ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1392
Скачиваний: 2
КОММЕНТАРИЙ К ВОЗДУШНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 19 МАРТА 1997 Г. N 60-ФЗ
(Постатейный)
Под редакцией
А.И. ТРАВНИКОВА
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Травников Александр Иванович, специалист в области правового регулирования использования воздушного пространства и деятельности авиации. Член группы по подготовке Воздушного кодекса Союза ССР (1983 г.), заместитель председателя Правительственной комиссии (от Министерства обороны СССР) по разработке новой редакции Воздушного кодекса Союза ССР (1989 - 1991 гг.), руководитель Парламентского центра правовых разработок в области авиационной и космической деятельности. В качестве эксперта Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи участвовал в рассмотрении проекта Воздушного кодекса РФ (1995 - 1997 гг.) - предисловие, преамбула, гл. I - IV, VI, XII, XVIII.
Ермошкин Василий Григорьевич, военный летчик, специалист по управлению воздушным движением и регулированию использования воздушного пространства. Принимал непосредственное участие в разработке Наставления по производству полетов авиации Вооруженных Сил и Основных правил полетов авиации всех ведомств (член рабочей группы от Военно-воздушных сил), Положения об использовании воздушного пространства и Воздушного кодекса Российской Федерации (член рабочих групп от Министерства обороны). Член экспертной группы Парламентского центра правовых разработок в области авиационной и космической деятельности - гл. VII, X, XI, XIII, XIV.
Коровин Сергей Иванович, сотрудник юридической службы управляющей компании группы компаний "EAST LINE". Участвовал в разработке проектов Воздушного и Уголовного кодексов РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях (в части, касающейся авиационной безопасности), законов об авиационном лизинге, о лицензировании, техническом регулировании и др. - гл. IX, XV - XVII.
Петров Андрей Николаевич, кандидат технических наук, начальник научно-исследовательского отделения ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова", автор более 80 научных работ по теории и практике обеспечения летной годности и эксплуатационных свойств авиационной техники. Принимал участие в разработке руководств ИКАО, федеральных авиационных правил, стандартов, во внесении поправок в приложения к Чикагской конвенции, в Воздушный кодекс РФ; один из разработчиков законопроектов о безопасности полетов, об авиационном лизинге, о техническом регулировании и др. Более 10 лет представляет Российскую Федерацию в группе экспертов ИКАО по летной годности (AIRP) - гл. V, приложения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Комментарий предлагает читателю неофициальное толкование статей Воздушного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 19 февраля 1997 г., одобренного Советом Федерации 5 марта 1997 г., подписанного Президентом РФ 19 марта 1997 г. (Федеральный закон N 60-ФЗ) и введенного в действие с 1 апреля 1997 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2008 г.
Воздушный кодекс РФ 1997 г. является первым в России законодательным актом, регулирующим отношения в областях использования воздушного пространства и деятельности авиации. Данному закону предшествовали нормативные правовые акты РСФСР и СССР.
17 января 1921 г. В.И. Ульяновым (Лениным) был подписан Декрет Совета народных комиссаров "О воздушных передвижениях". В Советском Союзе Воздушные кодексы принимались в 1932, 1935, 1961 и 1983 гг. Введение в действие каждого нового Воздушного кодекса было обусловлено научно-техническим прогрессом в области создания новой авиационной, космической, ракетной, артиллерийской и иной техники, а также потребностью регламентировать мероприятия по обеспечению безопасности воздушных передвижений. Постоянно возраставшая интенсивность полетов воздушных судов и иных летательных аппаратов требовала совершенствования и унификации правил использования воздушного пространства, обязательных для всех его пользователей, и принятия новых законодательных решений.
Существенным недостатком советских Воздушных кодексов, принятых в 1932, 1935 и 1961 гг., было распространение их действия только на гражданскую авиацию. Деятельность государственной авиации и авиации, используемой для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных работ и испытаний авиационной техники, а также другой деятельности в воздушном пространстве (стрельбы, пуски ракет и т.п.), не регламентировалась законами СССР. Такое положение зачастую приводило к инцидентам как в воздушном пространстве, так и при обслуживании воздушных судов различных ведомств на аэродромах.
В целях исправления сложившейся негативной ситуации в 1983 г. был принят Воздушный кодекс СССР, действие сорока одной статьи которого распространялось на всю авиацию Советского Союза. Новацией являлось также отражение в нем положений Чикагской конвенции 1944 г. в связи с присоединением СССР к данной Конвенции в 1970 г.
Принятие закона, установившего общий единообразный порядок использования воздушного пространства СССР, и не только для полетов всех видов воздушных судов, но и для иной деятельности в воздушном пространстве, которая может представлять угрозу безопасности полетов (пуски ракет, стрельбы, взрывные работы и т.п.), явилось революционным событием в области развития и совершенствования воздушного права. Это стало возможным благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, окончательная подготовка редакции проекта Воздушного кодекса СССР была поручена рабочей группе во главе со специалистами Минюста СССР, а не МГА СССР или Минобороны СССР, которые на протяжении многих лет боролись за первенство в регулировании использования воздушного пространства. Во-вторых, руководителем рабочей группы был назначен член коллегии Минюста СССР Г.Д. Голубов, опытный юрист и переговорщик, сумевший понять и устранить межведомственные противоречия.
