ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2993
Скачиваний: 1
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) предназначены для установления безопасных уровней содержания загрязняющих веществ, а также других показателей, характеризующих воздействие на водные объекты, с учетом природно-климатических особенностей водных объектов данного региона и сложившейся в результате хозяйственной деятельности природно-техногенной обстановки.
Привнос тепла - показатель В (ст. 15 Методических указаний) характеризуется объемом и температурой теплой воды, поступающей от антропогенных источников и вызывающей допустимое повышение температуры воды в водном объекте относительно естественного температурного режима (градус x куб. м).
Следует отметить, что такой вид воздействия, как привнос тепла, касается преимущественно качественных показателей воды водных объектов и состояния их экологических систем. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты, касающиеся качественных показателей, устанавливаются на основе нормативов качества воды, устанавливаемых в соответствии со ст. ст. 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <391> (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) для водного объекта или его участка. Качество воды характеризуется показателями состава и свойств воды, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта. Нормативы качества воды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями. При их соблюдении удовлетворяются нормативные требования использования по приоритетным видам водопользования, обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем водного объекта и сохраняется биологическое разнообразие.
--------------------------------
<391> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. 14 января 2002 г. N 2. Ст. 133.
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами должно осуществляться с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Положение об использовании водных объектов, в частности, для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами, с учетом интересов других водопользователей коррелирует с п. 1 ч. 2 ст. 39 ВК РФ, который устанавливает обязанность собственников и водопользователей водных объектов не допускать нарушение прав других собственников и водопользователей водных объектов.
Следует отметить, часть вторая комментируемой статьи тесно связана с Федеральным законом N 7-ФЗ, в главе VII которого в целом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики установлены ст. 40 Федерального закона N 7-ФЗ. Так, при размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, также должны приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.
Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и обязанности собственника гидротехнического сооружения установлены также Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" <392>.
--------------------------------
<392> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3589.
Кроме того, разработана Типовая инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений гидроэлектростанций <393>, которая содержит основные требования по эксплуатации гидротехнических сооружений гидроэлектростанций (ГЭС), включая вопросы контроля за их состоянием и проведением ремонтных работ. В соответствии с п. 1.1 данной инструкции основной задачей эксплуатации гидротехнических сооружений является обеспечение их работоспособного состояния при соблюдении требований по охране окружающей среды и создании условий для бесперебойной и экономичной работы основного технологического оборудования гидроэлектростанций.
--------------------------------
<393> Типовая инструкция по эксплуатации гидротехнических сооружений гидроэлектростанций. П 79-2000 (утв. РАО "ЕЭС России" 27.03.2000) // С.-Пб., ОАО "ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева", 2000.
Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
Комментарий статье 63
Норма, содержащаяся в данной статье, является отсылочной. Для того чтобы понять как осуществляется использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, необходимо обратиться не только к водному, но и к лесному законодательству.
Согласно части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (см. комментарий к статье 65 ВК РФ).
Таким образом, в границах водоохранных зон устанавливаются различные ограничения на ведение хозяйственной деятельности, в связи с тем что водоохранные зоны выполняет важную экологическую задачу. Ограничения, установленные в ВК РФ, имеют цель охраны и защиты водного объекта. Если в пределах водоохранных зон расположены леса, то особенности их охраны и защиты установлены также лесным законодательством.
Согласно статье 102 ЛК РФ леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях сохранения, в том числе водоохранных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (статья 104 ЛК РФ).
До недавно внесенных изменений законодатель не исключал возможности строительства линейных объектов (например, линий электропередач) и проведения при этом сплошных рубок в лесах водоохраной зоны и ценных лесах при условии отсутствия других вариантов размещения таких объектов (пункт 3 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи и других линейных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.04.2007 N 99). Это подтверждалось и судебной практикой (Постановление ФАС ВСО от 06.08.2009 N А33-17777/2008).
Однако данный Приказ МПР от 17 апреля 2007 г. N 99 утратил силу. Действующий на сегодняшний день Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 г. N 28 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" не содержит нормы, согласно которой возможно проведение сплошных рубок в лесах водоохраной зоны при отсутствии других вариантов размещения линейных объектов.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см.: Приказ Минсельхоза РФ от 6 ноября 2009 г. N 543 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов").
Стоит отметить, что в отношении водоохранных зон, на которых расположен лес, нет правовой неопределенности по поводу того, к какой категории земель они относятся согласно статье 7 ЗК РФ. Так, из подпункта 3 пункта 1 статьи 97 ЗК РФ следует, что земли, занятые защитными лесами (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий), относятся к категории земель природоохранного назначения. Чего нельзя сказать о водоохранных зонах, на которых лес не расположен (см. комментарий к статье 65 ВК РФ). Между тем, оборотоспособность земельного участка прямо обусловлена тем, в составе какой категории земель он находится. Получается, что правовой режим одного и того же вида территорий - водоохранных зон - регулируется по-разному. Это является недостатком земельного законодательства.
Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами
Комментарий к статье 64
В целом в природоресурсном законодательстве приоритет отдается человеку, его здоровью, жизни, их охране от вредного воздействия окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных влияний. Так, согласно ст. 3 комментируемого Кодекса водное законодательство, в первую очередь, основывается на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизнедеятельности человека, тем самым допуская использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для лечебных и оздоровительных целей.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, включая водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся, соответственно, к особо охраняемым природным объектам и территориям. В этой связи комментируемая статья предписывает в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, установление зон и округов санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ регулируются Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <394> (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ). Кроме того, отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях" <395>.
--------------------------------
<394> Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // Собрание законодательства РФ. 27.02.1995. N 9. Ст. 713.
<395> Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях" // Собрание законодательства РФ. 20.03.1995. N 12. Ст. 1024.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 26-ФЗ к природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Согласно ст. 16 указанного Закона охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и их земли осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, которые определяются как особо охраняемые природные территории с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Во исполнение Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения <396>, которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
--------------------------------
<396> Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (ред. от 19.07.2006) "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" // Собрание законодательства РФ. 16.12.1996. N 51. Ст. 5798.
В соответствии с Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
рапа лиманов и озер;
акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.