ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1516
Скачиваний: 2
КОММЕНТАРИЙ К НОВОМУ ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 сентября 2006 года
А.В. МАЗУРОВ
Мазуров Алексей Валерьевич. Родился 19 марта 1974 года в Москве. Окончил с отличием юридический факультет Государственного университета по землеустройству. Кандидат юридических наук, работал на коммерческой и государственной службе. С 2000 года - советник Конституционного Суда Российской Федерации.
Автор и руководитель авторского коллектива, научный редактор около сорока публикаций по правовой тематике, значительная часть которых посвящена законодательству о различных природных ресурсах. Среди них - переизданный курс лекций "Земельное право" (2005), комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2006), неоднократное соавторство в комментарии различных положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Лектор Всероссийского общества "Знание" по теме "Новый Водный кодекс и земли водного фонда" в различных регионах России.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Принятие нового Водного кодекса (ВК) предполагалось давно.
В Государственную Думу проект нового ВК был внесен Правительством еще 1 февраля 2005 года, причем одновременно с проектом нового Лесного кодекса. До этого их проекты долго разрабатывались и согласовывались между ведомствами. Основным разработчиком было не Министерство природных ресурсов, а Министерство экономического развития и торговли, что не могло не отразиться на их содержании: проекты новых Кодексов расширяли возможности получения природных ресурсов в частную собственность, "либерализировали" природопользование, создавая условия для совершения с природными объектами различных сделок.
В первом чтении Государственная Дума приняла Водный и Лесной кодексы 22 апреля 2005 года, установив 45-дневный срок направления поправок для дальнейшего принятия. При соблюдении этого установления принятие ВК во втором и, возможно, третьем (последнем) чтении должно было состояться в июне 2005 года, а вступление его в силу - с 1 января 2006 года, ведь новый ВК, подписанный Президентом в июне 2006 года, вводится в действие с 1 января 2007 года. Однако такой процесс принятия ВК не состоялся, возможно, вследствие протестов общественности против его содержания. Государственная Дума, вынужденная провести доработку внесенного проекта ВК, неоднократно переносила его дальнейшее принятие.
В итоге принятие нового ВК Государственной Думой (в основном голосами депутатов проправительственной фракции "Единая Россия") и введение его в действие "отодвинулись" на целый год, а новый Лесной кодекс Государственная Дума на весенней сессии 2006 года так и не приняла. Примечательно, что, несмотря на доработку проекта ВК и его длительное прохождение через Государственную Думу, он вопреки Федеральному закону "Об экологической экспертизе" не получил положительного заключения ни государственной, ни общественной экологической экспертизы.
Несмотря на эти и другие недостатки нового ВК, автор комментария стремился его не столько критиковать (как это уже сделали многие, в том числе по некоторым позициям безосновательно, одновременно приписывая множество достоинств прежнему Водному кодексу), сколько помочь его понять, истолковать, применить к конкретным ситуациям, возникающим на практике, особенно в первое время его действия, когда еще не приняты предусмотренные им нормативные акты и не сложилась практика его применения. В тех случаях, когда недостатки ВК, по мнению автора, не могут быть устранены толкованием, правоприменительной или судебной практикой, предложено внесение в него изменений или принятие иных правовых актов.
Одновременно с новым ВК принимался Федеральный закон о его введении в действие. Вводный закон, судя по его номеру, подписан Президентом раньше ВК, поэтому в предлагаемом издании он комментируется первым. Но он производен и неотделим от ВК, фактически представляя собой его заключительные и переходные положения, нормы о порядке введения в действие. Можно сказать, что Вводный закон выполняет функцию "моста" между прежним и новым Водными кодексами, функцию закона переходного периода, призван способствовать преемственности и стабильности водных отношений. К прежнему Водному кодексу Вводный закон не принимался.