В основу проекта действующей редакции Воздушного кодекса лег разработанный в 1988 - 1991 гг. проект Воздушного кодекса СССР. После распада СССР и формирования новых политических и экономических основ Российской Федерации проявилось несовершенство аппарата государственного управления и неразборчивость в кадровой политике, что привело к весьма недоброкачественной законопроектной работе. Эти обстоятельства повлияли и на подготовку первого в новейшей истории Воздушного кодекса РФ.
В процессе рассмотрения норм действующего Кодекса авторы Комментария попытались разъяснить причины недостатков этого документа, дать практические советы, касающиеся применения проблемных правовых норм, и рекомендации по исправлению ошибок в будущем.
Авторский коллектив выражает искреннюю признательность В.И. Горбачеву, В.С. Грачеву и Н.В. Котовой, участвовавшим в подготовке Комментария, и уверенность в том, что их высокий профессионализм поможет правильному пониманию и применению на практике положений Воздушного кодекса Российской Федерации.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Нормативные правовые акты
АПК - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ;
ВК - Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ;
ВК СССР - Воздушный кодекс Союза ССР от 11.05.1983;
Водный кодекс - Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ;
ГПК - Гражданской процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;
Закон о Государственной границе - Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";
Закон о лицензировании - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Закон о международных договорах - Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
Закон о милиции - Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции";
Закон о регистрации прав на недвижимость - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
Закон о техническом регулировании - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Закон об унитарных предприятиях - Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
ЗК - Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
КоАП - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
Конституция - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993;
КТМ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ;
Положение о ЕС ОрВД - Положение о единой системе организации воздушного движения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 605 (с изменениями от 14.12.2006);
Положение о Минтрансе России - Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (с изменениями от 30.03.2006, 02.06.2006, 14.12.2006 и 16.02.2008, 11.03.2008, 21.04.2008, 30.04.2008, 28.05.2008);
Положение о Росавиации - Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396 (с изменениями от 30.03.2006 и 21.04.2006);
Положение о Росаэронавигации - Положение о Федеральной аэронавигационной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173 (с изменениями от 20.10.2006 и 10.04.2008, 24.04.2008, 28.05.2008);
Положение о Ространснадзоре - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (с изменениями от 30.03.2006, 03.10.2006, 14.12.2006 и 17.12.2007);
Положение о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации - Положение о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1998 N 1131 (с изменениями от 14.05.2003);
Положение о Ространсинспекции - Положение о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 515 (с изменениями от 18.01.2003);
Таможенный кодекс - Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ;
УЖТ - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ;
УК - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
ФАП воздушных перевозок - Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 28.06.2007 N 82);
ФАП полетов - Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены совместным Приказом Министра обороны РФ, Министра транспорта РФ и Генерального директора Росавиакосмоса от 31.03.2002 N 136/42/51);
ФП ИВП - Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1084).
Конвенции
Варшавская конвенция 1929 г. - Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, принята в 1929 г. в Варшаве, Польша (с изменениями и дополнениями от 28.09.1955);
Гаагская конвенция 1970 г. - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, принята 16.12.1970 в Гааге, Нидерланды;
Гамбургская конвенция 1979 г. - Международная конвенция по поиску и спасению на море, принята 27.04.1979 в Гамбурге, Германия;
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. - Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, принята 10.12.1982 в Монтего-Бей, Ямайка;
Монреальская конвенция 1971 г. - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принята 23.09.1971 в Монреале, Канада;
Токийская конвенция 1963 г. - Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, принята 14.09.1963 в Токио, Япония;
Чикагская конвенция 1944 г. - Конвенция о международной гражданской авиации, принята 07.12.1944 в Чикаго, США.
Органы власти
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации;
МГА СССР - Министерство гражданской авиации СССР;
МИД России - Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Минобороны России - Министерство обороны Российской Федерации;
Минпромторг России - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Минсвязи России - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Минтранс России - Министерство транспорта Российской Федерации;
Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации;
Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации;
Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации;
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Росавиация - Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации;
Росаэронавигация - Федеральная аэронавигационная служба Российской Федерации;
Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
Роснедвижимость - Федеральное агентство кадастра недвижимости;
Роскосмос - Федеральное космическое агентство Российской Федерации;
Ростехрегулирование - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
Ространснадзор - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Российской Федерации;
ФАС - Федеральная авиационная служба Российской Федерации;
ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
ФТС России - Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Прочие сокращения
АО - акционерное общество;
АОН - авиация общего назначения;
ВВС - Военно-воздушные силы;
гл. - глава(-ы);
ДПЛА - дистанционно пилотируемый летательный аппарат;
ЕИО - единоличный исполнительный орган;
ЕС ОрВД - Единая система организации воздушного движения;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO);
МАК - Межгосударственный авиационный комитет;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда;
МСЭ - Международный союз электросвязи;
ОВД - обслуживание воздушного движения;
ООО - общество с ограниченной ответственностью;