Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.


Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица


1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.


5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


Комментарий к статье 63


1. Данная статья содержит общие правила о порядке ликвидации юридических лиц; они могут быть дополнены законами и иными правовыми актами об отдельных видах юридических лиц (однако эти акты действуют лишь в части, не противоречащей нормам ГК). Так, некоторые дополнительные правила о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах, в которых доля участия государства или муниципального образования составляет не менее 25%, предусмотрены Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" и утвержденным им Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников.

2. Пункт 1 комментируемой статьи возлагает на ликвидационную комиссию ряд обязанностей.

Во-первых, она должна поместить в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке принятия от кредиторов требований к ликвидируемому юридическому лицу, который не может быть менее двух месяцев со дня публикации.

Установленный срок для принятия требований кредиторов не является пресекательным, т.к. из п. 5 ст. 64 вытекает, что требования кредиторов могут быть заявлены и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, вплоть до завершения ликвидации юридического лица.

Во-вторых, ликвидационная комиссия обязана принимать меры к выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и независимо от публикации о ликвидации юридического лица в печати письменно уведомить каждого кредитора о ликвидации юридического лица не позднее срока, необходимого для заявления ими требований в пределах установленного срока для их принятия.


В-третьих, она принимает меры к получению дебиторской задолженности, которые могут заключаться в удержании имущества должников ликвидируемого юридического лица, зачете взаимных однородных требований, предъявлении требований о добровольном погашении задолженности или предъявлении соответствующих исков в суд.

Согласно п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 15/18 срок исковой давности при предъявлении таких исков исчисляется с момента, когда о нарушенном праве узнало или должно было узнать юридическое лицо, а не ликвидационная комиссия.

О порядке предъявления исков см. также п. 3 коммент. к ст. 62.

3. Пункты 2 и 5 комментируемой статьи предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов - промежуточного и окончательного. Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним; споры решаются в судебном порядке. Такой промежуточный баланс предусмотрен и п. 21 указанного выше Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников.

Упомянутый п. 5 комментируемой статьи окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 комментируемой статьи.

4. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинает осуществляться выплата денежных сумм кредиторам первых четырех очередей, а по истечении месяца со дня его утверждения - кредиторам пятой очереди.

О порядке очередности удовлетворения требований кредиторов см. коммент. к ст. 64.

5. Предусмотренное п. 6 статьи право кредиторов, не получивших полного удовлетворения своих требований ввиду недостатка денежных средств у ликвидированного учреждения, а у казенного предприятия (завода, фабрики, хозяйства) - любого его имущества, потребовать удовлетворения в оставшейся части от собственника имущества ликвидированного юридического лица основано в отношении учреждений - на норме п. 2 ст. 120 ГК, а в отношении казенных предприятий - на норме п. 5 ст. 115 ГК, согласно которым собственники имущества этих юридических лиц несут субсидиарную ответственность по их обязательствам.

6. Лица, имеющие вещные права на оставшиеся после расчетов с кредиторами объекты, сохраняют те самые права, которые они имели до ликвидации юридического лица. Распределение другого имущества между указанными в законе или учредительных документах лицами (в частности, теми, кто не вполне удачно назван в ГК "имеющим... обязательственные права в отношении этого юридического лица") носит другой характер.


Поскольку ГК, в отличие от некоторых других законодательных систем, не требует обязательной продажи оставшегося имущества и последующего распределения вырученных сумм, такое имущество может быть распределено в натуре с соблюдением требований п. 7 ст. 63. В этом случае к указанным лицам переходит право, которым обладало ликвидированное юридическое лицо. Нормы ст. 61 - 64 ГК не исключают возможности возникновения по поводу этого права коллизий и споров с третьими лицами.

7. В случаях, когда ликвидируется юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, а его руководители отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, применяются правила § 2 "Банкротство отсутствующего должника" гл. XI "Упрощенные процедуры банкротства" Закона о банкротстве (п. 10 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

8. Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен порядок регистрации действий, связанных с ликвидацией юридического лица.

Орган или лицо, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в 3-дневный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением своего решения. В реестр вносится запись о нахождении юридического лица в стадии ликвидации, и с этого момента не допускается совершение записей об изменениях в его учредительных документах, о регистрации других юридических лиц, в качестве учредителей которых выступает ликвидируемое юридическое лицо, о регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Регистрирующий орган должен быть уведомлен о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения всех предусмотренных законодательством действий по ликвидации в регистрирующий орган представляются документы, перечисленные в ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ликвидация считается законченной и юридическое лицо прекращенным (прекратившим свою деятельность) с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (ст. 20 - 22 Закона).


Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов


1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;


в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

(абзац введен Федеральным законом от 20.02.1996 N 18-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 182-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ)

2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

5. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

6. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.


Комментарий к статье 64


1. Предусмотренная комментируемой статьей очередность должна соблюдаться как в тех случаях, когда имущества ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в тех, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась его недостаточность и в силу п. 4 ст. 61 ГК дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК. Эта очередность должна соблюдаться и тогда, когда такой процесс инициирован решением об объявлении юридического лица несостоятельным (п. 3 ст. 65 ГК). При ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК, применяются некоторые особенности, установленные Законом о банкротстве (см., например, ст. 134, 186 этого Закона).