Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6030

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2007. N 7.


3) взыскание налога (сбора), числящегося более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), пеней и штрафов с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) производится, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также налога (сбора), числящегося за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), пеней и штрафов с зависимых (дочерних) обществ (предприятий) производится, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);

4) взыскание налога (сбора), пеней и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей производится, если их обязанность по уплате налога (сбора), пеней и штрафов основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной такими налогоплательщиками, или статуса и характера деятельности этих налогоплательщиков (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);

5) взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов со страхователей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. руб., в отношении юридических лиц - 50 тыс. руб. (ст. 25, 25.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации");

6) взыскание страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеней производится со страхователей - физических лиц (п. 6 ст. 22.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

8. Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрено рассмотрение арбитражным судом других (помимо прямо указанных в п. 1 - 4 данной статьи) дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и отнесенных к компетенции арбитражного суда федеральным законом.

Речь идет о возможности отнесения к подведомственности арбитражного суда такого рода дел в будущем путем как внесения дополнений в АПК РФ (например, в комментируемую статью), так и принятия отдельного, отраслевого, дополняющего АПК РФ федерального закона.

Например, в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


Между тем, учитывая, что в силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, и вне зависимости от того, кто обратился в суд с соответствующим заявлением (прокурор, уполномоченный государственный орган, организация или гражданин), требование заявлено в интересах неопределенного круга граждан и вне связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, трудно представить ситуацию, при которой такого рода дело подведомственно арбитражному суду.

Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 марта 2007 г. <1>, на вопрос, каким судам - общей юрисдикции или арбитражным - подведомственны заявления прокурора о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, дан следующий ответ: "Экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"... В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона... каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера... Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 того же Закона). Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Как следует из ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции" (вопрос 1).


--------------------------------

<1> Бюллетень ВС РФ. 2007. N 8.


Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение


Комментарий к статье 30


1. Установление фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по АПК РФ 1995 г. также производилось арбитражным судом (ч. 3 ст. 22).

2. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" <1> установление юридически значимых фактов арбитражным судом возможно при наличии в совокупности следующих условий:

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1997. N 1.


1) если согласно закону устанавливаемый факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, ОАО "Хакасэнерго" обратилось в городской суд с заявлением об установлении факта владения на праве собственности зданием трансформаторной подстанции.

Решением суда заявление удовлетворено.

Отменив решение суда и прекратив производство по делу, Президиум ВС РФ указал, что ст. 30 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение в порядке особого производства дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как видно из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, установление факта, имеющего юридическое значение, связано с осуществлением ОАО экономической деятельности, в связи с чем данное дело подведомственно не суду общей юрисдикции, а арбитражному суду <1>;

--------------------------------

<1> Постановления Президиума ВС РФ от 30 ноября 2005 г. N 237пв05, N 245пв05.


2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие устанавливаемый юридический факт;

4) если действующим законодательством РФ не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Перечисленные условия в настоящее время предусмотрены ст. 217 - 219 АПК РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных условий не допускает установление юридического факта арбитражным судом в порядке особого производства (гл. 27 АПК РФ), а отсутствие условий, поименованных в п. 1, 3, 4, - недопустимым установление такого факта арбитражным судом вообще, т.е. и в порядке искового или публичного производства.

Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 февраля 2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" <1> информировал арбитражные суды о том, что по делам такой категории заявитель должен доказать, что отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы (п. 1).


--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 4.


Так, ЗАО обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта изменения наименования места нахождения объектов недвижимости. В обоснование необходимости установления названного факта заявитель сослался на несоответствие адреса места нахождения объектов недвижимости, обозначенного в плане приватизации предприятия (ЗАО), адресу этого же имущества, обозначенного в правоустанавливающих документах и технической документации. Заявитель полагал, что названные разночтения препятствуют ему в реализации недвижимого имущества.

Суд пришел к выводу, что заявитель не представил доказательств отсутствия у него другой возможности получить документы, удостоверяющие факт изменения наименований места нахождения объектов недвижимости, изменение наименований улиц города подтверждается актом местной администрации, и отказал в удовлетворении заявленного требования <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 76.


Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов


Комментарий к статье 31


1. В комментируемой статье речь идет о рассмотрении арбитражным судом дел, предметом которых являются решения третейских судов, образованных и действующих на территории России, двоякого рода:

- об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (§ 1 гл. 30 АПК РФ);

- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (§ 2 гл. 30 АПК РФ).

В любом случае такие дела подведомственны арбитражному суду при условии, что:

1) участниками третейского разбирательства являлись организации и (или) индивидуальные предприниматели;

2) спор, разрешенный третейским судом, возник в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей.

Указанные условия должны быть в совокупности. Отсутствие какого-либо из них свидетельствует о неподведомственности дела арбитражному суду.

2. Дела об оспаривании решений третейских судов - новая для арбитражных судов категория дел. Такие дела не относились к компетенции арбитражного суда ни АПК РФ 1995 г., ни Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. N 3115-1 <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1790. Данное Постановление утратило силу с 27 июля 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (п. 2 ст. 47 данного Федерального закона) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.



Возможность оспаривания решения третейского суда для участников третейского разбирательства предусмотрена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1> (гл. VII).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.


Под третейским судом понимается постоянно действующий на территории РФ третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора на территории РФ (п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Решение третейского суда может быть оспорено участвовавшей в третейском деле стороной путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в компетентный суд.

В связи с этим возникает вопрос о компетентном суде для оспаривания решения Международного коммерческого арбитражного суда, образуемого в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <1>, в том числе Международного коммерческого арбитражного суда (далее - МКАС) и Морской арбитражной комиссии (далее - МАК) при Торгово-промышленной палате РФ (ст. 2 данного Закона РФ). Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 6, п. 1, 2 ст. 34 названного Закона РФ ходатайство об отмене арбитражного решения подлежит рассмотрению региональным судом общей юрисдикции - Верховным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа - по месту арбитража. В литературе справедливо отмечено, что с введением в действие АПК РФ 2002 г. оспаривание решения МКАС должно производиться в арбитражный суд, если спор, разрешенный таким третейским судом, возник между организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку положения п. 2 ст. 6, п. 1, 2 ст. 34 указанного Закона РФ в части, устанавливающей, что компетентным государственным судом по данному вопросу является только суд общей юрисдикции, вступили в противоречие с АПК РФ 2002 г. (ч. 1, 2 ст. 27, ст. 31), а потому не подлежат применению с введением в действие § 1 "Подведомственность" гл. 4 нового АПК РФ (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации") <2>.

--------------------------------

<1> Вестник ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.


КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (под ред. В.В. Яркова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2005 (2-е издание, переработанное и дополненное, стереотипное).


<2> См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М., 2003. С. 108 (автор комментария к главе - Т.К. Андреева); Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2003. С. 100 - 101 (автор главы - В.В. Ярков).