Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установленная ст. 64 ГК очередность заменяет предусмотренную п. 2 ст. 855 ГК для списания денежных средств с банковского счета клиента и, в отличие от нее, касается как средств на счетах, так и сумм, вырученных от продажи имущества ликвидируемого юридического лица. Однако очередность удовлетворения требований по текущим денежным обязательствам должника, указанная в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, определяется в соответствии со ст. 855 ГК, т.к. они удовлетворяются вне очереди (см. п. 7 настоящего комментария).

2. К требованиям первой очереди отнесены обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, исполняемые посредством капитализации соответствующих повременных платежей, что предусмотрено также п. 2 ст. 1093 ГК.

Порядок и размер капитализации платежей определены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (СЗ РФ, 2000, N 48, ст. 4693) и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72 "Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей" (Финансовая газета, 2001, N 37).

3. Дополнительно включенный в комментируемую статью абз. 7 п. 1 расширяет круг требований, относящихся к первой очереди, когда ликвидируемое юридическое лицо является банком или иным кредитным учреждением, привлекающим средства физических лиц.

4. Требования работников, вытекающие из трудовых отношений, и требования органов социального страхования и обеспечения, объединенные абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК в одну очередь, п. 1 ст. 64 ГК разъединены, и приоритет отдан требованиям трудящихся в соответствии с Конвенцией МОТ о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя от 23.06.92 N 173. Требования работников отнесены ко второй очереди, а требования соответствующих фондов - к четвертой.

Размер выходных пособий и иных платежей работникам ликвидируемого юридического лица определяется ст. 178 Трудового кодекса.

5. Обеспеченные залогом требования удовлетворяются в третью очередь. Это значит, что при ликвидации юридического лица кредиторы не могут обратить взыскание на заложенное имущество до полного удовлетворения требований первой и второй очередей.

6. Производя платежи в установленной п. 1 комментируемой статьи очередности, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна руководствоваться требованием п. 4 ст. 63 ГК: платежи первых четырех очередей производятся с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а платежи пятой очереди - лишь по истечении месяца с этого дня.


7. В соответствии с п. 25 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди.

8. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип последовательности удовлетворения требований кредиторов в зависимости от очереди. Пока не удовлетворены требования предыдущей очереди, расчеты с кредиторами последующей очереди не производятся.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для полного удовлетворения требований кредиторов одной очереди расчеты с ними производятся пропорционально суммам заявленных каждым из них требований.

9. Пункты 4 и 5 комментируемой статьи определяют порядок удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, установленный ликвидационной комиссией в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК, но отклоненных ее, и требований, заявленных после истечения этого срока, но до завершения ликвидации.

И те и другие требования удовлетворяются за счет имущества юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами всех пяти очередей, но кредиторы, заявившие свои требования в установленный срок в случае их признания судом, имеют преимущество перед кредиторами, пропустившими срок для их предъявления.

10. Погашенными считаются требования кредиторов: а) не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица; б) не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не заявил иск в суд либо суд отказал ему в удовлетворении этого требования.


Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица


1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

3. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.



Комментарий к статье 65


Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного либо нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой - наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает своим существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 ГК институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с принятием Закона о некоммерческих организациях, а также иных законов об организационно-правовых формах коммерческих организаций, которые не включены в этот Закон, указанный перечень следовало бы дополнить новыми, предусмотренными этими законами организационно-правовыми формами, предназначенными для некоммерческих организаций, участвующих в предпринимательской деятельности.

Вопросы материального и процессуального права, связанные с банкротством (несостоятельностью) юридических лиц, разрешены Законом о банкротстве. Банкротству кредитных организаций, в т.ч. банков, посвящен Федеральный закон от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1097). До 1 января 2005 г. сохраняется действие Федерального закона от 24.06.99 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3179). На основании п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве к указанным субъектам с 1 января 2005 г. будет применяться § 6 гл. IX Закона о банкротстве. См. также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.06.2001 N 64 "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (Вестник ВАС РФ, 2001, N 9), которое применяется с учетом принятия в 2002 г. новых Закона о банкротстве и АПК.



§ 2. Хозяйственные товарищества и общества


1. Общие положения


Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах


1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

5. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

6. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.


Комментарий к статье 66


1. Хозяйственные товарищества и общества - основные действующие лица современного коммерческого оборота. Они позволяют объединять капиталы и личную деятельность участников ради достижения общей хозяйственной цели. Кроме того, хозяйственные общества дают возможность ограничить предпринимательский риск участников, чем в значительной степени и объясняется их привлекательность.


2. Хозяйственные товарищества и общества обладают двумя основными квалифицирующими признаками. Во-первых, они являются коммерческими организациями, т.е. юридическими лицами, преследующими в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, которая может распределяться между участниками (см. ст. 50 и коммент. к ней). Во-вторых, они имеют уставный или складочный капитал, разделенный на доли участников. Доля в уставном (складочном) капитале не сообщает участнику никаких вещных прав на имущество товарищества (общества), которое принадлежит последнему на праве собственности как юридическому лицу (см. п. 2 ст. 48 и коммент. к нему, а также п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, п. 18 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.04.97 N 13). В ней лишь выражены обязательственные права участника по отношению к товариществу (обществу), т.е. право на определенную часть прибыли и ликвидационный остаток либо стоимость определенной части имущества товарищества (общества) при выбытии из его состава, а также права участника по управлению товариществом (обществом).

Поскольку уставный (складочный) капитал имеет большое значение для защиты интересов кредиторов товарищества (общества), его регулированию в ГК и издаваемых в соответствии с ним специальных законах посвящен целый ряд положений. Для хозяйственных обществ, по обязательствам которых их участники (по общему правилу) не несут личной ответственности, устанавливается минимальный размер уставного капитала и вводятся подробные правила, касающиеся его оплаты, увеличения и уменьшения. Кроме того, для всех товариществ и обществ предусмотрены нормы, регулирующие соотношение уставного (складочного) капитала с чистыми активами товарищества или общества (см. п. 2 ст. 74, п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 и коммент. к ст. 74, 90, 99).

3. В соответствии с пп. 2 и 3 комментируемой статьи хозяйственные товарищества и общества могут создаваться в строго определенных организационно-правовых формах - полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Все эти организационно-правовые формы были известны российскому законодательству и ранее, однако охватывались они единым родовым понятием "торговое товарищество", что соответствовало традиции романо-германской правовой системы. ГК вслед за Основами ГЗ разделил их на две группы - хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, хотя и не снабдил их самостоятельными определениями. Очевидно, что в основе такого деления лежит получившее ныне широкое распространение доктринальное положение о том, что товарищество есть объединение лиц, а общество представляет собой объединение капиталов. Исходя из этого обнаруживаются следующие основные различия правового положения товариществ и обществ, приведенные в ГК с различной степенью последовательности: