ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6185
Скачиваний: 3
2. В отличие от отдельных коммерческих юридических лиц (полных товариществ, ООО, ОДО), создание которых допускается при внесении его учредителем (участником) части уставного капитала, уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного УП определяется в рублях и должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс. МРОТ.
Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого уставный фонд УП формироваться не может.
3. Пункты 5, 6 комментируемой статьи преследуют цель обеспечить экономическую (финансовую) устойчивость УП. Это достигается требованиями о необходимости выдерживать соотношение стоимости чистых активов с размером уставного фонда, а также защиты интересов кредиторов УП при уменьшении его уставного капитала. Закон об унитарных предприятиях предусматривает порядок увеличения и уменьшения уставного фонда.
В первом случае увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в т.ч. после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Это может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия. Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда УП собственник его имущества вносит соответствующие изменения в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации таких изменений, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в регистрирующий орган. Непредставление указанных документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав изменений.
При снижении стоимости чистых активов УП собственник его имущества вправе (а в случаях, предусмотренных упомянутым Законом, обязан) уменьшить уставный фонд такого предприятия.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного в соответствии с Законом об унитарных предприятиях минимального размера уставного фонда.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан уменьшить его уставный фонд до размера, не превышающего стоимость его чистых активов.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного упомянутым Законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена, собственник имущества УП должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.
В случаях, когда стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного Законом, УП может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной ситуации УП определена редакцией нормы ГК ("может быть"). Вероятно, учредитель при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение, исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до необходимого уровня.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если в предусмотренных случаях собственник имущества УП в пределах 6 месяцев по окончании финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от него прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
В течение 30 дней с даты, когда принято решение уменьшить уставный фонд, УП обязано в письменной форме уведомить об этом всех известных ему кредиторов, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы УП вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления (или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения) потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств УП и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при наличии доказательств уведомления об этом кредиторов в указанном выше порядке.
4. Закон об унитарных предприятиях предусматривает, что УП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом УП. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков УП.
УП за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом УП. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы УП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом УП.
Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В этом случае оно ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
5. В целях совершенствования деятельности УП и поиска новых наиболее эффективных организационно-правовых форм управления государственным и муниципальным имуществом Правительство РФ установило для федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях управления, обязанность ежегодно утверждать программы деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий по установленной форме.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ, 2002, N 15, ст. 1440).
Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)
1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
3. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Комментарий к статье 115
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, Правительству РФ предоставлено право создавать федеральные казенные предприятия. Казенное УП субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие - решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.
Казенное предприятие может быть создано, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также в случае необходимости:
использования имущества, приватизация которого запрещена, в т.ч. имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
осуществления отдельных видов деятельности и ведения убыточных производств;
осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
2. В уставе казенного УП, кроме сведений, указываемых в соответствии со ст. 113, 114 ГК, должно присутствовать его полное фирменное наименование, содержащее слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника имущества.
3. В казенном предприятии уставный фонд не формируется, а помимо общих сведений, указываемых в уставе УП (см. коммент. к ст. 113), должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.
4. Собственник имущества казенного УП, помимо общих прав, предусмотренных в коммент. к ст. 113, 114, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Устав казенного предприятия должен соответствовать ст. 52 ГК, требованиям Закона об унитарных предприятиях (см. коммент. к ст. 113), а также Типовому уставу, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982). Данный подзаконный акт предусматривает правовой режим имущества казенного УП, характер и пределы его производственно-хозяйственной деятельности, организацию учета и отчетности, наличие у него статуса юридического лица, право иметь расчетный и текущий счета в банке, печать со своим наименованием, бланки и регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания).