ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3758
Скачиваний: 2
Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ внесены изменения, направленные на совершенствование финансового регулирования и правовых основ функционирования бюджетной системы России;
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ <1> внесены изменения, связанные с введением нового налога - налога на добычу полезных ископаемых;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429.
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ <1> внесены изменения и дополнения, направленные на устранение юридико-технологических неточностей;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2026.
в соответствии с Законом о Банке России изменена предусмотренная в п. 2 ст. 193 Кодекса дата представления Банком России в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год;
Федеральными законами от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ <1>, от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ <2>, от 7 июля 2003 N 117-ФЗ <3>, от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ <4>, от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ <5> и от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ <6> вносились изменения в ст. 48 Кодекса, предусматривавшую регулирующие доходы бюджетов. Данные изменения, как и сама ст. 48 Кодекса, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <7>, которым в Кодекс также внесена система поправок по следующим направлениям: уточнение разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней; уточнение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы России; разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы России; установление порядка разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы России; регулирование предоставления межбюджетных трансфертов; установление порядка осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (ОМСУ) при введении временной финансовой администрации; уточнение порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы России;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3021.
<2> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3027.
<3> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2886.
<4> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4443.
<5> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444.
<6> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038.
<7> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3535.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ <1> внесены изменения, направленные на разграничение полномочий России, ее субъектов и ОМСУ в сфере обеспечения государственных гарантий на получение гражданами бесплатного общего образования, а также на уточнение порядка финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2892.
внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 158-ФЗ <1> изменения в ст. ст. 24, 158 и 160 Кодекса направлены на то, чтобы сохранить возможность для государства в лице Президента РФ определять в особых случаях главным распорядителем средств федерального бюджета, помимо органов государственной власти, особо значимые государственные бюджетные учреждения науки, образования и культуры;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4844.
в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 184-ФЗ <1> Кодекс дополнен положениями, определяющими механизм формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5036.
цель изменений, внесенных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 111-ФЗ <1>, состоит в создании бюджетных условий для формирования рынка доступного жилья, обеспечивающих заинтересованность ОМСУ в предоставлении земельных участков для жилищного строительства и финансовой базы для их подготовки инженерно-коммунальной инфраструктурой в период до разграничения государственной собственности на землю;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3526.
Федеральными законами от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ <1> и от 22 декабря 2005 г. N 176-ФЗ <2> вносились изменения, связанные с одновременным внесением изменений в Закон о бюджетной классификации;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5278.
<2> СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5589.
Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 182-ФЗ <1> внесены изменения в связи с образованием Федерального казначейства;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 8.
внесение в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 195-ФЗ <1> поправки в ст. 236 Кодекса связано с необходимостью регламентирования отношений в области полномочий органов власти субъектов РФ и Федерального казначейства по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 21.
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 49-ФЗ <1> внесены изменения в ст. 185 Кодекса в целях устранения имеющейся юридико-технической ошибки;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1756.
изменения, внесенные Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ <1>, связаны с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2717.
в соответствии с Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 127-ФЗ <1> внесены изменения в ст. 96.1 Кодекса в части повышения базовой цены на сырую нефть марки "Юралс", применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда РФ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4214.
изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. N 159-ФЗ <1>, уточнен порядок распределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в связи с принятием изменений части второй НК РФ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5572.
изменения, внесенные Федеральным законом от 27 декабря 2005 N 197-ФЗ <1>, направлены на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне России, ее субъектов и муниципальных образований, а также по искам к ОГВ и ОМСУ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8.
целью изменений, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ <1>, является расширение прав субъектов РФ в части межбюджетного регулирования для обеспечения более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создания дополнительных стимулов для ОМСУ муниципальных образований по развитию налоговой базы на соответствующей территории;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 9.
Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ <1> устранены пробелы и противоречия между Кодексом, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> и частью первой ГК РФ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 171.
<2> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ <1> внесены изменения в связи с принятием Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд, а Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ <2> - в связи с внесением изменений в Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.
<2> СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1929.
Федеральным законом от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ <1> в связи с принятием Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <2> внесены изменения в п. 2 ст. 61.1 Кодекса в части уточнения вида налогового дохода муниципальных районов;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 43. Ст. 4412.
