Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3010

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

В развитие приведенных положений принято Постановление Правительства РФ N 98.

Важно, что согласно ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

4. Срок водопользования.

Срок водопользования определяется органом, осуществляющим предоставление водного объекта. Важно, что в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения указывается обоснование срока водопользования (п. 9 Постановления Правительства РФ N 844).

При исчислении сроков необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства. Согласно ст. 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, точным моментом начала течения срока действия договора водопользования является следующий день после дня государственной регистрации договора в государственном водном реестре.

Момент окончания срока действия договора водопользования определяется в соответствии со ст. 192 ГК РФ:

- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (при этом к сроку, определенному в полгода или определяемому кварталами, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами);

- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;

- срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням (если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца);

- срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Помимо названного следует отметить, что в судебной практике признается, что в лицензии (разрешении) на водопользование или в приложении к ней может быть предусмотрена обязанность заключить договор пользования водным объектом и представить его на государственную регистрацию. При этом незаключение договора водопользователем признается нарушением лицензионных условий и водного законодательства <212>.


--------------------------------

<212> См.: Определение ВАС РФ от 11 июня 2009 г. N ВАС-7005/09. Документ опубликован не был.


Материалы в графической форме, согласно п. 10 Постановления Правительства РФ N 844, прилагаются к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, направляемому физическим или юридическим лицом в уполномоченный орган. Впоследствии представленные материалы в графической форме прилагаются к решению о предоставлении водного объекта в пользование. Основное назначение данных материалов состоит в необходимости индивидуализации водного объекта. Согласно ч. 1 ст. 22 ВК РФ, в решении о предоставлении водного объекта в пользование обязательно должны содержаться сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. При этом на водных объектах как объектах недвижимости могут располагаться сооружения либо предусматриваться особые режимы осуществления хозяйственной деятельности. Соответственно, материалы в графической форме, прилагаемые к решению о предоставлении водного объекта в пользование, включают:

- схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте;

- схемы размещения зон с особыми условиями их использования.

Кроме того, материалы в графической форме, прилагаемые к решению о предоставлении водного объекта в пользование, должны сопровождаться пояснительной запиской.

В части 3 комментируемой статьи предусматриваются дополнительные сведения, включаемые в содержание решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод. К дополнительным сведениям отнесены следующие.

1. Указание места сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, предназначенных для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, вместе с пояснительной запиской прилагаются к решению о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 <213>, и Приказа Минприроды РФ от 8 июля 2009 г. N 205 <214> (далее - Приказ Минприроды РФ N 205) установлен Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок учета объемов забора (изъятия) и сброса сточных (дренажных) вод, их качества).

--------------------------------

<213> См.: Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" // СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.

<214> См.: Приказ Минприроды РФ от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 28 сентября. N 39.



Как установлено в п. п. 4 и 5 Приказа Минприроды N 205, для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.

Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию с территориальным органом Росводресурсов в течение пятнадцати дней. В случае использования подземных водных объектов схема систем водопотребления и водоотведения подлежит также согласованию с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в течение пятнадцати дней. Схема систем водопотребления и водоотведения выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать:

а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием:

наименования водного объекта - водоисточника и водоприемника;

мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием:

мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;

мест размещения очистных сооружений.

Пояснительная записка к схеме систем водопотребления и водоотведения должна содержать:

водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения;

иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.

Важно, что согласно п. 11 Постановления Правительства N 844 к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод в обязательном порядке кроме иных документов прилагаются:

расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;

сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.

Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.


2. Объем допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод.

Как установлено в п. 1 Постановления Правительства РФ N 881, нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывают Росводресурсы с участием Росрыболовства, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В силу п. 8 Приказа МПР РФ N 328, нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются для следующих видов воздействий:

- привнос химических и взвешенных веществ;

- привнос радиоактивных веществ;

- привнос микроорганизмов;

- привнос тепла;

- сброс воды;

- забор (изъятие) водных ресурсов;

- использование акватории водных объектов для строительства и размещения причалов, стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и других сооружений;

- изменение водного режима при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.

Приказом МПР РФ N 328 определена схема расчета нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с утвержденным Приказом Минприроды РФ N 205 Порядком учета объемов забора (изъятия) и сброса сточных (дренажных) вод, их качества определяется последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.

В силу Постановления Правительства N 223 и Постановления Правительства РФ N 219, Росводресурсы устанавливают лимиты (предельные объемы) и квоты сброса сточных вод, а также координируют ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема сброса сточных вод. На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсов) <215> и Приказа Росводресурсов N 32 установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Минприроды РФ N 238. Квоты сброса сточных вод устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов на основе заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ на установление квот забора (изъятия) водных ресурсов и квот сброса сточных вод, представляемых в территориальный орган Росводресурсов.


--------------------------------

<215> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.


Измерение объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

3. Требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Как установлено в Порядке учета объемов забора (изъятия) и сброса сточных (дренажных) вод, их качества, утвержденном Приказом Минприроды РФ N 205, учет качества сточных вод и (или) дренажных вод включает измерение объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, обработку и регистрацию результатов таких измерений. Обязанность ведения учета качества сточных вод и (или) дренажных вод возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет качества сточных вод и (или) дренажных вод в случае использования таких водных объектов в этих целях.

Учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется производительностью водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.

Определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных вод и (или) дренажных вод.

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается с территориальным органом Росводресурсов в течение тридцати дней.

Сведения, полученные в результате учета сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Территориальные органы Росводресурсов осуществляют обобщение и оценку результатов учета качества сточных вод и (или) дренажных вод.

Важно, что за сброс сточных вод взимается плата <216>. При этом в судебной практике несоблюдение нормативов водоотведения по качеству признается основанием для начисления водопользователю повышенной платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ <217>.