработке и принятии отдельного федерального закона о государственном регулировании использования радиочастотного ресурса. Подобные законы приняты, например, в Узбекистане и Украине.
Также следует отметить, что ст. 3 новой редакции относится к сфере действия Закона «О связи» регулирование любых отношений, находящихся в юрисдикции Российской Федерации и связанных с созданием и эксплуатацией всех сетей и объектов связи, оказанием различных услуг в области электроснабжения и почтовая связь, использование радиочастотного спектра.
Такая исчерпывающая формула говорит о том, что предлагаемая модель государственного регулирования на территории России любой (любой) деятельности в сфере связи не допускает какого-либо саморегулирования, например, использования широко известных правовых методов частного права и местное регулирование. Такой подход напоминает государственное «всестороннее регулирование» экономической, общественной и частной жизни, последствия которого нам хорошо известны.
В новых (рыночных) условиях было бы эффективнее юридически отделить те сферы деятельности в сфере коммуникаций, которые действительно требуют исключительно государственного государственного регулирования, от сфер, где общество и граждане могли бы свободно осуществлять конституционное право использовать свои возможности для предпринимательская и иная деятельность, не запрещенная законом. В таких сферах они могли действовать по своему усмотрению, используя как средства частноправового (местного) регулирования, так и другие средства социального регулирования и контроля.
2.2. Новшества в законодательстве о связи
8 февраля 2006 г. Государственная Дума приняла в окончательном чтении поправки в Федеральный закон «О связи», отменяющие оплату телефонного соединения вызываемым абонентом [3, с. 24].
Принимая во внимание актуальность и социальную значимость правового регулирования отношений, связанных с оказанием телефонных услуг, Комитет поддержал концепцию данного проекта федерального закона и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. «Поправки дополняют закон простой, широко распространенной во всем мире нормой -«платит звонящий »(CPP - Calling Party Pays), то есть только звонящий абонент платит за телефонную связь», - сказал Влади-мир Горбачев.
По словам первого заместителя председателя комитета по энергетике, транспорту и связи, такой принцип оплаты кажется более справедливым для большинства пользователей телефонных услуг. Кроме того, эта мера повысит доступность телефонных услуг для населения, люди станут охотнее отвечать на звонки.
На пленарном заседании 2 ноября 2005 г. законопроект был поддержан депутатами Государственной Думы и принят в первом чтении.
При подготовке законопроекта ко второму чтению комитет получил более 20 отзывов в поддержку законопроекта.
Согласно поправкам, поступившим ко второму чтению, введенный бесплатный тариф входящих звонков будет продлен не только для абонентов-граждан, но и для абонентов, являющихся юридическими лицами, а дата вступления закона в силу - 1 июля 2006 г. было указано.
Также, по словам Владимира Горбачева, было предложено детализировать случаи, когда входящий звонок платный. Таким образом, установление телефонной связи с помощью телефонного оператора будет оплачиваться за счет вызываемого лица. Этим пользуются, например, призывники, люди в командировках.
Другой случай - телефонное соединение с использованием кодов доступа к телекоммуникационным услугам. Так бывает, например, с «телеголосованием», «информационно-справочной службой». Наибольшей популярностью в России сейчас пользуются услуги связи, которые предоставляются путем набора кодов группы «800» и используются при ведении всевозможных «горячих линий». В этом случае расчеты с оператором осуществляет заказчик «горячей линии», и для всех звонящих эта услуга бесплатна.
Абонент, находящийся за пределами территории субъекта Российской Федерации, где ему был присвоен номер, также оплатит подключение к телефону. Это актуально только для абонентов мобильной связи.
В свою очередь, для сетей мобильной радиотелефонной связи характерна ситуация, когда абонент может пользоваться услугами связи другого оператора связи (роуминг), с которым он не заключил договор. При этом плата за входящее телефонное соединение оправдана, поскольку оператор оплачивает установление телефонной связи от узла связи своей сети к узлу связи оператора, в зоне покрытия сети которого абонент в данный момент находится.