<2> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
внесенные Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ <1> в ряд положений Кодекса изменения связаны с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <2>, которым введен новый вид государственных и муниципальных учреждений - автономные учреждения;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4627.
<2> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ <1> внесены связанные с принятием Лесного кодекса РФ изменения в п. 1 ст. 51 и ст. 57 Кодекса;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 237-ФЗ <1> внесены изменения в ст. ст. 50, 56 и 232 Кодекса, направленные на аккумулирование поступления налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов в полном объеме в бюджетах субъектов РФ;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5503.
в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 265-ФЗ <1> ст. 57 Кодекса дополнена таким видом неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, как декларационный платеж (платеж, уплачиваемый в случае осуществления физическими лицами и индивидуальными предпринимателями упрощенного декларирования доходов), а в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ <2> - таким видом неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, как плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 28.
<2> Российская газета. 2007. 31 июля.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> дополнил положения статей 56, 61 и 61.1 Кодекса таким новым видом налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, поселений и муниципальных районов, как государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Кроме того, в соответствии с этим же Законом изложен в новой редакции пункт 2 ст. 56 Кодекса, устанавливающий ставки отчислений налоговых доходов от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
Наиболее существенные изменения в Кодекс внесены в целях комплексного регулирования организации бюджетного процесса в России Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <1> (далее - Закон 2007 г. N 63-ФЗ), проект которого разработан в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" <2>, и Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 467-р <3>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2007. 28 апреля.
<2> СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2180.
<3> СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1640.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, несмотря на то что за последние 7 лет было принято более 20 федеральных законов о внесении в Кодекс существенных изменений и дополнений, в нем сохраняется целый ряд внутренних противоречий и пробелов. Только за 2004 - 2006 гг. КС России и ВС России по положениям Кодекса было принято 24 определения. Многие вопросы бюджетного законодательства РФ регулировались ежегодным Федеральным законом о федеральном бюджете, в том числе путем приостановления действия отдельных положений Кодекса (на 2007 г. приостановлено действие 9 норм). При этом ряд положений Кодекса не соответствует полностью или частично современным принципам управления общественными финансами либо препятствует внедрению в бюджетную практику передовых форм и методов организации бюджетного процесса. В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. отмечалась неоправданно затянувшаяся подготовка комплексных изменений в Кодекс в целях приведения его в соответствие современным требованиям и принципам эффективного управления общественными финансами, указывалось на необходимость расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, создания долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.
В качестве основных новаций Закона 2007 г. N 63-ФЗ в пояснительной записке к его проекту названы:
1) организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования;
2) переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и федеральных ГВБФ - к формированию бюджетов на трехлетний период;
3) четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;
4) упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;
5) планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств;
6) системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
7) усиление стимулов для ОГВ субъектов РФ и ОМСУ по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;
8) утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ Кодексом с одновременным расширением полномочий ОГВ и ОМСУ по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.
Кроме того, Законом 2007 г. N 63-ФЗ внесен целый ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок ранее действовавшей редакции Кодекса.
Наряду с прочим изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ на 2007 г., в котором предложена корректировка функций и структуры Стабилизационного фонда РФ, установлен новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов: все нефтегазовые доходы разделяются на три составляющие - Резервный фонд, доход федерального бюджета и Фонд будущих поколений.
В отношении Фонда будущих поколений в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. <1> предложен новый механизм его использования, направленный на увеличение объема пенсионных накоплений граждан и на надежную работу пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Соответственно, Президент РФ отметил, что более правильно было бы назвать этот Фонд именно Фондом национального благосостояния. В целях реализации Послания Федеральным законом от 2 ноября 2007 г. N 247-ФЗ <2> (далее - Закон 2007 г. N 247-ФЗ) в Кодекс и Закон 2007 г. N 63-ФЗ (в части норм Кодекса в редакции этого Закона, не вступивших в силу) внесен ряд системных поправок, предусматривающих замену термина "Фонд будущих поколений" на термин "Фонд национального благосостояния", а также уточняющих направления использования данного Фонда. Кроме того, Законом 2007 г. N 247-ФЗ устранены внутренние противоречия и неточности, выявленные в Законе 2007 г. N 63-ФЗ.