ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 9437
Скачиваний: 7
Статья 73. Обязанности участника полного товарищества
Комментарий к статье 73
1. Комментируемая статья посвящена обязанностям участника полного товарищества, характерным именно для этой организационно-правовой формы. Безусловно, предусмотренными ст. 73 Кодекса обязанностями не исчерпывается перечень всех обязанностей полного товарища.
Так, в соответствии с общей нормой п. 2 ст. 67 ГК РФ участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:
- вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.
Законом также допускается, что участники хозяйственного товарищества или общества могут нести и другие обязанности, предусмотренные его учредительными документами. Из чего следует, что учредительным договором полного товарищества могут быть предусмотрены и другие, не упомянутые в законе, обязанности участника полного товарищества.
Таким образом, обязанности участника полного товарищества можно разделить на два вида: обязанности, характерные для участников всех хозяйственных товариществ и обществ (это обязанности внести вклад, предусмотренный учредительным договором товарищества, и соблюдать конфиденциальность деятельности товарищества), и обязанности, обусловленные спецификой полного товарищества (к ним относятся обязанности непосредственно участвовать в деятельности полного товарищества и воздерживаться от конкуренции с товариществом, т.е. не осуществлять от своего имени такую же деятельность, которую ведет товарищество).
2. Обязанность участника полного товарищества непосредственно участвовать в его деятельности обусловлена тем, что закон не предусматривает в товариществе образование каких-либо органов управления, через которые оно приобретает гражданские права и осуществляет обязанности (ст. 53 ГК РФ). Товарищество в отношениях с другими лицами, участвующими в имущественном обороте, представляют сами его участники.
В литературе справедливо отмечается, что в силу закона каждый товарищ вправе участвовать в управлении товариществом (п. 1 ст. 67 ГК) и одновременно обязан участвовать в его деятельности согласно учредительному договору (п. 1 комментируемой статьи) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2009. Т. 1. С. 240 (автор главы - В.В. Ровный).
В соответствии с условиями учредительного договора возможно, что каждый участник товарищества вправе действовать от имени товарищества, либо все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручается отдельным участникам. В последнем случае участник передает свое право на ведение дел одному или нескольким другим товарищам (см. ст. 72 ГК и комментарий к ней).
3. На момент учреждения товарищество должно обладать некоторым имуществом, складочным капиталом, минимальный размер которого, в отличие от размера уставного капитала хозяйственных обществ, законом не установлен, но размер которого обязательно должен быть определен учредительным договором товарищества (п. 2 ст. 70 ГК).
Закон не требует для полного товарищества обязательного минимального складочного капитала, поскольку гарантией прав кредиторов товарищества служит личная ответственность его участников, их личное имущество.
Однако товарищество как юридическое лицо должно обладать имуществом, составляющим имущественную основу предпринимательской деятельности товарищества. Для создаваемого товарищества имущество первоначально образуется в виде складочного капитала. Вклады в складочный капитал участники должны вносить согласно требованиям закона и условиям учредительного договора.
Одно из императивных требований закона содержится в комментируемой статье и состоит в том, что участник обязан внести свой вклад в складочный капитал товарищества не менее чем наполовину к моменту регистрации товарищества как юридического лица.
Моментом регистрации (создания) товарищества следует считать день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
Исполняя учредительный договор, участники обязаны вносить вклады в сроки и в порядке, которые определяются учредительным договором.
В силу отсутствия законодательных ограничений складочный капитал может слагаться и, соответственно, вноситься участниками товарищества как из денежных средств, так и из другого имущества, но неденежные вклады должны быть оценены в деньгах (п. 6 ст. 66 ГК). В отличие от обществ в товариществах денежная оценка вклада участника определяется исключительно самими участниками.
Складочный капитал, с одной стороны, - это учетная величина, обозначающая, что товарищество на определенный момент времени обладает чистыми активами не менее размера складочного капитала, указанного в учредительном договоре. Но с другой стороны, складочный капитал является также, по крайней мере на момент внесения, реально существующим имуществом.
