Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1573

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КоАП установлена административная ответственность за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом. Указанные правонарушения влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП).

За представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25).

Ответственность в соответствии с нормами публичного права не исключает применение за одно и то же деяние гражданско-правовой (имущественной) ответственности, поскольку последняя выполняет правовосстановительную функцию, а первая имеет характер наказания.

2. Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ лица, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени, должны действовать в интересах представляемого ими юридического лица добросовестно и разумно. При нарушении принципа добросовестности и разумности соответствующие лица обязаны по требованию учредителей (участников) возместить причиненные юридическому лицу убытки (по поводу возмещения имущественного ущерба см. комментарий к ст. 24 Закона). Указанная норма помимо п. 3 ст. 53 ГК РФ закреплена в других законах, регулирующих правовое положение отдельных юридических лиц (например, в ст. 44 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; ст. 71 Закона об акционерных обществах; ст. 24 Закона о садоводческих объединениях граждан).

Возмещение убытков может быть уменьшено, если законом либо договором предусмотрены иные условия ответственности.

3. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, право на предъявление такого требования которому предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться Банком России (на основании ст. 23.1 Закона о банках), прокурором (на основании ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

4. Регистрирующий орган вправе заявлять требование в суд о ликвидации юридического лица по нескольким основаниям.

Во-первых, в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Во-вторых, в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.


Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований законодательства о приведении обществом с ограниченной ответственностью своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок (абз. 5 п. 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

В п. 4 Обзора практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что в случаях подачи иска о ликвидации акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке.

Арбитражный суд вправе также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с законом не позднее установленного в определении суда срока. Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрении дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации общества на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. приложение к N 1. С. 93 - 94, 155 - 169.


Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить ему принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица (п. 5 указанного Обзора) (см. ст. 20 Закона о регистрации и комментарий к ней).

К нарушениям законодательства о государственной регистрации следует отнести неоднократное непредставление юридическим лицом в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 8 ст. 9 Закона о торгово-промышленных палатах; ст. 29 Закона об общественных объединениях; п. 9 ст. 8 Закона о религиозных объединениях; подп. "г" п. 3 ст. 42 Закона о партиях.


Глава IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 26. Переходные положения


Комментарий к статье 26


1. Комментируемая статья объявляет (именно так!) частью федерального информационного ресурса все регистрационные дела обо всех зарегистрированных до 1 июля 2002 г. юридических лицах. При этом данное положение относится как к федеральным органам, которые осуществляли государственную регистрацию, так и к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и даже к органам местного самоуправления. Более того, данным органам предписывается передать все регистрационные дела органам, осуществляющим государственную регистрацию в соответствии с комментируемым Законом, т.е. налоговым органам (см. комментарий к ст. 2 Закона).


2. Наряду с возложением обязанностей на органы, осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц до вступления в силу комментируемого законодательного акта (см. п. 1), настоящий Закон предписывает юридическому лицу (его органам либо его специально уполномоченным представителям (по доверенности)) представить до 1 января 2003 г. в регистрирующий орган определенный перечень сведений о себе. В него входят:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций - на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

- организационно-правовая форма;

- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

- сведения об учредителях юридического лица;

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (см. комментарий к ст. 5 Закона).

Думается, что в комментируемой статье содержится неточность, так как речь идет о возложении обязанности на одного субъекта, а ответственности за неисполнение данной обязанности - на другого. Получается несколько перекошенная конструкция нормы. Судите сами: обязанность по предоставлению информации лежит на уполномоченном лице, а ответственность за ее непредставление - на юридическом лице. Конечно же, следует вести речь об одном субъекте обязанности и ответственности - только о юридическом лице.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что комментируемый Закон вводит новое основание ликвидации юридического лица - за непредставление сведений, указанных выше.

3. Предписание юридическим лицам представить указанные выше сведения налоговым органам до 1 января 2003 г. полностью не было выполнено.

По данным налоговых органов по состоянию на начало 2003 г., примерно 1,6 млн. ранее зарегистрированных юридических лиц не выполнили указанное требование Федерального закона, что является основанием для их ликвидации. Как правило, это "мертвые" юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, не имеющие имущества, органов управления и работников. По оценке налоговых органов и с учетом реальных возможностей судебной системы ликвидация таких юридических лиц в судебном порядке займет не менее 15 лет и потребует значительных бюджетных средств, в том числе в связи с необходимостью увеличения численности судей.


В связи с этим в комментируемый Закон внесена ст. 21.1 (см. комментарий к ней), а в ст. 49 ГК РФ - изменение, что, полагаем, позволит быстро и с минимальными затратами решить задачу исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ с предоставлением необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц.


Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие


Комментарий к статье 27


1. По общему правилу, установленному Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <1>, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Однако этим же актом предусматривается возможность установления другого порядка вступления Закона в силу. При этом необходимо, чтобы этот (иной) порядок был установлен непосредственно в самом законе.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст. 801.


Законодатель использовал данную возможность, установив, что Закон о государственной регистрации юридических лиц вступил в силу с 1 июля 2002 г., подчеркнем, что этот Закон регулирует государственную регистрацию юридических лиц (исключение составляют п. 2 комментируемой статьи, не являющийся нормативным, а также п. 2 и 3 ст. 26). Нормы Закона о регистрации, касающиеся государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, вступили в силу с 1 января 2004 г.

2. Причины того, что комментируемый Закон предусмотрел период времени от опубликования до введения в действие, - две. Необходимо было время, во-первых, для подготовки и принятия всего пакета нормативно-правовых актов; во-вторых, для определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного заниматься государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и проведения связанных с этим организационно-финансовых мероприятий по выстраиванию системы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (штатная численность, подготовка кадров, финансирование, размещение и т.д. и т.п.).