Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6004

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.


Принцип публичности основывается на принципе гласности судебного разбирательства (см. комментарий к ст. 11) и состоит в том, что арбитражный суд рассматривает гражданские дела в открытых заседаниях. Открытое разбирательство дел - основной способ обеспечения гласности судопроизводства, все желающие имеют свободный доступ в зал судебного заседания и могут присутствовать во время процесса, фиксировать все происходящее в зале. Ограничения данного принципа предусмотрены в ч. 2 ст. 11 АПК 2002 г.

Беспристрастность суда обеспечивается институтом отвода судьи и других лиц, содействующих осуществлению правосудия. Основания, при наличии которых судья не вправе участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, перечислены в ч. 1 ст. 21 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 21).

Кроме того, реализация вышеназванной задачи обеспечивается нормами Конституции РФ, в частности ст. 120 - 124.

5. В качестве четвертой задачи АПК 2002 г. называет укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах, что предусмотрено ст. 6 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 6). На реализацию данной задачи направлено информационно-методическое письмо ВАС РФ от 17 апреля 1997 г. N 6 "О деятельности арбитражных судов по предупреждению правонарушений в сфере экономики", в котором определены следующие направления деятельности судов по предупреждению правонарушений:

1) при выявлении фактов грубых нарушений закона по результатам рассмотрения конкретных дел доведение об этом до сведения органов прокуратуры для принятия соответствующих мер по предупреждению и пресечению преступных проявлений, а также по привлечению виновных к ответственности;

2) хорошая организация и четкое проведение судебных заседаний, законность и обоснованность судебных актов, принятых в установленный законом срок, своевременное и в полном объеме исполнение решений (постановлений) суда;

3) повышение уровня исполнительской дисциплины среди судей арбитражных судов. Усиление роли квалификационных коллегий в отборе кандидатов на должность судьи, проявление принципиальности при оценке поступков судей, которые в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) "при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности";


4) для повышения предупредительного воздействия судебного процесса, принимаемых судебных актов организация в необходимых случаях выездных судебных заседаний;

5) своевременное и объективное информирование общественности о деятельности суда, о решаемых им проблемах;

6) при рассмотрении судебных дел уделение особого внимания вопросам укрепления договорной дисциплины, расходования бюджетных средств, соблюдения законодательства о банкротстве, защиты прав акционеров;

7) выступление судей с сообщениями и лекциями на постоянно действующих семинарах, курсах повышения квалификации по проблемам нового гражданского и арбитражного законодательства;

8) обобщение характера споров и анализ статистических показателей.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в целях устранения их причин и условий, способствовавших их совершению, согласно ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, которое организации и должностные лица обязаны рассмотреть в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье.

6. Формирование уважительного отношения к закону и суду является пятой задачей арбитражных судов, установленной настоящей статьей, и должно иметь место на всех стадиях арбитражного процесса - от обращения в арбитражный суд до исполнения судебного акта.

7. Шестой задачей комментируемая статья называет содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота. Под обычаем делового оборота согласно ст. 5 ГК РФ понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" <1> ТПП свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.


Статья 3. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах


Комментарий к статье 3


1. Судопроизводство в арбитражных судах представляет собой урегулированную арбитражным процессуальным законодательством деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, направленную на рассмотрение и разрешение споров, возникающих из гражданских, а в случаях, предусмотренных законом, из иных, в том числе публичных, отношений.

Нельзя не отметить, что понятие "судопроизводство в арбитражных судах" является синонимом понятия "арбитражный процесс". Основной целью судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.


2. Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Таким образом, основной формой защиты гражданских прав является судебная форма защиты, которая осуществляется в том числе арбитражными судами. Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. В комментируемой статье определен перечень нормативных правовых актов, которые регулируют порядок осуществления производства в арбитражных судах. Система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные кассационные суды, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ арбитражно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, в связи с чем субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут принимать акты, содержащие нормы арбитражно-процессуального права. В противном случае принятые акты не должны применяться судами как противоречащие Конституции РФ и подлежат отмене.

4. Безусловно, важнейшим нормативным правовым актом является Конституция РФ, в которой определены основные принципы судопроизводства в арбитражных судах, которые совпадают с принципами судопроизводства в судах общей юрисдикции: принцип осуществления правосудия только судом, принцип независимости судей и подчинение их только закону, принципы гласности, состязательности, процессуального равноправия сторон и др.

