Файл: ГК_1_комм_гл19_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 418

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ.

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ


ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЯМ 113 - 115, 120 И ГЛАВЕ 19

ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 июня 2010 года


Под редакцией

П.В. КРАШЕНИННИКОВА


Авторы комментария


Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации - вступительное слово, ст. 113.

Майфат Аркадий Викторович, профессор кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук - ст. ст. 114; 120 (в соавторстве с И.Б. Мироновым); 294 - 297; 298 (в соавторстве с И.Б. Мироновым); 299, 300.

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук - ст. ст. 120, 298 (в соавторстве с А.В. Майфатом).

Рузакова Ольга Александровна, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук - ст. 115.


Вступительное слово


Настоящее издание является очередным изданием в серии постатейных комментариев к отдельным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК) и содержит комментарий к ст. ст. 113 - 115, 120 гл. 4 и к гл. 19 части первой Кодекса. На первый взгляд, рассматриваемые нормы имеют разный характер и не могут быть охвачены одним изданием. Однако их объединяет то, что они посвящены субъектам ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения и права оперативного управления, причем субъектами этих прав выступают лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, независимо от того, являются они частными или бюджетными.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения не являются собственниками имущества, как предоставленного им их учредителем, так и того, которое приобретено в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а обладают ограниченными вещными правами. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий, являются субъектами права хозяйственного ведения; казенные предприятия и учреждения обладают правом оперативного управления.

За последнее время некоторые из комментируемых в настоящем издании статей претерпели серьезные изменения, в частности при принятии Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" были внесены изменения в ст. ст. 113 - 115, 300 ГК РФ, направленные на устранение противоречий в Кодексе и названном Федеральном законе. Так, например, был расширен перечень казенных предприятий за счет муниципальных казенных предприятий и казенных предприятий субъекта Российской Федерации; исключено право унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия путем передачи части своего имущества в хозяйственное ведение (дочерние предприятия) и др.


Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" <1> были внесены изменения в ст. 120 ГК РФ путем введения нового вида учреждений - автономных учреждений, которые могут самостоятельно распоряжаться и отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Этим же Законом были изменены редакции ст. 296 ГК РФ о праве оперативного управления, а также внесены изменения в ст. 298 ГК РФ, посвященную распоряжению имуществом учреждения в части разграничения имущественных прав бюджетных, частных и автономных учреждений.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4627.


Механизмы реализации положений комментируемых статей заложены и в иных нормативных правовых актах. Так, Бюджетный кодекс РФ <1> раскрывает особенности правового положения бюджетных учреждений (ст. 161), устанавливая, например, что субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы). Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <2> определил правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам. Приказом Минобрнауки России N 72, Росимущества N 58 от 4 марта 2009 г. "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений" <3>, Приказом Минобрнауки России N 385, Росимущества N 416 от 16 декабря 2008 г. "О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных научных учреждений" <4> установлен перечень имущества, которым автономные учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

<3> Российская газета. 17.04.2009. N 68.

<4> Российская газета. 20.02.2009. N 30.


Правовое положение отдельных видов учреждений определено отдельными федеральными законами, в частности правовое положение образовательных учреждений - Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <1>, Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <2>, правовое положение частных учреждений - ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <3>, благотворительных учреждений - Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <4>, юридических консультаций как учреждений - Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <5> и др.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

<4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

<5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.


Важное значение для государственных унитарных предприятий имеет Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 <1>, которым утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

--------------------------------

<1> Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 40.


Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" <1> определены функции указанных органов по утверждению устава предприятия, назначению на должность руководителя предприятия, заключению, изменению и прекращению в установленном порядке трудового договора с ним; утверждению программы деятельности предприятия, определению подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, согласованию совершения крупных сделок и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 5074.


Немаловажное значение имеет и судебная практика, в частности, Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1>, Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" <2>, Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <3>, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения" <4>.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 9; 1997. N 5.

<2> Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

<3> Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.

<4> Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.


***


Настоящее издание является очередной книгой в серии комментариев к Гражданскому кодексу Российской Федерации и содержит анализ норм, посвященных юридическим лицам, которые созданы публично-правовыми образованиями, государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Кроме того, в нем рассматриваются различные типы учреждений. В работе предлагается комментарий к гл. 19 "Право хозяйственного ведения, право оперативного управления".


В качестве приложений предлагаются вступительные слова к следующим книгам:

1) Юридические лица и их государственная регистрация: Постатейный комментарий к статьям 48 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (авторы комментария - В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало, В.А. Захаров, Д.С. Крашенинников, П.В. Крашенинников, Е.И. Манылов, И.Б. Миронов, Л.Ю. Михеева, Е.Ю. Петров, О.А. Рузакова, М.Л. Скуратовский, А.П. Софонов, Д.А. Стенин, Е.В. Тычинская);

2) Публично-правовые образования в частном праве: Постатейный комментарий главы 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (авторы комментария - П.В. Крашенинников и О.А. Рузакова);

3) Перемена лиц в обязательстве: Постатейный комментарий к главе 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (авторы комментария - Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова);

4) Ответственность за нарушение обязательств: Постатейный комментарий к главе 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (авторы комментария - Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова, М.В. Телюкина).


П.В.Крашенинников


30 ноября 1994 года N 14-ФЗ




ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Подраздел 2. ЛИЦА


Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА


§ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия


Статья 113. Унитарное предприятие


Комментарий к статье 113


1. В комментируемой статье раскрываются основные признаки унитарного предприятия, которые конкретизированы в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". К ним, в частности, относятся следующие признаки:

- применительно к унитарным предприятиям понятие "предприятие" обозначает не объект гражданских прав, предусмотренный ст. 132 ГК РФ в качестве имущественного комплекса, а субъект - юридическое лицо. Такое разногласие в терминологии обусловлено тем, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельности в стране, являлись государственными предприятиями, имевшими закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс (ст. 24 ГК РСФСР). Статья 4 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1> определяла предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В то же время ст. 5 Закона определяла собственника предприятий;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.


- термин "унитарный" характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;


- унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой - получение прибыли;

- унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное им собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве - либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;

- собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;

- учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;

- унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

- унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;

- унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие", а также указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование;

- собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;

- унитарное предприятие в отличие от бюджетного учреждения несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом, и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.