Тем не менее, в соответствии с доработанной редакцией текста законопроекта, оператор может установить в договоре бесплатное входящее телефонное соединение, как это делается, например, для мобильных абонентов, путешествующих из Москвы в Московскую область.
Законопроект принят во втором чтении 23 декабря 2005 г. До вступления в силу Федерального закона № 162135-4 «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О связи »(о запрете оплата телефонного соединения вызываемым абонентом), позволит операторам связи подготовиться к работе по принципу «платит звонящий. "
Цели закона, изложенные в статье 1, не включают основную цель, вытекающую из Конституции Российской Федерации, - обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области связи, включая право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Если Федеральный закон «О почтовой связи» начинается с указания именно этой цели, то в новой редакции закона
«По связи» первая цель определена как создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации. Это хоть и очень важно, но это только часть деятельности в области связи. Закон должен создавать необходимые правовые гарантии не только для повсеместного оказания услуг связи.
В статье 1 говорится о целях новой редакции закона по защите интересов пользователей услуг связи и хозяйствующих субъектов, действующих в сфере связи, а также по обеспечению эффективной конкуренции. Но почему-то не упоминаются интересы других лиц, которые не являются пользователями услуг связи и субъектами хозяйствования, но осуществляют деятельность в сфере связи, например, радиолюбители и общественные объединения. Вместе с тем, ввиду безусловной социальной значимости такой некоммерческой и неконкурентной деятельности, она должна иметь необходимое правовое регулирование, а ее субъекты - правовую защиту.
В статье 1 законопроекта также говорится о его целях как обеспечение централизованного управления радиочастотным ресурсом, в том числе орбитальным частотным ресурсом. Такое целеполагание кажется довольно спорным, и не только в том смысле, что их регулирование является предметом другой отрасли права. Сомнительно, что цель - «обеспечить централизованное управление» [11, с. 42].
В целом управление природными ресурсами является одной из общих конституционных функций органов государственной власти и осуществляется независимо от указания такой цели в законе. Кроме того, цель государственного регулирования в этой сфере закреплена в действующих международно-правовых актах (параграфы 78 и 196 Устава МСЭ 1992 года, параграф 177 Конвенции МСЭ 1992 года и параграф 177а документа с поправками 1998 года) - это положение рациональное, справедливое, эффективное и экономичное использование радиочастотного ресурса и орбит геостационарных спутников и других спутниковых орбит.
Однако в законопроекте должен быть решен более общий и более важный вопрос - об исключительных полномочиях федеральных органов государственной власти по регулированию использования радиочастотных ресурсов.
Очень серьезным недостатком новой редакции закона является отсутствие принципов федеральной государственной политики в области связи, а в действующем законе (ст. 5) они закреплены. Основы государственной политики в любой сфере обычно определяются не только целями, но и базовыми принципами, которыми следует руководствоваться при их достижении.
В пользу наличия в законопроекте принципов регулирования можно привести следующие формальные юридические аргументы. Наличие норм-принципов в основном отраслевом законодательном акте положительно влияет на правоприменение. Они обеспечивают идеологическое единство законотворчества, право на реализацию и верховенство закона в целом, служат руководством в толковании верховенства закона в процессе правоприменения. В случаях наличия пробелов в правовом регулировании, затрудняющих разрешение спора, принципы, установленные отраслевым законодательством, позволяют судебной власти исходить из общих принципов и смысла отраслевого законодательства, то есть из его принципов.
Если законопроект будет принят в версии, предложенной правительством, то такие важные и существующие принципы, как:
- равенство прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в сфере связи;
- сочетание федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации;
- свобода передачи сообщений по телекоммуникационным сетям и средствам;
- соблюдение интересов пользователей связи;
- обеспечение надежности и управляемости связи с учетом ее сетевых технологических особенностей;
- обеспечение приоритетности производства средств связи и использования в эксплуатации средств связи, произведенных в Российской Федерации, в соответствии с государственной научно-технической политикой.