Файл: ГК_1_комм_гл13_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1012

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками, или ограниченные вещные права, безусловно, должны быть обособлены в законодательстве, однако критерии их отличия от обязательственных прав и, главное, конкретные юридические последствия квалификации прав в качестве вещных должны быть существенно обновлены. Скорее всего, такое обновление невозможно без системных изменений в законодательном определении ряда важных гражданско-правовых институтов и в первую очередь института владения (нетрудно заметить, что традиционно ассоциируемые со статусом вещного права признаки - право владения и абсолютная защита - присущи именно правомочию владения, входящему в состав субъективных гражданских прав: как собственно вещных, так и некоторых обязательственных).

Подобный системный подход к совершенствованию действующего ГК РФ предложен в Концепции развития законодательства о вещном праве, разработанной Советом при Президенте РФ по совершенствованию и кодификации гражданского законодательства" (далее - Концепция). По замыслу разработчиков Концепции, вещные права возникают по основаниям и осуществляются в порядке, установленным ГК РФ и изданными в соответствии с ним законами; их перечень и содержание определяются исключительно ГК РФ. Соотношение правомочий собственника и обладателя ограниченного вещного права должно определяться правилами о соответствующем вещном праве. Вещные права имеют преимущество перед иными имущественными правами и следуют за вещью; только они в случае нарушения обеспечиваются вещно-правовой защитой. Вещные права на чужие вещи подлежат государственной регистрации, возникая с момента такой регистрации; они устанавливаются на индивидуально-определенные вещи, а также на вещи, определенные родовыми признаками, в случае их индивидуализации.

2. С введением в действие Земельного кодекса РФ произошла редукция некоторых из предусмотренных комментируемой статьей вещно-правовых титулов. Так, право пожизненного наследуемого владения земельными участками сегодня существует, по сути, в формате переживания закона, поскольку ст. 21 ЗК РФ сохраняет его лишь в объеме преждепользования, т.е. признает права граждан, приобретенные до введения в действие Кодекса, не допуская впредь предоставления земельных участков на данном праве и запрещая любые, кроме включения в завещание, формы распоряжения земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении. С учетом этих правил должны применяться теперь ст. 265 - 267 ГК РФ (последняя статья допускала возможность передачи участка, находящегося в пожизненном владении, в аренду и безвозмездное срочное пользование).

3. Статья 20 ЗК РФ установила новый порядок предоставления земель в постоянное (бессрочное) пользование, существенно ограничив круг потенциальных субъектов такого права (к таковым теперь относятся государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления) и исключив из него граждан (предоставление земельных участков в бессрочное пользование гражданам допускалось ст. 268 ГК РФ).


4. Сервитут - право ограниченного пользования чужим имуществом. Помимо ст. 274, 277 ГК РФ правила о сервитутах содержатся в ст. 23 ЗК РФ.

5. Право хозяйственного ведения может принадлежать государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Субъектами права оперативного управления могут быть казенные предприятия и учреждения.

6. Правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, следует понимать в контексте берущего начало в древнеримской юриспруденции принципа "Своя вещь никому не служит". Абсурдно, к примеру, установление сервитута в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности.

7. Принято считать, что перечень вещных прав, приведенный в комментируемой статье, не может рассматриваться как исчерпывающий. Так, особым весом в действующем законодательстве обладают: права членов семьи собственника жилого помещения (ст. 292 ГК РФ); права пользования жилым помещением, признаваемые за гражданами, проживающими совместно с собственником помещения (ст. 31 ЖК РФ); права в отношении имущества, предоставленного по завещательному отказу (ст. 1137 ГК РФ), в частности жилых помещений (ст. 33 ЖК РФ); а также право безвозмездного срочного пользования земельным участком (ст. 36 ЗК РФ). Эти титулы явно тяготеют к вещным, что нуждается в соответствующем законодательном закреплении.

