Файл: Реферат мир островского на сцене и на экране.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По поводу зеркала мемуарист иронизирует зря' изучать все оттенки чувств на лице - профессиональная задача драматурга, а вот снять "хрестоматийный глянец" с образа классика ему удалось.

Любовь Косицкая позже играла в драме "Гроза". Современники называли ее "лучшей из Катерин", а исследователи творчества Островского полагали, что Катерина во многом "списана" с той же Косицкой.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Значение творчества А.Н.Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». Подготовка сообщений: «Экранизация произведений А.Н.Островского», «Крылатые выражения в произведениях А.Н.Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания».


В одной из сцен Катерина произносит удивительно поэтичные слова: "...До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится.

Но Лариса, героиня "Бесприданницы", пьесы, написанной через двадцать лет после "Грозы", уже не мечтает о любви. Она знает, что ей, бесприданнице, о браке по любви мечтать нечего. Она хочет только одного - уехать в деревню, за Волгу, с нелюбимым мужем Карандышевым, но только чтобы её оставили в покое. И даже в этой малости общество ей отказывает. Лариса - по-гречески значит "чайка", стремительная белая птица среди зверей: Кнурова (кнур-хряк), Вожеватого, молодого хищника, Паратова (паратай - дерзкий, ловкий, быстрый). Не только у Паратова, но и у них у всех "нет ничего заветного". Традиций нет, совести нет, бога нет, нет и прежде стеснявшего авторитета «старших». А что есть? Деньги и товар. "Всякому товару есть цена", - говорит Вожеватов, и это совершенно правильно, только страшно, когда товаром оказывается человек. О Ларисе все говорят, ею восхищаются, на её внимание претендуют, решают за неё её будущее, а сама она всё время как бы в стороне: её желания, её чувства никого всерьёз не занимают. Лариса должна будет признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: "Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь".


.. А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют".

Берг вспоминал, как во время похорон Гоголя ехал вместе с Александром Островским и Любовью Косицкой в одних санях к Данилову монастырю, и актриса, завидев купола, стала припоминать свои детские ощущения в церкви.


Акцент смещения рождает в спектакле вахтанговцев грустную иронию. То ирония объективных подтекстов и сравнений пьесы, какие проявляются в спектакле Фоменко именно как ироническое отношение к искусству актера. Словно бы с помощью Островского театр сам себя вышучивает, освистывает, отхлестывает, но и извиняет за грехи и мерзости, накопившиеся за время отношения к себе как к горделивому, раздувшемуся от самовлюбленности баловню фортуны.


"Спутник все это слушал, слушал вещим, поэтическим слухом и - после вложил в один из самых удачных монологов

Катерины..." - свидетельствует мемуарист

Любовь Петровна не стала женой Островского Когда завязывалась их дружба-любовь, она была замужем.

Спектакль «Без вины виноватые» поставлен Петром Фоменко и сыгран актерами в вахтанговском буфете, а не на вахтанговской сцене. «Мы актеры, наше место в буфете», - говорит незабвенный Шмага. Режиссер, приглашая в буфет зрителей, мгновенно превращает и их в актеров. Все - актеры. Каждый уголок земного мира - театральная площадка. И что же? «Буфетный театр» представляет не столько «волшебный край», сколько «край» не очень умных, не очень добрых, не очень порядочных людей. Их место, действительно, в буфете. Настоящая сцена отдана не им, не таким. Она где-то вне этих «закусочных пределов». Не случайно Кручинина (Юлия Борисова) уходит в разных костюмах на «внесценические» подмостки и откуда-то из другого пространства сюда, в буфетную комнату, грустная, возвращается. Сколько жизнь с ее обманами, лицемерием и коварством захватывает мир театра, столько же и интриги, развращенность «волшебного края» девятым валом накатывают на остатки-обломки порядка повседневности. Знаменитые вахтанговцы (в спектакле заняты также Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, Юрий Волынцев, Евгений Князев и др.), играя Островского в стиле неожиданного, рискованного столкновения мелодрамы и фарса, - словно бы сдвигают якобы прекрасный мир кулис в сферу непредсказуемых случайностей жизни. И когда этот резкий сдвиг, этот бурный процесс скрещивания игры и скорби жизни освещается ярким всполохом невзаправдашнего театрального эффекта, наподобие обретения Кручининой и Незнамовым родственных связей, - грязь жизни счастливым финалом очищена. Однако ж она никуда не исчезла. Она переместилась, перетекла на «театральную половину». Нет никаких священных границ между рампой и залом. Где «святое» искусство, где грубость жизни - неважно. Важен процесс взаимопроникновения и взаимозамещения. Важен передел зон влияния: не победа жизни на сцене, но победа игры в жизни.



