Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1574

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) незаконный отказ в представлении или несвоевременное представление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных данным Законом документов. Норма ст. 6 комментируемого Закона устанавливает принцип публичности. Смысл публичности выражается в открытости сведений и документов, содержащихся в государственном реестре. Срок представления таких сведений и документов не может превышать пяти дней, отказ в предоставлении сведений и документов не допускается (см. ст. 6 Закона и комментарий к ней).

2. Российское законодательство не содержит единого понятия должностного лица. Уголовное законодательство признает должностными лицами лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России (см. примеч. к ст. 285 УК РФ). Однако данное определение распространяется лишь на деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Уголовная ответственность должностных лиц регистрирующих органов предусмотрена в гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности". Статья 169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" в числе других нарушений устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок от 120 до 180 часов. Для квалификации действий по ст. 169 УК РФ необходимо, чтобы должностное лицо совершило эти деяния с использованием своего служебного положения.

Часть 2 ст. 169 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившего крупный ущерб. Такие деяния наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


Административной ответственности должностных лиц посвящена ст. 2.4 КоАП. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственное функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях в Российской Федерации. Кроме того, руководители и другие работники иных организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Пункт 1 ст. 14.25 КоАП устанавливает административную ответственность за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ. За это правонарушение на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 2000 рублей.

Административный штраф в том же размере согласно п. 2 ст. 14.25 КоАП может быть наложен на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, лицам, заинтересованным в получении такой информации.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дает понятие государственной должности Российской Федерации и государственной должности субъектов Федерации как должности, устанавливаемой Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемой конституциями (уставами), законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, является государственной гражданской службой РФ.


Согласно ст. 57 Закона о государственной службе за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном служебном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть на время проведения служебной проверки, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Указанные меры могут быть применены ко всем работникам регистрирующего органа, являющимся государственными служащими. Однако признавать их должностными лицами регистрирующего органа не следует. Поэтому определять понятие должностного лица необходимо по признаку наличия права совершать в пределах своей компетенции организационно-распорядительные действия, влекущие юридически значимые последствия.

3. В п. 2 комментируемой статьи речь идет о гражданско-правовой ответственности регистрирующего органа в случае, если в результате нарушений, предусмотренных настоящей статьей, заинтересованным лицам причинен ущерб.

Необходимым условием ответственности регистрирующих органов является их вина. Если будет доказано отсутствие вины в указанных нарушениях, от ответственности они должны быть освобождены.

При определении размера возмещения имущественного ущерба применяется ст. 15 ГК РФ. Так как комментируемая статья не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Такое возмещение включает как реальный ущерб, т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества, так и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенную выгоду). В роли потерпевшего может выступить само юридическое лицо (например, вследствие уклонения от регистрации изменений в учредительные документы, направленных на ограничение полномочий руководителя юридического лица по распоряжению имуществом юридического лица, исполнительный орган совершает сделки, направленные на уменьшение имущественной базы юридического лица), участники юридического лица (например, в случае внесения в государственный реестр неверных сведений об участниках) либо иные лица.

Следует констатировать, что пострадавший гражданин в судебном порядке не вправе требовать возмещения морального вреда, причиненного ему нарушением его прав (например, уклонением от государственной регистрации, выдачей недостоверных сведений из государственного реестра). Основаниями компенсации гражданину морального вреда являются действия, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Другие основания могут быть предусмотрены только законом (ст. 151 ГК РФ). Например, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случаях, установленных ст. 1100 ГК РФ, когда:


- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (ст. 1099 ГК РФ).

Действующее законодательство, в том числе и комментируемый Закон, не содержит правила, определяющие основания компенсации гражданину морального вреда в случае нарушения его имущественных прав по вине регистрирующего органа. Также отсутствуют основания компенсации гражданину морального вреда независимо от вины регистрирующего органа.

Регистрирующий орган в комментируемой статье выступает как непосредственный субъект ответственности. Однако в соответствии со ст. 2 комментируемого Закона под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительный власти, который непременно является государственным органом.

В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ требования о возмещении вреда, причиненного регистрирующим органом, должны быть заявлены финансовому органу, выступающему от имени казны, если обязанность возмещения не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В п. 12 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. приложение к N 1. С. 45.


Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.


При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

На практике возникают серьезные проблемы обращения взыскания на бюджетные средства. Это вызвано тем, что БК РФ в ст. 239 "Иммунитет бюджетов" установил правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства по деликтным обязательствам осуществляется только на основании судебного акта.

В соответствии со ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, о взыскании денежных средств за счет казны РФ исполнительные документы направляются для исполнения в Министерство финансов РФ.

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством РФ.


Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия


Комментарий к статье 25


1. Комментируемая статья не определяет правовую природу ответственности, но вполне очевидно, что имеется в виду ответственность в соответствии с нормами публичного права. Основания ответственности, указанные в данной статье, могут иметь место только тогда, когда присутствуют отношения между заявителями и (или) юридическими лицами и регистрирующими органами. А эти отношения носят административно-правовой (публично-правовой) характер.

Закон о банкротстве обязывает конкурсного управляющего, являющегося заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в течение пяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить указанное определение в регистрирующий орган (ст. 149). Неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности (например, данное определение представлено с просрочкой) может послужить основанием для отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей (ст. 145 Закона о банкротстве). Если неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности повлекло убытки для юридического лица - должника или кредитора, это может являться основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей (ст. 25 Закона о банкротстве).