ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6183
Скачиваний: 3
порядок назначения на должность руководителя УП, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
иные предусмотренные данным Законом сведения.
Устав государственного или муниципального предприятия, кроме того, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;
6) имущество УП формируется за счет:
имущества, закрепленного за УП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
доходов УП от его деятельности;
иных не противоречащих законодательству источников.
Право на имущество, закрепляемое за УП, возникает с момента передачи такого имущества УП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества УП.
Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах устанавливаются Правительством РФ.
При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за УП, а также порядок утверждения устава УП и заключения контракта с его руководителем устанавливаются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.
УП должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
7) УП по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Руководитель филиала или представительства назначается УП. Правовое положение филиала и представительства УП определяется ст. 55 ГК (см. коммент. к ней);
8) УП могут быть участниками (членами) коммерческих, а также некоммерческих организаций, в которых федеральным законом допускается участие юридических лиц. Они не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии УП в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества УП. То же касается распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими УП акциями;
9) собственник имущества УП в отношении указанного предприятия:
принимает решение о создании УП;
определяет цели, предмет и виды деятельности УП, а также дает согласие на участие УП в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности УП;
утверждает устав УП, вносит в него изменения, в т.ч. утверждает устав УП в новой редакции;
принимает решение о реорганизации или ликвидации УП в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы УП;
формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
назначает на должность руководителя УП, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
согласовывает прием на работу главного бухгалтера УП, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты УП;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом УП, на совершение иных сделок;
контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего УП имущества;
утверждает показатели экономической эффективности деятельности УП и контролирует их выполнение;
дает согласие (в случаях, предусмотренных федеральным законом) на совершение крупных сделок, сделок, относительно которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Кроме того, собственник имущества УП вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом УП недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных ГК и указанным Законом. Он вправе истребовать имущество УП из чужого незаконного владения;
10) правомочия Российской Федерации как собственника имущества УП не могут быть переданы ее субъекту или муниципальному образованию, а правомочия субъекта Федерации как собственника имущества УП не могут быть переданы иному субъекту Федерации или муниципальному образованию.
Аналогичные ограничения прав предусмотрены для УП, созданных муниципальным образованием;
11) заимствования УП могут осуществляться:
в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;
в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации;
путем размещения облигаций или выдачи векселей.
УП вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества УП объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований УП определяется Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
12) УП реорганизуется только по решению собственника его имущества.
УП могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
Не является реорганизацией изменение вида УП, а также изменение правового положения УП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию).
В случае изменения вида УП, а также передачи имущества УП другому собственнику в его устав вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав УП изменений.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество УП, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного УП.
Собственник имущества УП принимает решения об утверждении передаточного акта, разделительного баланса, устава вновь возникшего УП (решение о внесении изменений и дополнений в устав) и о назначении соответствующих руководителей;
13) УП может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование УП в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации;
14) УП может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, а также по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК и иными федеральными законами.
Ликвидация УП влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случаях принятия решения о ликвидации УП собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами УП. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого УП выступает в суде.
В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Порядок ликвидации УП определяется ГК и иными нормативными правовыми актами.
6. Имущественная ответственность УП принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица. УП не отвечает по обязательствам своего учредителя, а последний - по долгам и обязательствам УП.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (подробнее об этом см. ст. 56 и 115 и коммент. к ст. 56, 115).
7. Существующий сегодня сектор экономики в значительной мере основан на государственной и муниципальной формах собственности, что предопределило достаточно большое число таких предприятий.
В частности, в качестве государственных УП действуют большинство основных предприятий и организаций связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей народного хозяйства.
В настоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК и Закона об унитарных предприятиях, на основе указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 01.04.96 N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп" с изм. на 24.08.98 (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1573; 1998, N 35, ст. 4381) определяет имущественные права государственных УП, являющихся участниками таких групп.
По смыслу п. 3 ст. 1013 ГК УП не могут выступать в качестве учредителей доверительного управления, поскольку "передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям". Согласно ст. 1015 ГК эти предприятия не могут выполнять и функции доверительного управляющего.
Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)
5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.
Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
7. Исключен. - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.
Комментарий к статье 114
1. Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в действие части первой ГК, определяло для государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113, 114, 294) по этому вопросу используется формулировка "право хозяйственного ведения". Исключение слова "полное" свидетельствует о том, что права таких предприятий по самостоятельному пользованию и распоряжению имуществом ограничены.
Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения (с ограничением отдельных прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении), либо на правах оперативного управления (казенные УП) с еще более узким объемом прав (см. ст. 115, 296, 297 и коммент. к ст. 115, 296, 297).
Относительно объема имущественных прав таких УП говорится в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. В нем отмечается, что начиная с 8 декабря 1994 г. данные юридические лица могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника, в связи с чем совершенные ими без такого согласия сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, являются ничтожными (ст. 168 ГК).