ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6184
Скачиваний: 3
Передача всего пая влечет прекращение членства в кооперативе.
На передачу пая постороннему лицу требуется согласие кооператива. Поскольку ни комментируемой статьей, ни Законом о производственных кооперативах, ни Законом о сельскохозяйственной кооперации не установлено, что согласие на такую передачу входит в исключительную компетенцию общего собрания, можно признать, что если иное не закреплено в уставе кооператива, это согласие вправе дать правление или председатель кооператива.
Установленное абз. 2 п. 3 комментируемой статьи преимущественное право покупки пая или его части действует лишь в случае, если пай (его часть) передается третьему лицу возмездно.
При наличии согласия на такую передачу пая и отказа членов кооператива от своего преимущественного права на покупку пая третье лицо, приобретшее пай, должно быть принято в члены кооператива.
5. В случае смерти члена кооператива в состав его наследственной массы входит право на получение стоимости пая или имущества, соответствующего паю, а также других причитавшихся умершему выплат. При этом обязанность кооператива выплатить наследникам стоимость пая не связана с окончанием хозяйственно-финансового года, как это имеет место при выбытии или исключении из кооператива.
Наследники имеют преимущественное право на вступление в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом. В случае приема наследника в члены кооператива стоимость пая ему, естественно, не выплачивается. Если из нескольких наследников в кооператив принимается один, то остальным наследникам выплачиваются их доли в стоимости пая.
6. Хотя в состав имущества члена кооператива входит право на пай, для обращения взыскания на эту часть имущества по личным долгам члена кооператива установлен особый порядок: взыскание обращается лишь при недостаточности у члена кооператива иного имущества для покрытия долга, т.е. установлен порядок, аналогичный тому, который применяется при субсидиарной ответственности (пай члена кооператива - "запасная" часть имущества, на которую может быть обращено взыскание по его личным долгам).
К общему запрету обращения взыскания по долгам члена кооператива на неделимые фонды кооператива Закон о сельскохозяйственной кооперации устанавливает, что такое взыскание не может быть обращено и на землю сельскохозяйственного производственного кооператива (ст. 37).
Статья 112. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
1. Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации кооператива определяются настоящим Кодексом и другими законами.
2. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Комментарий к статье 112
1. Как и все иные юридические лица, производственный кооператив может прекратить свое существование путем реорганизации или ликвидации (см. коммент. к ст. 57 - 65). Закон о производственных кооперативах (ст. 26, 27) и Закон о сельскохозяйственной кооперации (ст. 41 - 44) либо воспроизводят по этим вопросам нормы ГК, либо отсылают к ним. Именно поэтому есть все основания утверждать, что нормы ГК, регулирующие прекращение деятельности юридических лиц, полностью распространяются на производственные кооперативы.
2. В Законе о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено, что основания для признания кооператива банкротом либо для объявления кооперативом о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого кооператива устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций.
Специального закона о банкротстве сельскохозяйственных организаций нет, но в Законе о банкротстве предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц, в т.ч. сельскохозяйственных организаций. В частности, речь идет об особенностях продажи объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства (ст. 177 - 179 Закона о банкротстве).
В Законе о сельскохозяйственной кооперации также предусмотрены некоторые особенности ликвидации сельскохозяйственных кооперативов (ст. 43, 44). Так, например, в исключение из общего правила о распределении оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества кооператива между его членами, применительно к сельскохозяйственным организациям, а следовательно, и к производственным кооперативам, установлено иное: имеющиеся у них объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива иным сельскохозяйственным организациям.
§ 4. Государственные и муниципальные унитарные
предприятия
Статья 113. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.
(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Комментарий к статье 113
1. Государственное и муниципальное предприятия (далее - УП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права и соответствуют нормам ГК. Вместе с тем ст. 113 - 115 ГК определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации) или муниципальное образование.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.
В данном случае невозможно возникновение юридического лица на основе смешанной формы собственности. Собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает (в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов) прав на указанное имущество. Унитарные предприятия в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту.
Перечисленные особенности, а именно: полная государственная или муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность УП, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за таким предприятием, у его учредителя формируют унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas - единство) природу этого юридического лица.
2. Предусматривая деятельность УП с использованием чужой собственности, ГК в рамках данной организационно-правовой формы (п. 2 комментируемой статьи) наделяет субъект определенными полномочиями, которые носят вещный характер (см. ст. 216 ГК). Имущество принадлежит УП на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, но в любом случае оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками унитарного предприятия.
УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
УП должно иметь самостоятельный баланс.
Различный по содержанию объем имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности выделяет в составе УП следующие разновидности:
УП, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Федерации, муниципальное предприятие;
УП, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее - казенное УП).
Различия между ними определены в ст. 114, 115, 294 - 300 ГК (см. коммент. к ст. 114, 115, 294 - 300).
3. Невозможность существования УП с использованием иной, кроме государственной или муниципальной, формы собственности предопределила принятие нормы п. 5 ст. 6 Вводного закона, согласно которой индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными обществами и товариществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на аналогичных имущественных правах, должны были до 1 июля 1999 г. быть преобразованы в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к данным предприятиям применялись нормы ГК, регулирующие деятельность УП, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297). Кредиторы таких предприятий вправе предъявить иски собственникам имущества (учредителям предприятий), которые несут субсидиарную ответственность по долгам таких унитарных предприятий (п. 7 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1).
4. Имущество, закрепленное собственником за УП, отражается в учредительном документе, каковым для подобных предприятий, согласно абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК, является устав. В нем необходимо фиксировать предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности специальный характер (см. п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 и коммент. к ст. 49, 52), а также фирменное наименование УП, которое согласно п. 3 комментируемой статьи должно указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического лица к категории государственного или муниципального предприятия.
В настоящее время форма и содержание учредительного документа УП должны соответствовать подзаконному нормативному правовому акту - Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия, утв. распоряжением Минимущества России от 11.12.2003 N 6945-р (БНА РФ, 2004, N 8).
5. Согласно п. 6 комментируемой статьи деятельность УП регулируется ГК и Законом об унитарных предприятиях. Такой Федеральный закон принят 14.11.2002, и этот законодательный акт существенно дополнил правовое положение УП. Данные изменения и дополнения применительно к нормам ГК касаются следующего:
1) создание УП на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, не допускается;
2) государственное или муниципальное предприятие может быть образовано в случае необходимости:
использования имущества, приватизация которого запрещена, в т.ч. имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в т.ч. реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
3) учредителем УП может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение учредить федеральное государственное предприятие принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение учредить государственное предприятие субъекта Российской Федерации или муниципальное предприятие - уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
4) УП считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и особенностями, предусмотренными Законом об унитарных предприятиях;
5) устав УП должен содержать:
полное и сокращенное фирменное наименование предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности УП;
сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества УП;
наименование органа его управления (руководитель, директор, генеральный директор);