Став вдовой, продолжала отвергать его предложения руки. "...Я

не хочу отнимать любви Вашей ни у кого", - писала она, намекая, возможно, на

Агафью Ивановну, с которой драматург жил в невенчаном союзе и имел общих детей.

Драматург провозгласил язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. При этом Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль.

Знаменитая Агафья Ивановна! К ней ходили на поклон многие столичные актеры -

получить по ее словечку роль в пьесе Островского, поплакаться на жизнь.. Внешне неприметная женщина, из простонародья, она отличалась незаурядным умом (ей первой читал драматург свои произведения), душевным, веселым нравом, необычайным гостеприимством, прекрасно исполняла русские песни и пользовалась огромным уважением у литературной Москвы.

Если сравнить даже две экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и Мир», которые мне удалось посмотреть, то разница в подаче и передаче содержания существенно отличаются друг от друга. Первая экранизация была создана в 1967 году, режиссером Сергеем Бондарчуком. На мой взгляд, это один из самых лучших фильмов, в основе которого лежало литературное произведение. Для наиболее точной передачи содержания, был отснят не один фильм, а целых четыре «серии», где последовательно, все как в книге, разворачиваются события Российской империи в 1805-1813 годах, а также нескольких дворянских семей. Данная экранизация очень точно передает не только содержание романа, но и смогла показать зрителю все мысли и переживания героев, которые были описаны Львом Николаевичем Толстым. Актерская игра, на мой взгляд, просто замечательная. Необходимо быть настоящим профессионалом своего дела, чтобы донести до зрителей мимикой, жестами, позой все те чувства, которые закладывал в строки книги великий писатель. Если посмотреть с технической стороны, то и она для своего времени также была на высшем уровне. Очень точно переданы костюмы той эпохи, артиллерия, оружие и архитектура. Безусловно, существует несколько отличий от оригинального произведения, но в целом сюжет передан очень точно.

Однако не Агафья Ивановна была причиной разрыва отношений' "...Я не шутила с вами и не играла с душой вашей, а я себя не помнила " - писала Любовь Косицкая в прощальном письме Александру Николаевичу. Действительно, "себя не помнила"


Несмотря на многие предостережения, Любовь Петровна, натура страстная и своевольная, увлеклась легкомысленным купеческим сынком, будто явившимся на свет прямо из пьес Островского.

Кое-что от Василькова мы увидим потом в Вожеватове и Кнурове ("Бесприданница"). В этой пьесе сошлись две главные темы Островского - купечество и тема "горячего сердца". Лидия Чебоксарова и Глафира из пьесы «Волки и овцы» - редкость для Островского. Обычно его молодая героиня - главная женская роль в пьесе - благородная, страстная, смелая и беззащитная женщина с горячим сердцем. Одна из пьес Островского так и называется - "Горячее сердце".


Он промотал все ее немалое состояние, оставив актрису в нищете и болезнях. От этого удара судьбы она так и не смогла оправиться

С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет, а после ее кончины через два года, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной

Бахметьевой, которая подарила ему четырех сыновей и двух дочерей (все дети от

Агафьи Ивановны умерли в малолетстве)

Большое место в жизни драматурга занимала дружба с династией артистов Садовских.

Островский приводит сегодня актёров и неактёров к ситуации не бытового, не социального или политического, но духовного выбора. Что пересилит в нас: внутренний порядок, отношение к жизни и человеку как безусловной ценности? Либо внутренний хаос, расчет, животные принципы выживания, соблазн шутовства, азартного партнерства, выигрыша любою ценой? Дело не в том, разумеется, играть или не играть, смеяться или не смеяться, идти в актрисы или нет. Дело в том, чтобы игра (в широком смысле слова) знала свое место, свои жесткие рамки, чтобы ее агрессия не теснила бы, не отменяла бы в жизни то ее пространство, в котором любые игры губительны. Ситуация такого выбора вечна. Вечен и Островский.

Отец, Пров Михайлович, прославился блестящим исполнением роли русского праведника Любима Торцова ("Бедность не порок"), а также таких колоритных фигур, как купец Большое - самодур, ставший русским "королем Лиром" ("Свои люди -

сочтемся!")

, грозный Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье") и др Его сын Михаил

Провыч, воспитанный Островским, тоже стал знаменитым актером, лучшим исполнителем молодых персонажей из пьес своего крестного отца.

Островский любил и умел писать роли актрис и актеров. Роли эти играли в русском театре великие предшественницы и предшественники современных любимиц наших и любимцев. Однако сам поток пьес о театре, об актерстве, специально выделенных из богатейших драматургических запасников Островского, указывает на беспощадный диктат времени.