Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанный принцип построения отношений, характерный для акционерных обществ, гарантирует устойчивость их финансовой базы - уставного капитала: на его размер не влияет смена акционеров (в отличие, например, от выхода участников из состава товарищества). Отдельные изъятия из этого правила установлены для участников народных предприятий (см. п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3, пп. 4 - 6 ст. 6, ст. 7 Закона о народных предприятиях), а также в случаях наделения акционеров правом требовать выкупа акций обществом (при наступлении обстоятельств, указанных в ст. 75 Закона об акционерных обществах).

2. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам, а общество - по долгам своих участников. В этих положениях Закона отражен принцип самостоятельной ответственности каждого субъекта гражданско-правовых отношений. Исключения допускаются лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части принадлежащих им акций. Данная норма основана на обязанности акционеров оплачивать приобретаемые акции в течение установленного срока; она одновременно защищает интересы кредиторов общества, экономической гарантией которых должен служить его уставный капитал, формируемый за счет оплаты акций (см. ст. 99 ГК).

В ст. 3 Закона об акционерных обществах предусмотрен еще один случай, когда акционеры могут быть привлечены к ответственности по долгам акционерного общества, - при наступлении несостоятельности (банкротства) общества по вине акционеров, имеющих право и возможность определять действия общества. К ним относятся акционеры, занимающие руководящие должности в органах управления общества либо владеющие контрольными пакетами акций. Ответственность акционеров в этих случаях носит субсидиарный (дополнительный) характер (ст. 399 ГК).

Вопрос об имущественном риске акционеров - в пределах стоимости принадлежащих им акций - возникает обычно при ликвидации общества, в т.ч. в связи с его банкротством, и недостаточности средств для погашения долгов перед всеми кредиторами. В ст. 64 ГК установлена очередность платежей в таких случаях, и акционеры рискуют, что их очередь на получение какой-либо компенсации за имеющиеся акции может не подойти. Определенный риск связан и с падением курса акций, снижением их рыночной стоимости. В этих случаях затрагивается экономический интерес участников общества, рассчитывающих на получение доходов за счет роста котировок акций, которые они намерены продать.

3. Фирменное наименование общества должно отвечать требованиям ст. 54 ГК, а также специальным требованиям, содержащимся в п. 2 ст. 96 ГК и ст. 4 Закона об акционерных обществах. Эта статья Закона предусматривает, что общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, т.е. государственном языке Российской Федерации. Оно может также иметь соответствующее наименование на языках народов Российской Федерации (наряду с русским) и иностранных языках. В фирменном наименовании необходимо указывать организационно-правовую форму юридического лица (акционерное общество), его тип (открытое или закрытое), название, индивидуализирующее общество, например: открытое акционерное общество "Прогресс". В ст. 4 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г. Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ внесено дополнение, согласно которому в сокращенном наименовании общества на русском языке может использоваться аббревиатура "ЗАО" или "ОАО". Иные термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму общества, в т.ч. заимствованные из иностранных языков, не должны включаться в его фирменное наименование, если иное не предусмотрено федеральными законами и другими правовыми актами Российской Федерации. Согласно действующему законодательству в наименовании некоторых коммерческих организаций, осуществляющих специализированные виды деятельности, должны содержаться слова, свидетельствующие о принадлежности их к этим организациям, например "банк" (ст. 7 Закона о банках).


Фирменное наименование регистрируется путем включения общества под ним в государственный реестр юридических лиц. Оно относится к исключительным правам общества и защищается в установленном законом порядке (см. п. 4 ст. 54 ГК).

4. Действие Закона об акционерных обществах, определяющего правовое положение общества, права и обязанности акционеров, распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда иное установлено данным Законом или другими федеральными законами. В ст. 1 (пп. 3 - 5) Закона названы три группы обществ, особенности правового регулирования которых могут предусматриваться специальными нормативными актами. Это акционерные общества, действующие в банковской, страховой и инвестиционной сферах (п. 3 ст. 1), а также общества, созданные на базе колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (п. 4 ст. 1). Особенности правового регулирования названных обществ определяются специальными федеральными законами. К ним относятся: Закон о банках, Закон о ЦБР, Закон об организации страхового дела и ряд других актов, в т.ч. изданных в развитие этих Законов. Впредь до принятия и введения в действие федеральных законов, устанавливающих особенности правового регулирования для акционерных обществ в агропромышленном комплексе, должны были действовать ранее изданные правовые акты, касающиеся этих вопросов, - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (п. 5 ст. 94 Закона об акционерных обществах). В настоящее время некоторые из них признаны утратившими силу.

По Закону об акционерных обществах в ред. 1995 г. специальным законодательством могли устанавливаться особенности создания и правового положения акционерных обществ. Закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ расширил для названных выше обществ круг вопросов, которые могут регулироваться специальным законодательством, включив в их число также особенности реорганизации и ликвидации соответствующих обществ.

Для кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, в т.ч. банков, комментируемая статья предусматривает возможность определения в специальном законодательстве прав и обязанностей акционеров таких обществ. Дополнение по этому вопросу внесено в ст. 96 ГК Федеральным законом от 08.07.99 N 138-ФЗ (СЗ РФ, 1999, N 28, ст. 3471).