5. Другим важным источником арбитражного процессуального права является Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". Значение указанного Закона для судопроизводства в арбитражных судах состоит в определении основных принципов судопроизводства, правового статуса судей. Так, ст. 1 Закона устанавливает принцип осуществления правосудия только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также другие федеральные законы не должны противоречить названному Федеральному конституционному закону.


6. Как и другие кодифицированные акты, АПК 2002 г. является федеральным законом. Конституция РФ не предусматривает приоритета одних федеральных законов над другими. Но в силу сложившейся практики кодексы традиционно имеют приоритет над федеральными законами (например, ст. 3 ГК РФ определяет, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу).

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи порядок судопроизводства в арбитражных судах регулируется не только настоящим Кодексом, но и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним. Это означает, что другие федеральные законы не должны противоречить АПК 2002 г., а в случае противоречия приоритет должен иметь Кодекс. В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с АПК РФ указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" с момента введения в действие АПК РФ применяются в части, не противоречащей этому Кодексу.

Нормы арбитражного процессуального права могут содержаться в материально-правовых актах, в частности в ГК РФ, НК РФ, КоАП и др. В случае возникновения противоречий между нормами кодифицированных актов материального права и АПК 2002 г. по общему правилу подлежит применению акт, принятый позже.

В числе иных федеральных законов о судопроизводстве в арбитражных судах следует отметить Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), Закон о статусе судей и др. Процессуальные нормы федеральных законов не должны противоречить АПК 2002 г.

7. Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах не включает в себя подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

8. В число источников арбитражного процесса входят международные договоры, в которых участвует Россия. Международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации и даже имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства. Часть 3 комментируемой статьи АПК РФ повторяет положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применительно к судопроизводству в арбитражных судах, за исключением упоминания об общепризнанных принципах и нормах международного права.

В судопроизводстве общепризнанные принципы и нормы международного права, не закрепленные в международных договорах, отсутствуют. Так, в числе международных договоров, в которых участвует Россия, Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. и др.


9. Процессуальное законодательство не имеет обратной силы. Определяя порядок действия законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах во времени, ч. 4 комментируемой статьи воспроизводит традиционное положение о том, что при рассмотрении и разрешении гражданского дела применяется не тот процессуальный закон, который действовал в момент возникновения материальных правоотношений или возбуждения дела в суде, а тот закон, который действует во время рассмотрения и разрешения дела. Данное положение распространяется также на совершение отдельных процессуальных действий или исполнение судебных постановлений и постановлений иных органов, предусмотренных ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

Данные положения имеют очень важное значение при изменении процессуального законодательства в связи с вступлением в силу настоящего Кодекса. Так, например, если дело было возбуждено до 1 сентября 2002 г. (до вступления в силу АПК РФ) в соответствии с АПК 1995 г., а рассматривается после указанной даты, то порядок проведения судебного заседания, обжалования, исполнения решения суда, а также совершения других процессуальных действий будет регулироваться АПК 2002 г. Данное положение подтверждается ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которой дела, находящиеся в производстве арбитражных судов и не рассмотренные до 1 сентября 2002 г., с 1 сентября 2002 г. подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ, введенным в действие настоящим Федеральным законом.

В связи с тем что АПК 2002 г. содержит ряд новых положений по сравнению с АПК 1995 г., существенно изменяющих функции прокуратуры в арбитражном процессе, компетенцию арбитражных судов, а также порядок обжалования судебных постановлений в надзорном порядке, Федеральный закон "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусматривает отдельные исключения из этого правила.

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона гл. 36 "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора" АПК РФ вводится в действие с 1 января 2003 г. Согласно ст. 9 того же Федерального закона предусмотренный в ч. 3 ст. 292 АПК РФ срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 1 января 2003 г., исчисляется с 1 января 2003 г.

Статья 10 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусматривает, что поданные в соответствии со ст. 185 АПК 1995 г. и не рассмотренные до 1 января 2003 г. заявления лиц, участвующих в деле, о принесении протестов с 1 января 2003 г. подлежат рассмотрению в соответствии со ст. 299 АПК РФ. При этом заявления о принесении протеста, поданные Генеральному прокурору РФ или заместителю Генерального прокурора РФ и не рассмотренные ими до 1 января 2003 г., с 1 января 2003 г. передаются указанными лицами в Высший Арбитражный Суд РФ и подлежат рассмотрению в соответствии со ст. 299 АПК РФ.