Файл: ГК_1_комм_гл13_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 976

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном ст. 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

13) имущества, переданного Центру исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации (регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами).

Данный Федеральный закон установил четкие процедуры приватизации на основе ежегодного планирования подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 806 утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества <1>. Действующий Закон не допускает ускоренных механизмов осуществления приватизации и обязывает Правительство РФ представлять в Государственную Думу ежегодно, не позднее 1 мая, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год. Вместе с отчетом в Государственную Думу также представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества за прошедший год <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 150.

<2> Следует отметить, что отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.


Согласно п. 1 ст. 13 рассматриваемого Закона используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:


1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

7. Непосредственная возможность получения в собственность граждан жилых помещений возникла несколько ранее рассмотренного начала масштабных приватизационных процессов с государственным и муниципальным имуществом. С принятием Советом Министров СССР Постановления от 2 декабря 1988 г. N 1400 "О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда" <1> у граждан впервые появилась практическая возможность на возмездной основе приобрести в личную собственность квартиры. В России Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 21 апреля 1989 г. N 134 "Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт" <2> было утверждено одноименное Положение, в соответствии с которым в личную собственность гражданам могли быть проданы:

--------------------------------

<1> СП СССР. 1989. N 1. Ст. 4.

<2> СП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 72.


а) занимаемые ими квартиры в домах государственного и общественного жилищных фондов;

б) незаселенные квартиры в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, все квартиры в которых предназначены для продажи;

в) освобожденные за выездом граждан квартиры и квартиры во вновь построенных домах, а также в домах, реконструированных или капитально отремонтированных исполкомами местных Советов народных депутатов, предприятиями, объединениями и организациями, и заселенные после их освобождения в установленном порядке.

Одновременно допускалась продажа квартир в домах, являющихся памятниками истории и культуры, в соответствии со ст. 137.1 ГК РСФСР с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников.

Вместе с тем продажа в личную собственность допускалась при соблюдении условия, что одна семья имеет право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом. Устанавливалось, что право владения, пользования и распоряжения приобретенной квартирой осуществляется аналогично праву владения, пользования и распоряжения жилым домом, находящимся в личной собственности граждан. Продажа осуществлялась на основании оформленного в соответствии со ст. 239 ГК РСФСР договора купли-продажи, после чего он представлялся в бюро технической инвентаризации для регистрации и получения регистрационного удостоверения на право собственности.


Как отмечает П.В. Крашенинников, правом на покупку воспользовались незначительное число граждан (было продано 0,2% от всего объема жилья государственного и общественного жилищных фондов), которые не были заинтересованы выкупать даже за сравнительно невысокую плату фактически находившееся в их владении имущество. При этом выкуп осуществлялся на основе цены, определяемой оценочными комиссиями, которые создавались исполкомами местных Советов народных депутатов и которые во многих регионах так и не были созданы <1>.

--------------------------------

<1> Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации. М.: Статут, 2006. С. 12.


С принятием Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" были установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Приватизация гражданами занимаемых ими помещений имеет существенные отличия от приватизации предприятий и иного государственного и муниципального имущества:

1) передается имущество, находящееся в фактическом владении и пользовании лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении;

2) проводится на безвозмездной основе;

3) осуществляется на основе свободного волеизъявления и не требует разрешения какого-либо органа, включения в программу приватизации, соблюдения множества установленных приватизационным законодательством процедур;

4) имеет четко обозначенный срок окончания (до 1 марта 2010 г.) <1>;

--------------------------------

<1> Данный срок приведен с учетом установленной Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" даты, с которой признаются утратившими силу ст. 1, 2, 4, 6 - 8, 9.1 и разд. II Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".


5) предоставляется один раз;

6) регламентируется существенно более узким кругом нормативных правовых актов;

7) имеется возможность деприватизации.

Конечно, приведенные основные отличия имеют некоторые изъятия (к примеру, на первых этапах имели место частичная платность, возможность повторного участия в приватизации, если первая осуществлялась в несовершеннолетнем возрасте, невозможность реализации свободного волеизъявления при отсутствии согласия на приватизацию хотя бы одного из совместно проживающих), но в целом сама передача жилых помещений в порядке приватизации регулировалась гражданским, а не специальным приватизационным законодательством.


Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ


Статья 218. Основания приобретения права собственности


Комментарий к статье 218



1. Комментируемая статья устанавливает общие основания приобретения права собственности. Более подробная правовая регламентация некоторых из них содержится в других нормах гл. 14 ГК РФ. В науке гражданского права принято деление этих способов на первоначальные и производные в зависимости от того, возникает право собственности на основе правопреемства или без такового.