Особое регулирование предусмотрено и для обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах в ред. 1995 г., касающиеся таких обществ. С 1 января 2002 г. установлен следующий порядок. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий. К иным правовым актам относятся соответствующие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты других федеральных органов, изданные в соответствии с их компетенцией. Регулирование многих вопросов было отнесено Законом о приватизации 1997 г. к Государственной программе приватизации, которая должна была приниматься в виде законодательного акта, но в период действия данного Закона не была принята. В связи с этим в указанный период продолжали действовать, в частности, положения Указов Президента РФ от 24.12.93 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (САПП РФ, 1994, N 1, ст. 2); от 22.07.94 N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1478); от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (САПП РФ, 1992, N 7, ст. 386). Они применялись в части, не противоречащей Закону о приватизации 1997 г. (ст. 31). Указом Президента РФ от 26.03.2003 N 370 (СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1229) эти акты (в т.ч. Типовой устав, утв. Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721) признаны утратившими силу.


21 декабря 2001 года принят новый Закон о приватизации, вступивший в силу с 26 апреля 2002 года. В гл. VII названного Закона предусмотрены особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной и муниципальной собственности.

В ст. 37 Закона о приватизации, определяющей особенности создания акционерных обществ путем преобразования унитарных предприятий, содержится указание о том, что в уставах таких обществ должны быть учтены требования Закона об акционерных обществах и установленные Законом о приватизации особенности. В уставе такого общества должны быть указаны цели и предмет его деятельности.

В ст. 38 Закона о приватизации отражены особенности правового положения обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"). Оно принимается при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или одновременно с решением об исключении открытого общества из перечня стратегических акционерных обществ, независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. "Золотая акция" может использоваться с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. В период ее действия представители Российской Федерации или ее субъекта, назначенные в органы управления общества, имеют право вето при вынесении общим собранием акционеров решений по наиболее важным вопросам (о внесении изменений в устав, реорганизации или ликвидации общества, совершении крупных сделок и др.).

Закон о приватизации в отличие от ранее действовавшего не предусматривает закрепление пакетов акций в государственной собственности (ср. ст. 5 Закона об акционерных обществах), а вводит категорию стратегических акционерных обществ, перечень которых утверждает Президент РФ. До нахождения общества в этом перечне оно действует с учетом специальных правил, установленных законодательством о приватизации. Исключение общества из перечня либо принятие решения о сокращении степени участия Российской Федерации в соответствующем акционерном обществе, в т.ч. для последующей приватизации его акций, может осуществляться по предложению Правительства РФ (ст. 6 Закона о приватизации).

Особенности правового положения обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, определяются ст. 39 действующего Закона о приватизации. Права акционеров этих обществ осуществляют соответственно Российская Федерация или уполномоченный ею орган исполнительной власти либо специализированное учреждение. В субъектах Федерации от их имени выступают органы власти данного субъекта, а в отношении объектов муниципальной собственности - органы местного самоуправления.


Следует обратить внимание еще на два момента. Закон о приватизации упразднил привилегированные акции типа "Б" (находившиеся в распоряжении фондов имущества), придав им статус обыкновенных голосующих акций. Предусмотрено также, что не реализованные в установленном порядке привилегированные акции типа "А" отчуждаются на возмездной основе в соответствии с этим Законом. Отмеченные положения и ряд других свидетельствуют о сближении многих норм, содержащихся в правовых актах о приватизации, с общими нормами акционерного законодательства.

Закон о приватизации не полностью охватывает особенности создания и правового положения обществ, возникающих в результате приватизации. В соответствии с данным Законом некоторые вопросы должны регулироваться другими федеральными законами или правовыми актами Правительства РФ. До их принятия в соответствии со ст. 43 этого Закона должны применяться ранее изданные акты Президента РФ и Правительства РФ, регулирующие соответствующие отношения, в части, не противоречащей Закону.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах особенности правового положения обществ, созданных при приватизации, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. Под окончанием срока приватизации следует понимать дату проведения завершающего конкурса или аукциона по продаже акций соответствующего общества, предусмотренную планом его приватизации (см. п. 10 Указа Президента РФ N 1210). Действие "золотой акции" прекращается с момента принятия решения об этом органом, которым она была введена.

Поскольку ГК и Закон об акционерных обществах предусматривают возможность специального регулирования лишь по определенному кругу вопросов, во всем остальном перечисленные общества должны руководствоваться общими нормами Закона (см. пп. 2 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

Помимо обществ, названных в пп. 3 - 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах, особенности правового регулирования устанавливаются еще для некоторых обществ в случаях, предусмотренных другими его нормами или иными федеральными законами.

Пункт 6 ст. 9 Закона об акционерных обществах предусматривает, что особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. Данная норма расширяет сферу действия Закона об акционерных обществах, поскольку в первоначальной его редакции (1995 г.) указывалось, что создание общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами об иностранных инвестициях, что исключало возможность применения к таким обществам норм общего закона, регулирующих порядок создания акционерных обществ.


В соответствии с Законом о народных предприятиях создаются акционерные общества работников. Этот Закон затрагивает не только особенности создания и правового положения указанных обществ, но и права, а также обязанности их участников, устанавливает дополнительные гарантии и способы защиты акционеров, являющихся работниками народного предприятия. Цель Закона - обеспечение наиболее благоприятных условий участия в акционерном предпринимательстве работников соответствующих предприятий. Но для ее достижения Законом введен ряд условий, определяющих порядок деятельности указанных обществ, не вполне согласующихся с основными принципами построения корпоративных отношений в рамках акционерного общества. Например, на общем собрании акционеров допускается голосование не только по принципу "одна акция - один голос", но и (по отдельным вопросам) по принципу "один акционер - один голос". Устанавливается обязанность общества выкупать акции у акционеров, не являющихся работниками предприятия, в т.ч. уволившихся с него, и ряд других нетипичных правил. Общие положения Закона об акционерных обществах применяются в отношении народных предприятий в части, не урегулированной Законом о народных предприятиях.


Статья 97. Открытые и закрытые акционерные общества


1. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

2. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.