ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4735
Скачиваний: 3
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 3 ИЮНЯ 2006 Г. N 74-ФЗ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 декабря 2011 года
Под редакцией
доктора юридических наук, профессора
О.Л. ДУБОВИК
В данном комментарии дается подробное разъяснение содержания Водного кодекса РФ с учетом положений каждой статьи. Выделяются цели и сфера действия норм, указываются их адресаты, анализируются возникающие на практике проблемные ситуации применения водного законодательства, предлагаются рекомендации по преодолению трудностей реализации правовых предписаний.
Для облегчения освоения материала в начале каждой главы ВК РФ формулируются основные вопросы, требующие особо пристального внимания, показываются внутренние связи между отдельными статьями Кодекса, в необходимых случаях даются краткие справки о развитии того или иного правового института, а также статистические данные, иллюстрирующие ситуацию действия водного законодательства, состояние объектов правового регулирования и др.
Авторский коллектив представлен сотрудниками Сектора эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, научными сотрудниками и практическими работниками, выполнявшими исследовательские проекты, в том числе кандидатские и докторские диссертации в ИГП РАН и имеющие обширный опыт в подготовке комментариев экологического законодательства России.
Комментарий предназначен для изучения нового водного законодательства и его применения при управлении использованием и охраной вод, осуществлении контроля и надзора в сфере водных отношений, назначении мер юридической ответственности за нарушение водного законодательства, разработке проектов подзаконных актов.
Данное издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей юридических и неюридических вузов, работников природоохранных и правоохранительных органов, органов прокуратуры, судей, а также граждан, интересующихся вопросами охраны и использования водных ресурсов России.
В комментарии учтены законодательные и нормативные правовые акты по состоянию на 15 декабря 2011 года, а также опубликованная судебная и административная практика.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Бринчук М.М. - доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра эколого-правовых исследований Института государства и права РАН (комментарий к ст. ст. 2, 7, 28 - 29, 33);
Бажайкин А.Л. - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета (комментарий к ст. ст. 21 - 23);
Будникова Ю.Е. - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ИГП РАН (комментарий к ст. ст. 7.1, 47);
Вершило Т.А. - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права ГОУ ВПО "Российская академия правосудия" (комментарий к ст. 20);
Дубовик О.Л. - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН (предисловие, вводные замечания к главам 1 - 7 Водного кодекса, комментарий к ст. ст. 3, 5 - 6, 43 (совместно с Н.С. Куделькиным), 48, 53, 55 - 61, 67 - 68);
Зозуля В.В. - кандидат юридических наук, заведующий отделом экологического законодательства Научного центра "Охрана биоразнообразия" (РАЕН), доцент кафедры конституционного и муниципального права Российской правовой академии Минюста РФ (комментарии к ст. ст. 4, 39, 45, 54);
Каленченко М.М. - кандидат юридических наук, председатель Мурманской областной научной общественной организации "Совет по междисциплинарным исследованиям" (комментарии к ст. ст. 49, 50, 64 - 66);
Калиниченко В.Т. - кандидат юридических наук, помощник нотариуса (комментарий к ст. ст. 30 - 32, 34, 63);
Калиниченко Т.Г. - кандидат юридических наук, нотариус г. Химки (комментарий к ст. ст. 8 - 10, 42);
Кузнецова О.Н. - кандидат юридических наук, начальник Управления правового обеспечения и координации инспекционного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (комментарий к ст. ст. 24 - 27, 36);
Куделькин Н.С. - кандидат юридических наук, мл. научный сотрудник ИГП РАН (комментарий к ст. ст. 35, 43 (совместно с О.Л. Дубовик), 52, список сокращений);
Мисник Г.А. - доктор юридических наук, доцент юридического факультета Южного федерального университета (комментарии к ст. ст. 11 - 19, 69);
Редникова Т.В. - кандидат юридических наук, мл. научный сотрудник ИГП РАН (комментарии к ст. ст. 37 - 38);
Сосновский В.В. - кандидат юридических наук (комментарий к ст. 41);
Степаненко В.С. - кандидат юридических наук, депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по экологической политике (комментарии к ст. 44);
Чолтян Л.Н. - кандидат юридических наук, доцент кафедры кафедра административного и финансового права Белгородского университета кооперации, экономики и права (комментарии к ст. ст. 40, 46, 51, 51.1, 62).
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные акты
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации
ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации
КТМ РФ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации
ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
2. Официальные издания
БВС (СССР, РСФСР, РФ) - Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ)
БНА РФ - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств (СССР, РСФСР, РФ); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
САПП РФ - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР
ВСНД и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации
ВВАС - Вестник Высшего Арбитражного Суда
3. Органы государственной власти
МВД - Министерство внутренних дел
МИД России - Министерство иностранных дел Российской Федерации
Минобороны - Министерство обороны Российской Федерации
Минприроды России - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Минюст РФ - Министерство юстиции Российской Федерации
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Росприроднадзор - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Росводресурсы - Федеральное агентство водных ресурсов
Рослесхоз - Федеральное агентство лесного хозяйства
Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Россельхознадзор - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Росимущество - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
ФНС - Федеральная налоговая служба
ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации
4. Термины
ОБУВ - общий допустимый уровень воздействия
ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду
ОДУ - общий допустимый улов
ООПТ - Особо охраняемые природные территории
ОСМ - отраслевая система мониторинга
ПДК - предельно допустимая концентрация
ТСК - технические средства контроля
5. Другие аббревиатуры
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный комментарий по своей структуре и содержанию по замыслу авторов должен достичь нескольких целей.