Чаще всего в качестве вклада вносятся денежные средства. Установленный момент внесения половины вклада в складочный капитал товарищества выдвигает проблему оформления денежного вклада. Практика применения этого правила показывает, что требование комментируемой статьи (как и подобные требования в отношении хозяйственных обществ) не соблюдается и складочный (а в обществах - уставный) капитал начинает оплачиваться только после регистрации товарищества (общества).
Обязанность участника по внесению вклада возникает непосредственно из учредительного договора, и обязательство должно исполняться именно в том виде, в каком оно закреплено в договоре.
Нарушение этой обязанности влечет предусмотренную комментируемой статьей ответственность в виде обязанности уплатить товариществу 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные товариществу убытки. Следует отметить, что данная норма носит диспозитивный характер и применяется при условии, если иные последствия не установлены учредительным договором.
4. Особенность полного товарищества в виде того, что от его имени во внешних отношениях с третьими лицами выступают сами товарищи, обусловливает наличие для товарищей еще одной специфической обязанности - воздержание от конкуренции с товариществом, которая в законе выражена установлением запрета без согласия других товарищей совершать от своего имени в своих или чужих (кроме самого товарищества) интересах сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.
Санкцией за нарушение этого запрета является возможность товарищества потребовать от такого участника, вступившего в конкурентный конфликт с товариществом, возмещения причиненных товариществу убытков либо передачи товариществу всей выгоды, полученной от сделки.
Следует учитывать, что полное товарищество - коммерческая организация и предмет ее деятельности может быть достаточно широк (п. 1 ст. 49 ГК). С этой точки зрения, соотнося однородность сделок товарищества и его участников (тоже предпринимателей), важно отделять разовые сделки товарищества от тех сделок, которые являются для него обычными и систематическими, т.е. входят в его предмет.
Статья 74. Распределение прибыли и убытков полного товарищества
Комментарий к статье 74
1. Общее правило установлено комментируемой статьей в отношении несения участниками полного товарищества риска убытков либо участия в распределении прибыли: и то и другое распределяется пропорционально долям товарищей в складочном капитале. Однако, как и многие другие нормы, регламентирующие положение простого товарищества и его участников, данное правило также носит диспозитивный характер, предоставляя возможность участникам решить вопросы распределения прибыли и убытков полного товарищества между собой на свое усмотрение. Причем по-иному, отлично от ГК РФ, участники могут решить эти вопросы как в учредительном договоре, так и в ином соглашении, предусмотрев другой критерий, например в зависимости от личного участия в делах товарищества, а не от размера вклада в складочный капитал.
Однако закон все-таки устанавливает пределы такого соглашения. Важно, что никто из товарищей не может быть полностью отстранен от участия в распределении прибыли или в несении убытков товарищества. Даже если это установлено взаимным соглашением, в котором участие в прибыли и убытках ставится в зависимость от степени участия или, напротив, неучастия в делах товарищества. Такое соглашение ничтожно как противоречащее императивному требованию закона. При этом в любом случае, независимо от соглашения, у участников сохраняется полная ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (ст. 75 ГК).
2. Содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи норма в конечном счете является еще одной гарантией интересов кредиторов товарищества наряду с субсидиарной ответственностью участников по долгам товарищества. Если товарищество понесло убытки, в результате которых его чистые активы стали меньше размера складочного капитала, то прибыль не может распределяться между товарищами до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала. Эта норма запрещает использовать прибыль товарищества в личных интересах товарищей в ситуации, когда сведения о складочном капитале товарищества, указанные в учредительном договоре, не соответствуют реальному его наполнению, т.е. являются недостоверными. Устанавливая такой запрет, ГК РФ тем самым влияет на направление использования прибыли товарищества в целях приведения к необходимому превышению значения чистых активов над размером складочного капитала.