В зависимости от особенностей юридических фактов (юридических составов), лежащих в основе возникновения права собственности, предусмотренные законом правовые модели могут быть разделены на три основные категории.

2. Первая из них объединяет способы, условно именуемые опосредованными правомерными активными действиями участников гражданского оборота. Во-первых, к ней относятся ситуации, в которых для приобретения права собственности по общему правилу достаточно фактических действий лица, приобретающего право: изготовление вещи и сбор поступлений от нее (п. 1 комментируемой статьи); добросовестная спецификация (п. 1 ст. 220 ГК РФ); сбор общедоступных вещей (ст. 221 ГК РФ). В этих ситуациях приобретение права опосредуется сугубо фактическими действиями производительного характера или оккупацией общедоступного имущества; исключение составляют случаи создания новых недвижимых имуществ, когда фактические действия должны быть предварены согласованием строительства в соответствии с действующим градостроительным законодательством и дополнены обращением в установленном порядке в уполномоченные органы за государственной регистрацией нового объекта (ст. 219 ГК РФ).

Во-вторых, сюда относятся случаи возникновения права собственности по установленным законом моделям поведения участников оборота, в ряде случаев - на основании их одностороннего волеизъявления: приватизация государственного и муниципального имущества; выплата паенакопления членом потребительского кооператива (п. 4 комментируемой статьи); приобретение имущества по наследству (разд. V ГК РФ) и правопреемство при реорганизации юридического лица (ст. 57 - 59 ГК РФ).

В-третьих, к этой категории относятся случаи приобретения права собственности на основании согласованного волеизъявления двух и более лиц - гражданско-правовые сделки (п. 2 комментируемой статьи; гл. 30 - 33 ГК РФ).

3. Вторая категория способов приобретения права собственности (общее концептуальное обоснование их использования содержится в п. 3 комментируемой статьи) объединяет ситуации, связанные с устранением ненадлежащего положения имущества в хозяйственном обороте. К ней относятся обращение в собственность бесхозяйных (ст. 225 ГК РФ) и брошенных (ст. 226 ГК РФ) вещей, находок (ст. 227 - 229 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. 230 - 232 ГК РФ), кладов (ст. 233 ГК РФ) и приобретение имущества по давности владения (ст. 234 ГК РФ).

4. К третьей категории относятся ситуации, в которых возникновению права собственности предшествует прекращение права на то же имущество другого лица в качестве санкции за ненадлежащее поведение (ст. 235 ГК РФ).


5. Формулировка, использованная законодателем в п. 4 комментируемой статьи, не допускает какой-либо альтернативы приобретению членом потребительского кооператива, полностью выплатившим сумму паенакопления, права собственности на имущество, владение и пользование которым производны от членства в кооперативе, т.е. право собственности приобретается членом кооператива без дополнительного волеизъявления. С учетом невыгодности такого правового режима имущества в некоторых аспектах (например, в части несения собственником на общих основаниях риска случайной гибели, случайного повреждения имущества) этот порядок может вызывать определенные нарекания, однако следует признать, что при желании члена кооператива восстановить прежний правовой режим находящегося в его владении и пользовании имущества эта цель, во всяком случае, может быть достигнута посредством его дарения кооперативу.


Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество


Комментарий к статье 219


1. Как известно, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Объекты гражданских прав: Постатейный комментарий к главам 6, 7 и 8 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009. С. 30 - 48.


Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Соответствующие нормы сформулированы в ст. 131 ГК РФ, а также в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Там же. С. 49 - 65.


На первый взгляд правило, предусмотренное в рассматриваемой статье, можно было не включать в Гражданский кодекс. В данном случае в усеченном виде воспроизводится норма, предусмотренная в п. 2 ст. 8 ГК РФ: права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Однако если бы не было комментируемой статьи, то, несомненно, возникли бы затруднения при решении вопроса о моменте возникновения права собственности на недвижимость. С одной стороны, существует упомянутое правило п. 2 ст. 8 ГК РФ, а с другой - есть норма, установленная в п. 1 ст. 218 ГК РФ. И был бы неизбежен вопрос: не есть ли указание п. 1 ст. 218 исключением из общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 8 Кодекса? С тем, чтобы не допустить возможности двоякого толкования, и появилась рассматриваемая статья.