Во-первых, он должен способствовать изучению водного законодательства России не только студентами юридических вузов, но и практиками, применяющими предписания водного права при управлении использованием и охраной водных объектов, контроле и надзоре за соблюдением законности и правопорядка.
Во-вторых, требуется обеспечить системное, комплексное толкование положений Водного кодекса Российской Федерации с учетом их роли и связанности с нормами административного, гражданского, уголовного, экологического, налогового и иного законодательства.
Для предварительной ориентации в структуре и содержании предписаний Кодекса к каждой его главе сделаны вводные замечания. В них дается общий обзор содержания и значения главы и ее статей, указываются основные понятия, выявляются наиболее часто возникающие проблемные ситуации и трудности применения норм главы, формулируются способы их преодоления. В комментариях к отдельным статьям дается их общая характеристика, указываются цели статьи, сфера ее действия и адресаты, поскольку используемая российским законодателем юридическая техника зачастую осложняет понимание того, кому и для чего предназначены данное правило, запрет, ограничение.
Кроме того, в комментарии разъясняются правовое и экологическое содержание понятий и терминов, использованных в тексте статей, основных юридических конструкций, значение предписаний и их связи с другими нормами Кодекса, в необходимых случаях - юридические значимые последствия их реализации. Доктринальное толкование норм права сопровождается примерами, статистическими данными, изложением позиций доктрины, судебной и административной практики. Это позволяет наглядно представить любую норму Водного кодекса РФ не только как "правило на бумаге", нечто статичное и абстрактное, но оценить ее действенность, потенциал реализации и применимость.
Водный кодекс РФ, как и любой акт экологического и природоресурсного законодательства, насыщен не только правовыми терминами, но и терминами специальными, отражающими специфику предмета правового регулирования - водных объектов, их качеств, свойств, связей, деятельности по их использованию и охране, которая зачастую носит своеобразный характер. Поэтому в данном издании во всех необходимых случаях дан максимально подробный понятийный аппарат.
Соблюдение, применение, исполнение и реализация статей Водного кодекса РФ осуществляются не только юристами - работниками правоохранительных органов, прокуратуры и суда, юристами предприятий и лицами, имеющими юридическое образование и занятыми в управлении водными ресурсами или работающими в контрольно-надзорных природоохранных органах, но в самой значительной степени теми, кто получил образование иного плана, - химиками, биологами, хозяйственниками и т.п. Для них потребовалось разъяснять в первую очередь юридические термины и конструкции, например, различие между правилами, требованиями, запретами, ограничениями, понятие оснований юридической ответственности и т.п.
В то же время многие практикующие юристы не так уж часто сталкиваются с особенностями естественно-научного содержания явлений и процессов, происходящих в водных объектах, а иногда недостаточно четко представляют себе значение обозначающих такие явления и процессы терминов для правоприменения, в том числе для квалификации противоправных деяний.
С момента вступления в силу комментируемого Кодекса прошло почти пять лет и нельзя сказать, что этот законодательный акт был сильно изменен. Безусловно, за это время вносились изменения, но они не носили концептуального и масштабного характера. Часть из них была связана с принятием новых законодательных актов (Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"), часть - с проведением административной реформы (Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"), часть - вызвана потребностью в согласовании со смежным и иным законодательством, в том числе терминологического характера.
Рассмотрим подробнее самые значимые из принятых изменений в ВК РФ.
Значительный массив изменений был внесен Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в 33 статьях которого в общей сложности были внесены изменения и дополнения в 10 кодексов и 21 закон. Целью преобразования провозглашено согласование норм водного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также уточнение норм других федеральных законов, касающихся этих областей законодательства.
Наиболее существенными следует считать ужесточение ответственности за превышение разрешенного объема изъятия водных ресурсов из водных объектов. Размер штрафа должен рассчитываться исходя из общего размера платы за водный объект, а не из ставки такой платы за единицу ресурсов. Кроме того, была введена статья 7.1 "Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов". Ранее в водном законодательстве специально не регулировались мероприятии данного вида, а упоминались лишь гидротехнические и иные мероприятия. Благодаря этому дополнению уточнен круг субъектов, ответственных за проведение мероприятий в сфере охраны и использования водных объектов.
Некоторые изменения были внесены Федеральным законом от 19.06.2007 N 102-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". Новеллами является то, что форма примерного договора водопользования утверждается Правительством РФ. До этого в Водном кодексе РФ отсутствовали положения, регулирующие институт оферты, и предполагалось, что эти нормы будут действовать по общему правилу.
Статья 19 регулирует возможную передачу прав и обязанностей, приобретенных по договору водопользования, другому лицу. Первая часть устанавливает саму возможность передачи таких прав, а также тот факт, что передача прав и обязанностей по договору водопользования осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Федеральный закон от 19.06.2007 N 102-ФЗ ввел единственное исключение - по целевому признаку - в отношении водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, введен приоритет водного законодательства.
Изменения терминологического характера связаны с принятием Лесного кодекса РФ и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Понятие "сплав леса" заменяется понятием "сплав древесины", иначе сформулирована статья 63 "Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах".
Обзор перечисленных изменений Водного кодекса РФ показывает, что они не столь существенны и сам головной акт водного законодательства России пока что можно оценить как стабильный. В условиях постоянного обновления законов и иных нормативно правовых актов в нашей стране, что имеет и позитивные, и негативные стороны, такая устойчивость предписаний об использовании и охране водных объектов, на наш взгляд, способствует формированию стереотипов законопослушного поведения водопользователей, достижению целей, провозглашенных Кодексом, а также единству административной и судебной практики.