Файл: ВК_комм_Иванова_2004.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3093

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОММЕНТАРИЙ К ВОЗДУШНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 июня 2004 года


О.Н. ИВАНОВА, А.М. СИМОНОВ



Список использованных сокращений


АИП - сборник аэронавигационной информации

АУЦ - Авиационный учебный центр

АФТН - сеть авиационной фиксированной электросвязи

АОН - авиация общего назначения

ВС - воздушное судно

ГА - гражданская авиация

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ДПСП - диспетчерский пункт системы посадки

ДВТ Минтранса России - Департамент воздушного транспорта

ЕС ОрВД - единая система организации воздушного движения

ЕЭВС - единичные экземпляры аэростатических воздушных судов

ЕЭ АВС - единичные экземпляры аэростатических воздушных судов авиации общего назначения

ЗОЗ - зоны ограничения застройки

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

ИАТА - Международная ассоциация воздушного транспорта

КДП - командно-диспетчерский пункт

КТМ - Кодекс торгового мореплавания

МВЛ - местные воздушные линии

НГВА-92 - нормы годности к эксплуатации военных аэродромов

НОТАМ - извещение об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании о возможных опасностях в полете, а также о регламентах работы аэропортов, запретах и ограничениях

ОООП - организация, осуществляющая деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов

ОВД - обслуживание воздушного движения

ОрВД - организация воздушного движения

ОРЛ - обзорный радиолокатор (ОРЛ-В - вторичный)

ОСП - оборудование системы посадки

ОПВП - особые правила визуальных полетов

ПДСП - производственно-диспетчерская служба

ПВП - правила визуальных полетов

ППП - правила полетов по приборам

РЛЭ - руководство летной эксплуатации воздушного судна

РТО - радиотехническое оборудование

РТС - радиотехнические средства

РМС - радиомаячная система посадки

СИТА - Международное общество авиационной электросвязи

ССВТ - Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации

САИ - служба аэронавигационной информации

ССГА - система сертификации гражданской авиации

СЗЗ - санитарно-защитные зоны

ТУЖД РФ - Транспортный устав железных дорог Российской Федерации

УВД - Управление воздушным движением

ФАС России - Федеральная авиационная служба России

ЭСТОП - служба электросветотехнического обеспечения полетов







19 марта 1997 года N 60-ФЗ




ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят

Государственной Думой

19 февраля 1997 года


Одобрен

Советом Федерации

5 марта 1997 года


(в ред. Федерального закона от 08.07.99 N 150-ФЗ)


Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации


1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.


Комментарий к статье 1


Воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море, находится под его суверенитетом и входит в состав государственной территории. Боковой границей воздушной территории государства является вертикальная плоскость, проходящая через границы его сухопутной и водной территорий. Высотный предел воздушной территории государства международным правом не установлен. Многие российские юристы придерживаются мнения, что верхней его границей следовало бы признать высоту 100 - 110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника.

Под суверенитетом понимается независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и др. С понятием суверенного государства связано понятие суверенных прав. Суверенные права государства - это проистекающие из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами. В последнем случае суверенные права государств закрепляются международными договорами. Одним из конкретных суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции (например, в отношении своих морских и воздушных судов, космических объектов во время их нахождения за пределами национальной территории). Прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении континентального шельфа в целях разведки и разработки его природных ресурсов, что не равнозначно полному и исключительному суверенитету государства, который на континентальный шельф не распространяется. Прибрежное государство обладает также определенными суверенными правами в своей экономической зоне.



Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации


1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Комментарий к статье 2


Комментируемая статья относит к системе воздушного законодательства Воздушный кодекс РФ, который является основополагающим актом, действующий со дня его официального опубликования на всей территории Российской Федерации, а также и другие федеральные законы. Таких законов пока нет. Видимо, имеются в виду федеральные законы, которые планируется принять в будущем: закон о растительном мире и закон о концессии, которые будут регулировать вопросы использования воздушного пространства.

Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ разрабатываются и утверждаются в установленном Правительством РФ порядке федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации.

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 <*> (далее - Правила), устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства. В указанных Правилах даются определения таких понятий, как аварийное оповещение, аэроузел, воздушная трасса Российской Федерации, воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации и другие (всего 59 наименований). Одновременно в Правилах определяются органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.


- Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации;

- зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации;

- Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ;


- Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта России;

- оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Данные Правила обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).

Что касается Федеральных авиационных правил, то на основании Постановления Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" <*> они утверждаются и вводятся в действие:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1593.


- Правительством РФ, если это определено Воздушным кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;

- Министерством обороны РФ - в области государственной авиации;

- Федеральное космическое агентство - в области экспериментальной авиации;

- Федеральным агентством воздушного транспорта - в области гражданской авиации.

Федеральные правила, принятые Межгосударственным авиационным комитетом, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

К федеральным правилам использования воздушного пространства и федеральным авиационным правилам разрабатываются соответствующие руководства, которые утверждаются Министерством обороны РФ <*>, а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, - и (или) Федеральной службой воздушного транспорта России.

--------------------------------

<*> См.: Наставление по обеспечению аэронавигационной информацией государственной авиации, утвержденное Приказом Минобороны РФ от 29 мая 2003 г. N 190.


Поскольку Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.


Статья 3. Международные договоры Российской Федерации


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.


Комментарий к статье 3


Комментируемая статья содержит своего рода стандарт, определяющий отношение национального права к международному. В случае разночтения приоритет отдается международному праву.

Следует иметь в виду, что к международному праву относятся не только межгосударственные документы, подписанные представителями Российской Федерации и ратифицированные ею в установленном порядке, но также и "общепризнанные принципы и нормы" международного права. Некоторые такие принципы и нормы прошли испытание при решении спорных дел, но многие другие считаются таковыми и без судебного признания, поскольку их придерживаются и соблюдают многие страны в своих отношениях.


В целях достижения согласия относительно определенных принципов и мер, с тем чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично, была заключена Конвенция о международной гражданской авиации, подписанная в Чикаго 7 декабря 1944 г. Указанная Конвенция вступила в силу 4 апреля 1947 года. Для СССР она вступила в силу 14 ноября 1970 г. По состоянию на 30 июня 1995 г. - 183 участника, в том числе все государства - бывшие республики СССР.


Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации


Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Комментарий к статье 4


Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <*> установлена ответственность за нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации. В соответствии с положениями КоАП РФ (ст. 18.5) нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.


Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство Российской Федерации установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации.

Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" <*>. Такими ограничениями являются:

--------------------------------

<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 29.04.1993. N 17. Ст. 594.


- пересечение воздушными судами Государственной границы по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в части двенадцатой статьи 9, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации; запрещаются (кроме оговоренных случаев):

а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Министерства транспорта и связи РФ или Министерства обороны РФ, согласованным с Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной таможенной службой РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ;