Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1577

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Письмо МНС России от 16.03.2004 N 09-1-02/1012 "О рассмотрении обращения". Документ опубликован не был.


Наконец, обязанность вынести решение об отказе в государственной регистрации предусмотрена в случае выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества. Это обусловлено правилом, содержащимся в Законе об обществах с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества не допускаются (см. ст. 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

3. Федеральным законодательством в отношении отдельных видов юридических лиц установлен специальный порядок регистрации, в том числе и основания для отказа в государственной регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации торгово-промышленной палаты являются нарушение установленного порядка создания торгово-промышленной палаты или несоответствие ее устава законодательству РФ (см. ст. 10 Закона о торгово-промышленных палатах).

Следует отметить, что указанные выше основания для отказа в государственной регистрации содержались и в ГК РФ до внесения в него изменений, связанных с приведением законодательства РФ в соответствие с комментируемым Законом <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 12. Ст. 1093.


Нарушение порядка образования юридического лица выражается в невыполнении требований, определенных законом, к процедуре создания юридического лица либо внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

Например, в соответствии со ст. 27 Закона о конкуренции в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции установлен государственный контроль за слиянием и присоединением коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 3 млрд. рублей, или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. рублей. В случае такого слияния или присоединения лица или орган, принимающие решения о создании, должны получить согласие федерального антимонопольного органа.

Ранее, по мнению ВАС РФ, при отсутствии согласия федерального антимонопольного органа такие акты государственной регистрации должны были признаваться недействительными <1>.


--------------------------------

<1> Письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1. С. 107.


Учредительные документы юридического лица не соответствуют закону в том случае, когда в них отсутствуют необходимые условия, которые должны содержаться в учредительных документах.

В ст. 52 ГК РФ указывается, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения и порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Нормы, содержащиеся в федеральных законах, регулирующих правовое положение отдельных юридических лиц, предъявляют дополнительные требования к учредительным документам.

В частности, устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать (см. ст. 8 Закона о торгово-промышленных палатах):

а) наименование, цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;

б) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;

в) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;

г) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;

д) порядок образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;

е) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;

ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;

з) порядок прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.

Устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству РФ и уставу Торгово-промышленной палаты РФ.

В государственной регистрации общественного объединения согласно Закону об общественных объединениях может быть отказано по следующим основаниям (см. ст. 23 Закона):

- если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству РФ;


- если представлен неполный перечень определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

- если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с ч. 3 ст. 19 настоящего Закона;

- если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

- если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

- если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

- цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ;

- создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны;

- в ЕГРЮЛ ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

- учредитель (учредители) неправомочен (см. ст. 12 Закона о религиозных объединениях).

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям (см. ст. 16 Закона о банках):

1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера.

Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:

- отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

- наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

- совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

- наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 81 ТК РФ;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;


3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

В соответствии с Законом о партиях политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если (см. п. 1, 2 ст. 20 Закона о партиях):

а) положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Закону и иным федеральным законам;

б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям настоящего Закона;

в) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии;

г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Закона;

д) нарушены установленные настоящим Законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации, если:

а) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона о партиях.

4. В случае государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, а также в случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, принимается решение о государственной регистрации, на основании которого вносится запись в ЕГРЮЛ.

Отказ в государственной регистрации оформляется только в виде решения, содержащего основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Правительством РФ утверждены формы решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган <1>.

--------------------------------

<1> Приложения N 14, 15 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.


Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (см. комментарий к ст. 8 Закона).


Если о государственной регистрации заявитель уведомляется путем получения документа, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, непосредственно в регистрирующем органе либо по почте, то решение об отказе должно быть направлено заявителю через организацию почтовой связи с уведомлением о вручении данного решения. Срок данного уведомления комментируемая статья не устанавливает.

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации торгово-промышленной палаты, политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации (см. ст. 10 Закона о торгово-промышленных палатах).

5. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в течение установленного срока в арбитражном суде (см. ст. 33 АПК РФ). Отказ в государственной регистрации общественных объединений, в том числе политических партий, религиозных организаций, рассматривается судами общей юрисдикции в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (см. ст. 23 Закона об общественных объединениях; п. 2 ст. 12 Закона о религиозных объединениях; п. 5 ст. 20 Закона о партиях).


Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации


Комментарий к статье 24


1. Комментируемая статья содержит правила, посвященные ответственности регистрирующих органов, а также их должностных лиц. Пунктом 1 комментируемой статьи установлена ответственность должностных лиц регистрирующих органов за следующие действия:

а) необоснованный отказ в государственной регистрации (см. комментарий к ст. 23 Закона);

б) неосуществление государственной регистрации в установленные сроки. Срок для государственной регистрации определен в пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (см. п. 1 ст. 8 Закона и комментарий к нему);

в) иное нарушение порядка государственной регистрации. Комментируемый Закон устанавливает порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании (см. ст. 13 и комментарий к ней), порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (см. ст. 15 и комментарий к ней), порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (см. ст. 18 и комментарий к ней), порядок государственной регистрации юридического лица при его ликвидации (см. ст. 22 и комментарий к ней), порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (см. ст. 22.1 и комментарий к ней), порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (см. ст. 22.3 и комментарий к ней);