В комментарии с учетом всех изменений по состоянию на 1 сентября 2006 года использованы все федеральные законы, содержащие положения об использовании или охране водных объектов, а также иные нормативные акты "о воде". Значительное внимание уделено вопросам собственности на водные объекты и сделкам с ними; различным платежам за использование и загрязнение водных ресурсов; проблемам отнесения земельных участков с водными объектами к различным категориям земель, переоформления права водопользования в связи новым ВК; законам Москвы и Московской области об охране водных объектов, их использовании для различных целей, ответственности за нарушение водного законодательства, использованию и охране озера Байкал и прилегающих к нему земель в связи со строительством около Байкала трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Детально прокомментированы положения о водоохранных зонах, правила их использования и застройки.
Разумеется, не вступивший в силу ВК не мог послужить основой той или иной правоприменительной, в том числе судебной, практики. Для формирования такой практики необходимо время (вряд ли меньше года). В связи с этим в предлагаемом комментарии не содержится (не может содержаться) решений судов по вопросам использования и охраны водных объектов в связи с вступлением в силу нового ВК.
Новый ВК непосредственно влияет на использование и охрану миллионов рек и озер, около 30 тысяч водохранилищ, других водных объектов в России и примыкающих к ним земель со всем, что на них находится. Известно, что земля и иная недвижимость около водного объекта оценивается, как правило, значительно выше, чем в отдалении от него (если это не паводкоопасная территория). С каждым годом в различных регионах нарастает дефицит воды, в том числе для питья. В связи с этим новый ВК имеет большое практическое значение для каждого жителя России.
Автор выражает глубокую признательность юридической фирме "Частное право" и лично ее руководителю Дмитрию Вячеславовичу Казакову, оперативно откликнувшимся на предложение издать данный комментарий.
А.В.Мазуров,
кандидат юридических наук
Сентябрь 2006 года
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Основные
Вводный закон - Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 июня 2006 г. N 23. Ст. 2380
ВК (новый ВК, комментируемый ВК) - Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 июня 2006 г. N 23. Ст. 2381
ВК-95 - Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 ноября 1995 г. N 47. Ст. 4471
ЗВФ - земли водного фонда
2. Дополнительные
ВБР - водные биологические ресурсы
ВВП - внутренние водные пути Российской Федерации
ГВР - государственный водный реестр
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации:
- часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (статьи 1 - 453) // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994 г. N 32. Ст. 3301
- часть вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (статьи 454 - 1109) // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 января 1996 г. N 5. Ст. 410
- часть третья от 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ (статьи 1110 - 1224) // Российская газета. 2001. 28 ноября.
Государственная Дума - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ГТС - гидротехническое сооружение
ЗК - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 октября 2001 г. N 44. Ст. 4147
КВВТ - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 12 марта 2001 г. N 11. Ст. 1001
КМН - коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
КоАП - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
Конституция - Конституция Российской Федерации, вступившая в силу 25 декабря 1993 года
ЛК - Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 февраля 1997 г. N 5. Ст. 610
МПР - Министерство природных ресурсов Российской Федерации
МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, и для уплаты штрафов, составляющий 100 рублей
НК - Налоговый кодекс Российской Федерации:
- часть первая от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (статьи 1 - 142) // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 августа 1998 г. N 31. Ст. 3824
- часть вторая от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (статьи 143 - 398) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 августа 2000 г. N 32. Ст. 3340
ОГВ - орган(-ы) государственной власти Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации
ОМС - орган(-ы) местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения
ООПТ - особо охраняемые природные территории
Правительство - Правительство Российской Федерации
Президент - Президент Российской Федерации
Росводресурсы - Федеральное агентство водных ресурсов
Росприроднадзор - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
РФ - Российская Федерация
СЗ - Собрание законодательства Российской Федерации
УК - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996 г. N 25. Ст. 2954
уполномоченные органы - органы, уполномоченные предоставлять в пользование водные объекты (их части), находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований
ФЗ - федеральный закон
ФЗ о ГТС - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // Собрание законодательства Российской Федерации. 28 июля 1997 г. N 30. Ст. 3589
ФЗ о переводе - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" // Собрание законодательства Российской Федерации. 27 декабря 2004 г. N 52 (часть 1). Ст. 5276
ФЗ о регистрации - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства Российской Федерации. 28 июля 1997 г. N 30. Ст. 3594
ФЗ о рыболовстве - Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" // Российская газета. 2004. 23 декабря.
