ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2999
Скачиваний: 1
Как следует из статей 5, 8 ВК РФ, водные объекты, для которых установлены водоохранные зоны, могут находиться только в собственности РФ.
Водоохранные зоны примыкают к береговой линии. Береговая линия - это граница водного объекта. Она определяется следующим образом (часть 4 статьи 5 ВК РФ):
1) для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;
2) для реки, ручья, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
3) для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;
4) для болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.
2. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не означает, что собственники земель, землевладельцы, землепользователи лишаются каких-либо прав на данные земельные участки или то, что эти участки не могут быть объектами гражданско-правовых сделок. Из статьи 27 ЗК РФ следует, что земельные участки в пределах водоохраной зоны и природной защитной полосы не изъяты из оборота, и значит, могут находиться в частной собственности.
Однако владельцы земельных участков, в границах которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Специальный режим предполагает, что на данной территории устанавливаются запреты и ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности.
Так, согласно части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Важным новшеством по сравнению с предыдущей редакцией ВК РФ является норма части 16 статьи 65 ВК РФ, согласно которой в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Данная норма значительно либерализовала режим водоохранных зон. По сути, разрешены любые виды деятельности и строительства, кроме прямо запрещенных законодательством. Единственное условие - должна обеспечиваться должная охрана водного объекта, в противном случае эксплуатация хозяйственных объектов или иная деятельность не допускается (Постановление ФАС УО от 6 августа 2009 г. N Ф09-5605/09-С1 по делу N А47-2121/2009).
Следует помнить, что строительство объектов недвижимости в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для общего пользования, не допускается (Определение ВАС РФ от 03.02.2009 N 160/09 по делу N А53-19261/2007-С2-50).
Нарушение режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос влечет ответственность на основе действующего законодательства (ст. 8.12 КоАП РФ). Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляют:
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы - федеральный государственный контроль и надзор;
- органы исполнительной власти субъектов РФ - региональный государственный контроль и надзор <398>.
--------------------------------
<398> Постановление Правительства РФ от 25.12.2006 N 801 (ред. от 04.03.2009) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов".
3. Одной из наиболее важных задач является установление ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы, а также установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос.
Линия, которая является началом отсчета ширины водоохранных зон от берега, по-разному определяется в населенных пунктах и за их пределами. Если для водных объектов, расположенных за пределами населенных пунктов, ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливается от соответствующей береговой линии, а для морей - от линии максимального прилива, то в городах при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. Однако при отсутствии набережной ширина водоохранной зоны прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Это можно представить в виде следующей таблицы:
┌─────────────┬──────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ширина │за │ от береговой линии (для морей - от линии │
│водоохранных │пределами │ максимального прилива) │
│зон и │населенных│ │
│прибрежных │пунктов │ │
│защитных ├──────────┼──────────┬─────────────────────────────────────┤
│полос │в │при │границы прибрежных защитных │
│ │населенных│наличии │полос совпадают с парапетами │
│ │пунктах │ливневой │набережных │
│ │ │канали- │ширина водоохранной зоны - от │
│ │ │зации │парапета набережной │
│ │ │набережных│ │
│ │ ├──────────┼─────────────────────────────────────┤
│ │ │при │от береговой линии │
│ │ │отсутствии│ │
│ │ │набережной│ │
└─────────────┴──────────┴──────────┴─────────────────────────────────────┘
Установление ширины водоохранной зоны может зависеть от разных факторов. Следует отметить, что ранее ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос определялась Постановлением Правительства РФ. Теперь данный вопрос получил законодательное закрепление. Размеры водоохранных зон и правила их установления по ВК и Постановлению Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" (далее - Постановление Правительства РФ N 1404) различаются весьма существенно. Например, раньше Постановление Правительства РФ N 1404 устанавливало водоохранные зоны рек протяженностью от их истока до 10 км - 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км - 200 м, от 100 до 200 км - 300 м; от 200 до 500 км - 400 м; от 500 и более километров - 500 м. Часть 4 статьи 65 ВК РФ ограничивает водоохранную зону реки свыше 50 км независимо от ее протяженности 200 метрами. Таким образом, ширина водоохраной зоны для крупных рек сократилась с 500 м до 200 м. Очевидно, это сделано для того, чтобы повысить оборотоспособность земель, расположенных на расстоянии от 200 до 500 метров от воды, и также отменить ограничения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности в пределах данной территории.
Водный объект |
Ширина водоохраной зоны |
Море |
500 метров |
Реки, ручьи |
50
метров - для рек и ручьев протяженностью
до |
Реки,
их части, |
Водоохранные зоны не устанавливаются. |
Магистральные
|
Совпадает
по ширине с полосами отводов таких
|
Озеро,
водохранилище |
50
метров |
Озеро Байкал |
В
части 7 статьи 65 ВК РФ сказано, что
ширина |
--------------------------------
<399> Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р "О границах Байкальской природной территории".
Ширина прибрежной защитной полосы
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в │
│ зависимости от уклона берега водного объекта │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│для обратного или │ 30 метров │
│нулевого уклона │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│для уклона до трех │ 40 метров │
│градусов │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│уклона три и более │ 50 метров │
│градуса │ │
├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤
│ Независимо от уклона берега водного объекта │
│ устанавливаются прибрежные защитные полосы │
├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤
│Для расположенных в │ 50 метров │
│границах болот │ │
│проточных и сточных │ │
│озер и соответствующих │ │
│водотоков │ │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Озера, водохранилища, │ 200 метров │
│имеющих особо ценное │ │
│рыбохозяйственное │ │
│значение (места │ │
│нереста, нагула, │ │
│зимовки рыб и других │ │
│водных биологических │ │
│ресурсов) │ │
├───────────────────────┼───────────┬─────────────────────────────────────┤
│На территории │При │границы прибрежных защитных полос │
│населенных пунктов при │наличии │совпадают с парапетами набережных │
│наличии ливневой │ливневой │ │
│канализации и │канализации│ │
│набережных │и │ │
│ │набережных │ │
│ ├───────────┼─────────────────────────────────────┤
│ │При │от береговой линии │
│ │отсутствии │ │
│ │набережной │ │
└───────────────────────┴───────────┴─────────────────────────────────────┘
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" (далее - Правила установления границ).
Согласно данным Правилам установление границ может осуществляться либо органами государственной власти субъектов РФ либо Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы) и его территориальными органами. Эти же органы обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливаются Минприроды России <400>.
--------------------------------
<400> Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 249 "Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Следует отметить, что ссылка на тот факт, что границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы не установлены, в ряде случаев не является основанием для непривлечения к административной ответственности (Постановление ФАС ДВО от 28 сентября 2009 г. N Ф03-4966/2009).
4. Много споров и в судебной практике, и в доктрине вызывает вопрос о том, к какой категории земель согласно статье 7 ЗК РФ относятся земли водоохранных зон и природных защитных полос. Позиция законодателя относительно этого вопроса представляется неясной.
До принятия ВК РФ 2006 года земельные участки в пределах водоохранных зон зачастую относили к землям водного фонда. Эта позиция была основана на действующем на тот момент положении статьи 102 ЗК РФ, согласно которой к землям водного фонда в том числе относились земли водоохранных зон водных объектов <401>. В силу коллизии норм ЗК РФ земли в пределах водоохранных зон можно было отнести и к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, а именно к землям природоохранного назначения, так как норма подпункта 1 пункта 1 статьи 97 ЗК РФ на тот момент относила земли водоохранных зон рек и водоемов к землям природоохранного назначения.