ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6163
Скачиваний: 3
Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.
Комментарий к статье 61
1. Указание в п. 1 на прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства следует толковать с учетом нормы п. 7 ст. 63 ГК о судьбе имущества (т.е. имущественных прав) ликвидированного юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (см. п. 6 коммент. к ст. 63).
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает два порядка ликвидации юридического лица: 1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и 2) по решению суда.
Юридическое лицо может быть ликвидировано и в добровольном, и в принудительном порядке. Приведенный в п. 2 статьи перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим.
Решение о добровольной ликвидации юридического лица может приниматься по воле, оформленной по свободному усмотрению уполномоченных лиц (например, при ликвидации юридического лица вследствие признания участниками нецелесообразным продолжать его деятельность, достижения цели, ради которой создавалось юридическое лицо).
В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации фонда (см. ст. 119 и коммент. к ней).
Невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждении иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов. В частности, не являются такими основаниями отсутствие назначения ликвидационной комиссии, утвержденного порядка ее деятельности и срока ликвидации (см. п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" - Вестник ВАС РФ, 2000, N 3; далее - письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
3. В законе могут быть предусмотрены обстоятельства, при которых участники (учредители) или уполномоченные органы обязаны принять решение о ликвидации юридического лица, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке на основании п. 3 комментируемой статьи по искам государственных органов или органов местного самоуправления.
Так, по решению полного товарища (товарищей) подлежит ликвидации полное товарищество, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК) либо участник которого умер, признан недееспособным (банкротом) и т.д. (п. 1 ст. 76 ГК). Общество с ограниченной ответственностью должно прекратить свою деятельность в случае неоплаты уставного капитала в течение года после государственной регистрации (п. 3 ст. 90 ГК) либо уменьшения его уставного капитала ниже минимального размера, установленного Законом об ООО (п. 4 ст. 90 ГК). Акционерное общество должно принять решение о ликвидации, если размер его уставного капитала становится меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного Законом об акционерных обществах (п. 4 ст. 99 ГК). Таким образом, в приведенных примерах решение о ликвидации юридического лица принимается участниками общества, но они не свободны в принятии такого решения, т.к. оно основывается на обязательном предписании закона. Поэтому в указанных случаях вряд ли можно говорить о добровольной ликвидации.
Последствия неисполнения решения о ликвидации в указанных случаях отличаются от последствий принятия решения о добровольной ликвидации, о котором шла речь в предыдущем пункте комментария. Наличие решения о ликвидации в таких случаях не исключает возможности обращения в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица, если решение о ликвидации не выполнено и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК. Так, был удовлетворен иск прокурора о принудительной ликвидации юридического лица по делу, в котором участники приняли решение о ликвидации общества, но не назначили ликвидационную комиссию, не установили порядок и сроки его ликвидации и имелись доказательства грубого нарушения обществом законодательства (п. 7 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Когда юридическое лицо само не выполняет требование закона о ликвидации, заинтересованные лица или органы, указанные в п. 3 ст. 61, вправе обратиться в суд.
4. Основаниями для ликвидации юридического лица по решению суда являются обстоятельства, указанные в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, а также иные случаи, предусмотренные ГК. Так, в судебном порядке ликвидируются общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество, если они в течение года не преобразовались в открытое акционерное общество и не уменьшили количество своих участников до установленного законом предела (п. 1 ст. 88 ГК, п. 2 ст. 97 ГК), а потребительский кооператив - в случае непогашения членами кооператива образовавшихся у него убытков за отчетный год (п. 4 ст. 116 ГК).
Основания для принудительной ликвидации некоммерческих организаций предусмотрены, в частности, Федеральными законами от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" и от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3031) для общественных и религиозных объединений. Эти основания детализируют и конкретизируют основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК.
5. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.97 N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности, указаны налоговые органы (ст. 31 НК), ЦБР (ст. 23 Закона о банках), прокурор (ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в ред. Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 47, ст. 4472)).
Аналогичное право предоставлено органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (ст. 30 Закона об организации страхового дела).
6. При рассмотрении исков о ликвидации юридического лица ВАС РФ рекомендовал судам руководствоваться следующими разъяснениями:
1) при неоднократном нарушении юридическим лицом закона решение о его ликвидации принимается с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Так, было отказано в удовлетворении иска о ликвидации торговой организации, которая дважды нарушила Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в связи с тем, что ответчик является единственной такой организацией в населенном пункте и ее ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих там граждан. В решении было отмечено, что согласно п. 2 ст. 61 ГК суд может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации (п. 3 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50);
2) в случае грубых нарушений юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по их устранению (п. 5 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50);
3) неприведение акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью в установленный законом срок своих учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации (п. 4 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50). Аналогично решается вопрос и в отношении унитарных предприятий.
См. также коммент. к ст. 6 Вводного закона;
4) признание акта государственной регистрации юридического лица недействительным вследствие грубых нарушений закона, допущенных при его создании, не является основанием для ликвидации юридического лица, если эти нарушения носят устранимый характер;
5) специальные разъяснения по вопросу о признании недействительной регистрации юридических лиц - созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, даны в п. 26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8;
6) если дополнительные основания принудительной ликвидации юридических лиц установлены законодательством об отдельных их видах, то, поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 61), неисполнение юридическим лицом требований этого законодательства может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения таких правовых актов (п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8);
7) если учредители (участники) или орган юридического лица, на которые проведение ликвидации возложено решением суда (п. 3 ст. 61 ГК), не выполнили этого обязательства, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2000 N 50).
7. Применение норм абз. 2 п. 4 ст. 61 требует ответа на вопрос о том, как должен происходить переход от процедуры ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ст. 61 - 63 ГК, к ликвидации в порядке ст. 65 ГК. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 224, 225 Закона о банкротстве - § 1 "Особенности банкротства ликвидируемого должника" гл. XI "Упрощенные процедуры банкротства". См. также ст. 51 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1097).
Если ликвидация начата по правилам ст. 61 - 63 ГК, согласно п. 2 ст. 63 должен утверждаться представленный ликвидаторами промежуточный ликвидационный баланс, из которого будет видно соотношение актива и пассива. На этой стадии процесса в случае выявившейся недостаточности имущества должника и встает вопрос о дальнейшем проведении ликвидации уже не по ст. 61 - 63, а в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК и Законом о банкротстве. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
8. Содержащийся в п. 4 комментируемой статьи перечень организаций, которые могут быть ликвидированы вследствие признания их несостоятельными (банкротами), должен быть, по-видимому, дополнен указанием на новые организационно-правовые формы, введенные Законом о некоммерческих организациях и иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, которые вправе вести предпринимательскую деятельность.
9. Принципиальное значение в отношении любых дел, связанных с ликвидацией юридических лиц, имеет следующее разъяснение, содержащееся в п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: "При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК (аналогия закона)".
Статья 62. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Комментарий к статье 62
1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.
2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала - п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.