ФЗ о среде - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. 2002. 12 января.
ФЗ о СЭБН - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 5 апреля 1999 г. N 14. Ст. 1650
ФЗ о ЧС - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Российская газета. 1994. 24 декабря.
ФЗ об отходах - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Российская газета. 1998. 30 июня.
ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти
3 июня 2006 года
N 73-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
12 апреля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
26 мая 2006 года
Статья 1
Комментарий к статье 1
Принятие к новому кодексу закона о введении его в действие, а также введение в действие нового кодекса с 1 января типично для важнейших законов последнего времени.
ВК и Вводный закон впервые официально опубликованы в СЗ 5 июня 2006 года. Следовательно, со дня официального опубликования ВК до его вступления в силу законодатель посчитал необходимым установить срок более полугода. Столь значительная "отсрочка" характерна для законов, которые вносят в правовое регулирование и социально-экономическую реальность очень существенные изменения, чтобы все заинтересованные лица успели к ним подготовиться.
Необходимо подчеркнуть, что с 1 января 2007 года вводится в действие только ВК. Вводный закон, за исключением его статей 12 и 19, вступил в силу со дня официального опубликования (статья 21 Вводного закона), то есть с 5 июня 2006 года.
Статья 2
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья взаимосвязана со статьей 1 Вводного закона. Она посвящена действию ВК во времени.
ВК применяется к тем отношениям (правовым, жизненным ситуациям), которые возникнут после его введения в действие, то есть с 1 января 2007 года. К отношениям, возникшим до 1 января 2007 года, в том числе в период со дня официального опубликования ВК, и продолжающимся после 1 января 2007 года, его положения должны применяться к правам и обязанностям, возникающим после 1 января 2007 года.
Статья 3
Комментарий к статье 3
Статья 3 Вводного закона называет ФЗ и их отдельные положения, которые утрачивают силу с 1 января 2007 года.
Статья 12 ФЗ от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ, статья 59 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статья 6 ФЗ от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ и статья 9 ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ вносили изменения в ВК-95. Пункт 12 статьи 17 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ изменял статью 59 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Таким образом, все названные положения ФЗ вносили изменения в ВК-95. Другие изменения в ВК-95 не вносились. Поэтому можно сказать, что комментируемая статья признала утратившим силу ВК-95 с последующими изменениями и дополнениями. ВК-95 утрачивает силу в полном объеме, ни одно его положение с 1 января 2007 года не оставлено действующим.
Что касается абзаца восьмого подпункта "б" пункта 6 статьи 23 ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, то он вносил изменения не в ВК-95, а в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с ним обособленные водные объекты, расположенные в пределах территории субъекта РФ, а также имущество, необходимое для их обустройства, могли находиться в собственности субъектов РФ. Данное положение действовало лишь с 1 января до 5 июня 2006 года и, учитывая длительные сроки оформления прав на недвижимость, вряд ли успело послужить за это время основой передачи обособленных водных объектов в собственность субъектов РФ. Его отмена означает отказ в предоставлении водных объектов (кроме некоторых прудов и обводненных карьеров) в собственность субъектов РФ.
Статья 4
Комментарий к статье 4
1. Статья 4 Вводного закона обусловлена отсутствием подобного положения в ВК-95, что до сих пор формально сохраняло на территории РФ действие Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик от 10 декабря 1970 года с последующими изменениями (при отмене ВК РСФСР 1972 года).
После распада СССР и принятия ВК-95 сохранение на территории РФ действия Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик могло не столько регулировать водные отношения, сколько порождать противоречия между ними. Непризнание Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик недействующими было пробелом ВК-95. С 1 января 2007 года этот пробел устранен.