Кроме того, в науке гражданского права высказаны суждения о тяготении к ограниченным вещным правам прав залогодержателя по договору ипотеки; учреждения в отношении имущества, приобретенного за счет разрешенной коммерческой деятельности и учтенного на отдельном балансе; члена ЖСК до полной выплаты суммы паенакопления, нанимателя жилого помещения по договору социального найма; арендатора имущества и др. Эти суждения не всегда бесспорны. Так, ни ст. 131 ГК РФ, ни ст. 1 Закона о государственной регистрации не дают возможности однозначно понять, чем же законодатель считает ипотеку - вещным правом или его ограничением. Право учреждения на имущество, учтенное на отдельном балансе, в арбитражной практике последних лет трактуется в свете положений действующего бюджетного законодательства исключительно как право оперативного управления, а не как особое вещное право. Категорически неприемлемым представляется отнесение к ограниченным вещным правам прав нанимателя жилого помещения и арендатора.

Разработчиками Концепции предложено изложить перечень ограниченных прав в следующем виде: сервитуты; право владения и пользования земельным участком, участком недр, лесным участком, водным объектом, включая право застройки (эмфитевзис и суперфиций); право личного пользовладения (узуфрукт); ипотека и иное зарегистрированное (учтенное) залоговое требование; право приобретения чужой вещи на ранее согласованных условиях; право на доход, приносимый вещью (вотчинные выдачи); право оперативного управления. Предусмотренные ныне комментируемой статьей вещные права, кроме сервитута и оперативного управления, предполагается либо упразднить (как право хозяйственного ведения), либо трансформировать в один из названных титулов. Права, предусмотренные в настоящее время ст. 292 ГК РФ, должны быть охвачены понятием узуфрукта.



Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества


Комментарий к статье 217


1. В комментируемой статье закреплены основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность граждан и юридических лиц путем приватизации.

Непосредственно ГК РФ, определяя признаки осуществления приватизации, не раскрывает юридическое содержание данного понятия. В литературе содержатся достаточно многочисленные суждения по поводу данного понятия, в особенности в сопоставлении с другими понятиями, затрагивающими или сопровождающими процесс приватизации, такими, как разгосударствление, коммерциализация, денационализация и т.п. Понятие приватизации рассматривают как в широком, так и в узком смысле. По утверждению Э.С. Савас, появление в юридической литературе термина "приватизация" в 1983 г. было использовано для обозначения процесса преобразования общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную. В широком же смысле, по его мнению, приватизация представляет собой проведение разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами или в предпринимательской деятельности <1>. Герберт Бинер считал, что приватизация в широком смысле "представляет собой всеобъемлющую передачу прав собственности от государства к его гражданам, выделение общественных услуг в частный сектор, а также отказ от активной деятельности государственных органов для того, чтобы дать простор частной инициативе" <2>. С правовой точки зрения более точным представляется определение, данное С.И. Комарицким: "Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности" <3>. В данном случае в результате приватизации в специально установленном порядке осуществляется переход в частную собственность права собственности на объекты приватизации, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности. Вместе с тем предусмотренный комментируемой статьей производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации ГК РФ. Необходимо отметить, что ГК РФ устанавливает возможность передачи имущества, а на каком основании, в каком порядке, какого имущества, на каких условиях, в том числе за плату или бесплатно, - все эти вопросы составляют предмет правовой регламентации специального законодательства. При этом положения ГК РФ в зависимости от определяемых законодательством о приватизации условий передачи государственного или муниципального имущества могут либо подлежать применению, либо применяться с существенными ограничениями.


--------------------------------

<1> Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М.: Дело, 1992. С. 15.

<2> Бинер Г. Приватизация и разгосударствление в ФРГ. М., б/г. С. 63.

<3> Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций / Исследовательский центр частного права; Российская школа частного права. М.: Статут, 2000. С. 7.


2. К основным признакам приватизации следует отнести:

1) нахождение имущества в собственности публичных субъектов права - Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;

2) осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права - граждан и юридических лиц;

3) соблюдение специально установленной федеральным законом процедуры передачи имущества;

4) приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ.