Статья 75. Ответственность участников полного товарищества по его обязательствам
Комментарий к статье 75
1. Солидарная ответственность участников полного товарищества по обязательствам товарищества является отличительной чертой, "конститутивным признаком данной организационно-правовой формы" <1>. Но поскольку само товарищество как юридическое лицо, обладая обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам (п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 56 ГК), ответственность товарищей по долгам товарищества носит субсидиарный (дополнительный) характер (ст. 399 ГК). Это значит, что требования кредиторов товарищества могут быть предъявлены товарищам только при недостаточности имущества самого товарищества или недобросовестном отказе удовлетворить эти требования, т.е. в случае, если полное товарищество осталось должно кредиторам и не может эту задолженность погасить, а взыскание имущества самого товарищества не покрывает этот долг. Для того чтобы предъявить требование к участникам товарищества, кредитор должен предъявить сначала требование к самому товариществу как основному должнику, и, только если товарищество как основной должник отказалось удовлетворить требование кредитора либо в разумный срок не ответило на него, предъявленное требование может быть переадресовано товарищам, несущим субсидиарную ответственность.
--------------------------------
<1> Витрянский В.В., Суханов Е.А. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации об акционерных обществах и иных юридических лицах // Практикум акционирования. Вып. 7. М., 1995. С. 55.
Каждый участник полного товарищества отвечает по обязательствам товарищества всем своим имуществом вне зависимости от размера его доли в складочном капитале товарищества и размеров долей других участников.
Солидарная ответственность участников означает, что кредитор вправе требовать исполнения обязательства товарищества как от всех товарищей совместно, так и от каждого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга (п. 1 ст. 323 ГК). Все солидарные должники, которыми являются товарищи, считаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнится полностью. Так как в данном случае все товарищи являются солидарными должниками по обязательствам товарищества, соответственно, к ним применяются все нормы ГК РФ о солидарной ответственности, предусмотренные ст. ст. 322 - 325 Кодекса.
Так, кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из товарищей как солидарного должника, имеет право требовать недополученного от остальных участников товарищества (п. 2 ст. 323 ГК).
Исполнение солидарной обязанности по обязательствам товарищества полностью одним из товарищей освобождает остальных должников от исполнения такой обязанности кредитору, и обязательство прекращается.
Исполнение солидарной обязанности полностью одним из товарищей по общему правилу порождает регрессное требование к остальным товарищам в равных долях (п. 2 ст. 325 ГК).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правила об ответственности участников товарищества в случаях, когда на момент возникновения обязательства либо предъявления требования тот или иной товарищ уже либо еще не обладает статусом участника товарищества.
Эти правила являются особенностью солидарной ответственности участников полного товарищества и заключаются в следующем.
Участник полного товарищества отвечает по всем обязательствам товарищества, в том числе по тем, которые возникли до его вступления в товарищество (как видно, это правило касается товарищей, которые не участвовали в учреждении товарищества). Вступление в товарищество нового участника может иметь место в результате принятия в состав участников нового товарища либо в результате передачи доли участником третьему лицу с согласия остальных участников (ст. 79 ГК).
Выбытие участника из товарищества также не является основанием для освобождения его от ответственности по обязательствам товарищества. Такой выбывший участник продолжает нести ответственность по обязательствам товарищества, возникшим до его выбытия, солидарно наравне с оставшимися участниками. Закон лишь ограничивает срок для возможного привлечения к ответственности такого участника: выбывший товарищ отвечает по обязательствам товарищества в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. Установленный двухлетний срок является сокращенным сроком исковой давности в отношении обязательств выбывшего участника со специальным правилом начала его течения.
3. Правила об ответственности участников, предусмотренные комментируемой статьей, носят императивный характер и не могут подвергнуться изменению или отмене по соглашению сторон. Более того, п. 3 прямо запрещает любое соглашение об устранении или ограничении ответственности участников товарищества, указывая на его ничтожность.
В литературе высказано мнение, что именно такая строгая ответственность участников полного товарищества делает его весьма привлекательным для потенциальных контрагентов (кредиторов). Одновременно повышается и надежность, в том числе кредитоспособность, товарищества в глазах других участников имущественного оборота, ибо создание полного товарищества свидетельствует об уверенности самих участников в успехе дела и их честном отношении ко всем кредиторам <1>. Однако, как показала практика применения ГК РФ (которая более 15 лет действует в современной России), организационно-правовая форма полного товарищества отнюдь не привлекает самих предпринимателей как форма ведения бизнеса. И происходит это, скорее всего, именно по причине возникновения риска несения неограниченной ответственности по обязательствам товарищества.