Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2784

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<107> СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 514.

<108> См.: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" // СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2979.

<109> См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3262.

<110> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.


В силу п. 8 Приказа МПР РФ от 12 декабря 2007 г. N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" <111> (далее - Приказ МПР РФ N 328), нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются для следующих видов воздействий:

--------------------------------

<111> Российская газета. 2008. 22 марта. N 62.


- привнос химических и взвешенных веществ;

- привнос радиоактивных веществ;

- привнос микроорганизмов;

- привнос тепла;

- сброс воды;

- забор (изъятие) водных ресурсов;

- использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений;

- изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.

Важно, что за сброс сточных вод взимается плата <112>. При этом в судебной практике несоблюдение нормативов водоотведения по качеству признается основанием для начисления водопользователю повышенной платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ <113>.

--------------------------------

<112> См.: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528.

<113> См.: Определение ВАС РФ от 18 января 2010 г. N ВАС-17513/09. Документ опубликован не был.


Как установлено в Постановлении Правительства РФ N 223, лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ, являющиеся частью лимитов, до утверждения в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (но не позднее чем до 1 января 2015 г.) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов. Кроме того, следует отметить Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 <114>, утвердивший в форме Методических указаний требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы (далее - Приказ МПР РФ N 169).


--------------------------------

<114> См.: Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов" // СЗ РФ. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 17 сентября. N 38.


На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсы) <115> и Приказа Росводресурсов N 32 установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год.

--------------------------------

<115> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.


Важно, что если в результате сброса сточных и (или) дренажных вод причиняется вред окружающей среде, необходимо руководствоваться ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <116> (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в которой предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Кроме того, в силу п. 3 ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

--------------------------------

<116> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


Кроме того, в судебной практике по делам о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ, признается, что в отличие от дел об административных правонарушениях, в которых действует презумпция невиновности, в гражданском судопроизводстве в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ действует презумпция вины лица, причинившего вред, и отсутствие вины должно быть доказано с учетом конкретных обстоятельств дела, на основании представленных доказательств <117>.

--------------------------------

<117> См.: Определение ВАС РФ от 14 декабря 2009 г. N ВАС-15825/09. Документ опубликован не был.


Размер ущерба, причиненного окружающей среде, определяется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 13 апреля 2009 г. N 87 <118> (далее - Приказ Минприроды РФ N 87). Важно, что согласно п. п. 5 и 6 Методики исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения вреда по величине затрат, необходимых для фиксации и устранения причин загрязнения, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации и с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением показателей состояния водного объекта до допущенного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.


--------------------------------

<118> См.: Приказ Минприроды РФ от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // Российская газета. 2009. 24 июня. N 113.


В судебной практике признается, что в силу ч. 2 ст. 68 ВК РФ привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить вред, причиненный в результате сброса вод с превышением загрязняющих веществ <119>.

--------------------------------

<119> См.: Определение ВАС РФ от 24 декабря 2009 г. N ВАС-17183/09. Документ опубликован не был; Определение ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. N 1719/09. Документ опубликован не был.


2.3. Строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений.

Как установлено в ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ <120> (далее - КВВТ РФ), причал - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

--------------------------------

<120> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.


Водопользователи должны руководствоваться правилами использования и охраны водных объектов.

2.4. Создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 19 января 2000 г. N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" <121> (далее - Постановление Правительства РФ N 44). Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок осуществляются на основании разрешений, выдаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ N 44, разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок выдают:

--------------------------------

<121> СЗ РФ. 2000. N 4. Ст. 396.


- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), - при создании, эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок для исследований неживых ресурсов, для регионального геологического изучения дна и недр внутренних морских вод и территориального моря, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна и вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы, а также при создании искусственных островов, сооружений и установок для рекреационных целей;


- федеральный орган исполнительной власти по рыболовству - Федеральное агентство по рыболовству - при создании, эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок для промысла, сохранения и защиты живых ресурсов, а также для ресурсных исследований живых ресурсов;

- федеральный орган исполнительной власти по транспорту (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта <122>) - при создании, эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок для обеспечения безопасности мореплавания, перевалки грузов, перевозимых транспортными судами, или для иных целей, связанных с морским транспортом;

--------------------------------

<122> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3345.


- федеральный орган исполнительной власти по обороне (Министерство обороны РФ <123>) - при создании, эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности;

--------------------------------

<123> См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.


- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности (Федеральное агентство по науке и инновациям <124>) - при создании, эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок для проведения морских научных исследований.

--------------------------------

<124> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 281 "О Федеральном агентстве по науке и инновациям" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2563.


Согласно п. 7 Постановления Правительства N 44, для получения разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок российские и иностранные заявители направляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти запрос на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок. Важно, что запрос должен содержать в том числе:

копии решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также копии лицензий на осуществление видов планируемой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

сведения о рыбохозяйственной ценности используемого при создании искусственного острова, сооружения и установки участка водного объекта, полученные в установленном порядке в территориальных (бассейновых) управлениях по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства федерального органа исполнительной власти по рыболовству (в территориальных органах Росрыболовства);

сведения о мерах по предупреждению возможного ущерба или снижению и компенсации ущерба, нанесенного морской и воздушной среде, минеральным и живым ресурсам, включая создание замкнутых систем технического водоснабжения, плавучих или стационарных очистных сооружений и средств приема нефтесодержащих вод и других вредных веществ, и иные мероприятия, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды - Министерства природных ресурсов и экологии РФ <125> (далее - Минприроды РФ) и территориальными (бассейновыми) управлениями по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства федерального органа исполнительной власти по рыболовству - Федерального агентства по рыболовству <126>.


--------------------------------

<125> См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.

<126> См.: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" // СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2979.


Важно учесть, что Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 <127> установлены нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды (далее - Постановление Правительства РФ N 344).

--------------------------------

<127> См.: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528.


Размер ущерба, причиненного окружающей среде, определяется на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды РФ N 87. При этом в судебной практике признается, что в силу ч. 2 ст. 68 ВК РФ привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить вред, причиненный в результате сброса вод с превышением загрязняющих веществ <128>.

--------------------------------

<128> См.: Определение ВАС РФ от 24 декабря 2009 г. N ВАС-17183/09. Документ опубликован не был; Определение ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. N 1719/09. Документ опубликован не был.


2.5. Строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <129> (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

--------------------------------

<129> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.


Согласно Федеральному закону N 117-ФЗ, безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.