Иных признаков приватизации ГК РФ не содержит. Вместе с тем законами о приватизации могут быть установлены такие дополнительные признаки приватизации, как возмездность или безвозмездность передачи государственного или муниципального имущества, а также вид подлежащих приватизации объектов права. При этом рамочного закона о приватизации, который определял бы общие правила и порядок приватизации в отношении любых видов имущества, не существует.

3. Установление комментируемой статьей приоритета специальных норм о приватизации по отношению к положениям ГК РФ имеет важное правовое значение, в особенности учитывая, что согласно закрепленным в п. 2 ст. 3 ГК РФ основным положениям гражданского законодательства, наоборот, установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

Приоритет законодательства о приватизации содержится и в иных положениях ГК РФ. В частности, согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. При этом особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем указанной приватизации с учетом п. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1>, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.


Установление ограниченного действия гражданского законодательства применительно к приватизации государственного и муниципального имущества не случайно, учитывая, что предусматриваемые законами о приватизации особенности правового регулирования могут существенно отличаться в зависимости от способов приватизации, видов передаваемого имущества и в полной мере не отвечают закрепленным в ст. 1 ГК РФ основным началам (принципам) гражданского законодательства.


Законодательство о приватизации состоит из комплекса частно-публичных, а в большей степени административных норм, основная задача которых сведена к подготовке создаваемых в порядке приватизации частноправовых субъектов права к участию в гражданском обороте. Самым сложным представляется вопрос, связанный с определением момента вхождения в этот оборот образуемого в порядке приватизации субъекта права как полноправного субъекта гражданского оборота, в отношении которого уже не действуют установленные законами о приватизации особенности.

Нестабильность и ненадежность таких участников гражданского оборота послужили предпосылкой внесения изменения в ст. 181 ГК РФ, которой устанавливаются сроки исковой давности по недействительным сделкам. Именно из-за активного процесса образования в порядке приватизации юридических лиц до недавнего времени действовал специальный срок исковой давности в 10 лет для подачи исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки <1>. В этой связи совершенно обоснованно С.А. Хохлов указывал: "...ненормально будет, если у нас возникнет две системы собственности - одна система собственности и правового регулирования собственности, созданная на основе приватизационного законодательства, а другая - на основе общего гражданского законодательства" <2>. Высвечивая проблемы параллельного действия указанных систем, С.А. Хохлов также отмечает актуальные и сегодня проблемы, связанные с необходимостью определения момента окончания приватизационного законодательства и применения без изъятий гражданского законодательства.

--------------------------------

<1> В действующей с 26 июля 2005 г. новой редакции п. 1 ст. 181 ГК РФ предусмотрено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. При этом течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки, в отличие от установленного в п. 1 ст. 200 ГК РФ общего порядка определения начала течения срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

<2> Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. N 8. С. 124 - 125.


Совершенно очевидно, что вопрос применения специальных приватизационных механизмов лежит в плоскости политической и экономической целесообразности. Действующее гражданское законодательство рассматривает государство и муниципальное образование как равноправных собственников по отношению к любым иным субъектам гражданского оборота, что получило соответствующее закрепление в гл. 5 ГК РФ. При этом ничто не мешает в том числе распоряжению находящимся в государственной и муниципальной собственности имуществом в соответствии с положениями ГК РФ. В противном случае логично было бы предположить, что если отчуждение государственного (муниципального) имущества возможно только в результате приватизации, то приобретение - только в результате национализации. Однако конечно же это не так. Говорить о достоинствах и недостатках одной из форм собственности, будь то государственная или частная, можно только по прошествии времени применительно к конкретному историческому периоду в противопоставлении и сравнении эффективности той или иной формы собственности. Приватизация стала основой системных изменений в обществе и экономике, однако оценка достигнутого результата - это предмет исследования экономической эффективности приватизированных предприятий.