Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

5. Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 138-ФЗ)

6. Увеличение уставного капитала общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.


Комментарий к статье 90


1. Уставный капитал ООО образуется за счет вкладов участников (см. п. 4 коммент. к ст. 66). Участник общества не может быть освобожден от обязанности внесения вклада, в т.ч. путем зачета требований (п. 2 комментируемой статьи). В противном случае гарантийная функция уставного капитала, закрепленная в п. 1, утратила бы всякий смысл, т.к. уставный капитал легко мог бы превратиться в фиктивную величину.

Следует обратить внимание на то, что Федеральным законом от 08.07.99 N 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 28, ст. 3471) в п. 2 комментируемой статьи внесено дополнение, дающее возможность предусмотреть в федеральном законе исключения из указанного правила. Это дополнение направлено в первую очередь на устранение препятствий для увеличения уставного капитала ООО, в отношении которого осуществляются процедуры банкротства, с целью обмена новых долей на требования кредиторов.

2. Необходимость защиты интересов кредиторов диктует установление минимального размера уставного капитала, который согласно п. 1 ст. 14 Закона об ООО составляет 100 МРОТ на дату представления документов для государственной регистрации общества. Более строгие требования предъявляются к действующим в форме ООО кредитным и страховым организациям. Согласно ст. 11 Закона о банках нормативы минимального размера уставного капитала кредитных организаций устанавливаются ЦБР (согласно Указанию ЦБР от 01.12.2003 N 1346-У минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. евро для банков и 500 тыс. евро для небанковских кредитных организаций. Для страховых организаций минимальный размер уставного капитала в зависимости от осуществляемых организацией видов страхования составляет от 30 до 120 млн. руб. - ст. 25 Закона об организации страхового дела).


3. Минимальный размер уставного капитала определяется на дату представления документов для государственной регистрации ООО. Если на момент принятия документов общества для государственной регистрации (при его создании) размер уставного капитала соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества (регистрации устава в новой редакции), орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 90/14).

4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что на момент регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен участниками не менее чем наполовину.

Неоплаченную часть уставного капитала участникам общества необходимо внести в течение первого года его деятельности. ГК устанавливает достаточно строгие последствия неисполнения этой обязанности: ООО должно либо произвести уменьшение уставного капитала (что, учитывая сложность этой процедуры, может быть крайне затруднительно), либо прекратить свою деятельность путем ликвидации. В случае если общество в разумные сроки, необходимые для созыва и проведения внеочередного общего собрания, не приступает ни к одной из этих процедур, оно может быть ликвидировано в судебном порядке на основании п. 2 ст. 61 ГК.

5. Важная норма содержится в п. 4 комментируемой статьи. Она является ключевой для обеспечения гарантийной функции уставного капитала, т.к. устанавливает зависимость уставного капитала от чистых активов, которыми располагает ООО. Таким образом, посредством регулирования уставного капитала фактически устанавливается минимальный размер чистых активов. Если по итогам деятельности за очередной финансовый год (за исключением первого года деятельности) чистые активы общества становятся меньше уставного капитала, то общество обязано произвести соответствующее уменьшение уставного капитала. Если же чистые активы стали меньше минимального размера уставного капитала, общество должно быть ликвидировано.

6. ГК не содержит подробных норм о порядке уменьшения и увеличения уставного капитала. Согласно п. 6 комментируемой статьи увеличение уставного капитала не допускается до полной его оплаты всеми участниками. Применительно к уменьшению уставного капитала в п. 5 имеется лишь норма, направленная на защиту интересов кредиторов. Важно отметить, что кредиторы вправе потребовать не только досрочного прекращения или исполнения обязательств, но и возмещения понесенных в связи с досрочным прекращением или исполнением обязательств убытков, в т.ч. упущенную выгоду. Это практически исключает вероятность произвольного, не связанного с серьезными основаниями уменьшения обществом своего уставного капитала.


Вопросам увеличения и уменьшения уставного капитала посвящены ст. 17 - 20 Закона об ООО.

7. Абзац 2 п. 5 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 08.07.99 N 138-ФЗ (такое же положение применительно к акционерным обществам включено и в ст. 101 ГК). Эта норма представляется крайне неудачной. Во-первых, в ней упоминается об обязанностях кредиторов кредитных организаций, принимающих решение об уменьшении своего уставного капитала. Между тем такое решение может создать для кредиторов только права, указанные в абз. 1 п. 5, но никак не обязанности. Во-вторых, по своему содержанию данная норма имеет общий характер и распространяется не только на случаи уменьшения капитала. С учетом истории вопроса можно полагать, что комментируемая норма появилась в результате неоднократно предпринимавшихся попыток внесения в ст. 60, 90 и 101 ГК дополнений, лишающих кредиторов банков и других кредитных организаций, предусмотренных указанными статьями, гарантий на случай реорганизации или уменьшения уставного капитала.


Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью


1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

3. К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:

1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Законом об обществах с ограниченной ответственностью к исключительной компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.


Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества.

5. Опубликование обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.


Комментарий к статье 91


1. Статья предусматривает два варианта организационной структуры ООО: двухзвенную, включающую общее собрание участников и единоличный исполнительный орган (в качестве которого выступает генеральный директор, президент и т.п.), и трехзвенную, в которую входит также коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.). Кроме того, Закон об ООО допускает возможность образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета).

2. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. В п. 3 комментируемой статьи и п. 2 ст. 33 Закона об ООО перечислены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, которые не могут быть переданы на решение исполнительного органа общества. К ним относятся:

определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

изменение устава общества, в т.ч. изменение размера уставного капитала общества;

внесение изменений в учредительный договор;

образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;

утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;

утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);

принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;

назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.

Вопросы созыва и проведения общего собрания участников ООО регулируются ст. 34 - 38 Закона об ООО.

3. Если уставом ООО предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета), то к его компетенции согласно п. 2 ст. 32 Закона об ООО могут быть отнесены следующие вопросы:

образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;


решение вопросов о совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность;

решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества; решение иных вопросов, предусмотренных Законом об ООО.

На практике нередко возникает вопрос о том, может ли членом совета директоров (наблюдательного совета) ОOO быть юридическое лицо. Систематическое толкование норм Закона об ООО позволяет сделать вывод о том, что такая возможность не исключена. Если в ст. 40 и 41 прямо предусмотрено, что единоличным исполнительным органом и членом коллегиального исполнительного органа ООО может быть только физическое лицо, то в отношении членов совета директоров (наблюдательного совета) Закон такого указания не содержит (в отличие от Закона об акционерных обществах, в котором такое указание имеется). В случае, когда юридическое лицо избрано в состав совета директоров (наблюдательного совета), целесообразно, чтобы на весь срок своих полномочий оно назначило для участия в работе совета постоянного представителя.

4. Коллегиальный исполнительный орган ООО осуществляет совместно с единоличным исполнительным органом руководство текущей деятельностью общества и подотчетен общему собранию участников и совету директоров (наблюдательному совету). Круг его полномочий определяется уставом общества.

5. Единоличный исполнительный орган общества согласно ст. 40 Закона об ООО без доверенности действует от имени общества, в т.ч. представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства, в т.ч. доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений определяется уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Статья 42 Закона об ООО допускает передачу полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации). Договор с управляющим подписывается от имени ООО лицом, председательствовавшим на общем собрании, утвердившем условия договора с управляющим, или участником ООО, уполномоченным решением общего собрания.

6. В соответствии с п. 6 ст. 32 Закона об ООО в обществе может быть образована ревизионная комиссия, причем в обществах, насчитывающих более 15 участников, ее образование обязательно.