ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2574
Скачиваний: 3
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ВОЗДУШНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 октября 2007 года
А.М. СИМОНЕНКО, О.Н. ТРОИЦКАЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АИП - Сборник аэронавигационной информации
АУЦ - Авиационный учебный центр
АФТН - сеть авиационной фиксированной электросвязи
АОН - авиация общего назначения
ВС - воздушное судно
ГА - гражданская авиация
ГСМ - горюче-смазочные материалы
ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки
ДВТ Минтранса России - Департамент воздушного транспорта
ЕС ОрВД - Единая система организации воздушного движения
ЕЭВС - единичные экземпляры аэростатических воздушных судов
ЕЭ АВС - единичные экземпляры аэростатических воздушных судов авиации общего назначения
ЗОЗ - зоны ограничения застройки
ИКАО - Международная организация гражданской авиации
ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта
КДП - командно-диспетчерский пункт
КТМ - Кодекс торгового мореплавания
МВЛ - местные воздушные линии
НГВА-92 - нормы годности к эксплуатации военных аэродромов
НОТАМ - извещение об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании о возможных опасностях в полете, а также о регламентах работы аэропортов, запретах и ограничениях
ОООП - организация, осуществляющая деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов
ОВД - обслуживание воздушного движения
ОрВД - организация воздушного движения
ОРЛ - обзорный радиолокатор (ОРЛ-В - вторичный)
ОСП - оборудование системы посадки
ОПВП - особые правила визуальных полетов
ПДСП - производственно-диспетчерская служба
ПВП - правила визуальных полетов
ППП - правила полетов по приборам
РЛЭ - руководство летной эксплуатации воздушного судна
РТО - радиотехническое оборудование
РТС - радиотехнические средства
РМС - радиомаячная система посадки
СИТА - Международное общество авиационной электросвязи
ССВТ - Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации
САИ - служба аэронавигационной информации
ССГА - система сертификации гражданской авиации
СЗЗ - санитарно-защитные зоны
ТУЖД РФ - Транспортный устав железных дорог Российской Федерации
УВД - Управление воздушным движением
ФАС России - Федеральная авиационная служба России
ЭСТОП - служба электросветотехнического обеспечения полетов
19 марта 1997 года
N 60-ФЗ
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 08.07.1999 N 150-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ,
от 18.07.2006 N 114-ФЗ, от 18.07.2006 N 115-ФЗ,
от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
Комментарий к статье 1
Воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море, находится под его суверенитетом и входит в состав государственной территории. Боковой границей воздушной территории государства является вертикальная плоскость, проходящая через границы его сухопутной и водной территорий. Высотный предел воздушной территории государства международным правом не установлен. Многие российские юристы придерживаются мнения, что верхней его границей следовало бы признать высоту 100 - 110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника.
Под суверенитетом понимается независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и др. С понятием суверенного государства связано понятие суверенных прав. Суверенные права государства - это проистекающие из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами. В последнем случае суверенные права государств закрепляются международными договорами. Одним из конкретных суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции (например, в отношении своих морских и воздушных судов, космических объектов во время их нахождения за пределами национальной территории). Прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении континентального шельфа в целях разведки и разработки его природных ресурсов, что не равнозначно полному и исключительному суверенитету государства, который на континентальный шельф не распространяется. Прибрежное государство обладает также определенными суверенными правами в своей экономической зоне.
Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья относит к системе воздушного законодательства Воздушный кодекс РФ, который является основополагающим актом, действующий со дня его официального опубликования на всей территории Российской Федерации, а также и другие федеральные законы. К моменту издания предыдущего комментария таких законов пока не было. На сегодняшний день принят Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1>. Целями указанного Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126; Российская газета. 26.07.2005. N 161; Парламентская газета. 05.08.2005. N 136 - 137.
Согласно положениям Федерального закона "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения применительно к объектам воздушного транспорта могут быть:
- аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
- объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
- объекты единой системы организации воздушного движения (ст. 4 Федерального закона).
Для аэропортов концессия - это одновременно концессия услуг, соответствующих предоставлению аэропортовых услуг, и концессия на выполнение работ по строительству и реконструкции аэропорта, по модернизации его основных фондов.
Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ разрабатываются и утверждаются в установленном Правительством РФ порядке федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации.
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 <2> (далее - Правила), устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства. В указанных Правилах даются определения таких понятий, как аварийное оповещение, аэроузел, воздушная трасса Российской Федерации, воздушный коридор пролета Государственной границы Российской Федерации и другие (всего 59 наименований). Одновременно в Правилах определяются органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются:
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.
- Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации <3>;
--------------------------------
<3> Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 N 215 указанная комиссия упразднена.
- зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации;
- Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ;
- Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта России;
- оперативные органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Данные Правила обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).
Что касается федеральных авиационных правил, то на основании Постановления Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" <4> они утверждаются и вводятся в действие:
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1593.
- Правительством РФ, если это определено Воздушным кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;
- Министерством обороны РФ - в области государственной авиации;
- Федеральным космическим агентством - в области экспериментальной авиации;
- Федеральным агентством воздушного транспорта - в области гражданской авиации.
Федеральные правила, принятые Межгосударственным авиационным комитетом, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
К федеральным правилам использования воздушного пространства и федеральным авиационным правилам разрабатываются соответствующие руководства, которые утверждаются Министерством обороны РФ <5>, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - и (или) Федеральной службой воздушного транспорта России.
--------------------------------
<5> См.: Наставление по обеспечению аэронавигационной информацией государственной авиации, утвержденное Приказом Минобороны России от 29 мая 2003 г. N 190.
Поскольку Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.
Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
Комментарий к статье 3
Комментируемая статья содержит своего рода стандарт, определяющий отношение национального права к международному. В случае разночтения приоритет отдается международному праву.
Следует иметь в виду, что к международному праву относятся не только межгосударственные документы, подписанные представителями Российской Федерации и ратифицированные ею в установленном порядке, но также и "общепризнанные принципы и нормы" международного права. Некоторые такие принципы и нормы прошли испытание при решении спорных дел, но многие другие считаются таковыми и без судебного признания, поскольку их придерживаются и соблюдают многие страны в своих отношениях.
В целях достижения согласия относительно определенных принципов и мер, с тем чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично, была заключена Конвенция о международной гражданской авиации, подписанная в Чикаго 7 декабря 1944 г. Указанная Конвенция вступила в силу 4 апреля 1947 года. Для СССР она вступила в силу 14 ноября 1970 г. По состоянию на 30 июня 1995 г. - 183 участника, в том числе все государства - бывшие республики СССР.
Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
Комментарий к статье 4
Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <6> установлена ответственность за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4), а также за нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации (ст. 18.5).
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Государственная граница - РФ это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации. Иными словами, это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Пересечение Государственной границы должно осуществляться в пункте пропуска через Государственную границу, под которым понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 14 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации") <7>. Если в отношении указанных лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, то они в официальном порядке либо передаются властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу, либо выдворяются за пределы Российской Федерации с уведомлением властей того государства, на территорию которого выдворяются.
--------------------------------
<7> Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. N 17. Ст. 594.
Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются либо должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ; либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.