Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5865

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как отметил Конституционный Суд РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ предоставляет право заинтересованным лицам обращаться за защитой в арбитражный суд, а нормы его ст. 42 предусматривают защиту в арбитражном процессе прав лиц, не участвовавших в судебном разбирательстве, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял решение. Следовательно, данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, в том числе участников судопроизводства, не согласных со вступлением в процесс иных лиц, поскольку этим они не лишаются возможности отстаивать свои права и законные интересы в судебной процедуре. Соответственно реализация права заинтересованными лицами на судебную защиту не может расцениваться как нарушающая такое же конституционное право других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).


Статья 5. Независимость судей арбитражных судов


Комментарий к статье 5


1. Необходимость обособления и независимого положения судебных учреждений всегда признавалась основным условием правильного отправления правосудия. "Идея независимости судей от власти красною нитью проходит через всю историю культуры, начиная от той клятвы, которую давали судьи в Древнем Египте, - не повиноваться незаконным приказам царя - до известного ответа французских судей королю: "Государь, суд постановляет приговоры, но не оказывает услуг" <1>.

--------------------------------

<1> Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. Т. 1 // СПС "КонсультантПлюс".


Принцип независимости судей предусмотрен ст. 120 Конституции РФ, в соответствии с которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

2. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен принцип процессуального подчинения судей закону. При осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами. Разрешая споры, суды применяют в качестве материальных норм положения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, подзаконных актов, международных договоров РФ, а в необходимых случаях - также зарубежное законодательство, обычаи делового оборота, что предусмотрено ст. 13 АПК 2002 г.

3. Поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ арбитражное процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, то при совершении процессуальных действий суды должны руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами. Законодательство субъектов РФ и акты муниципальных образований, регулирующие процессуальные отношения, применению не подлежат. Законодательство субъектов РФ и акты муниципальных образований, регулирующие материальные отношения, применяются арбитражными судами при решении тех вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, например административные, налоговые и другие споры.


4. Принцип независимости судей конкретизируется в ч. 2 комментируемой статьи. Независимость судей заключается в недопустимости какого-либо воздействия на них. За нарушение данного принципа предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 УК РФ угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

5. Принцип независимости судей также определяется нормами Конституции РФ, АПК 2002 г., Закона о статусе судей. Так, АПК 2002 г. предусматривает следующие нормы, закрепляющие процессуальные гарантии:

а) об отводе судей (ст. 21, 22);

б) о тайне совещательной комнаты (ст. 167 и др.).

Закон о статусе судей предусматривает целый комплекс гарантий независимости судей.

Согласно п. 2 ст. 3 данного Закона судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В соответствии со ст. 9 того же Закона независимость судьи обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

- запретом, под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

- правом судьи на отставку;

- неприкосновенностью судьи;

- системой органов судейского сообщества;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Личность судьи неприкосновенна. Принцип неприкосновенности распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности, а также к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 16 Закона о статусе судей).


6. Гарантии независимости судей предусмотрены в Законе об арбитражных судах, а именно: особый порядок назначения судей арбитражных судов (ст. 8); правила об организационном обеспечении деятельности арбитражных судов (ст. 44); выделение расходов на содержание арбитражных судов отдельной строкой в федеральном бюджете (ст. 46).


Статья 6. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом


Комментарий к статье 6


1. Принцип законности является универсальным, характерным для любой отрасли права, в том числе арбитражного процессуального права, конституционным и закреплен в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с положением п. 4 ст. 2 АПК 2002 г., согласно которому одной из задач судопроизводства в арбитражных судах являются укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принцип законности не может быть заменен целесообразностью или судейским усмотрением, под которым понимается возможность международных органов, организаций, а также органов национальных государств отступать от прямого применения норм международного и национального права, в которых отсутствуют четкие правила о разрешении конкретного конфликта или вопроса, подлежащих немедленному исполнению <1>.

--------------------------------

<1> См.: Головко А.А. Допустимо ли совместить законность и усмотрение? Некоторые проблемы теории и практики // Право и политика. 2006. N 3.


2. Принцип законности реализуется арбитражными судами прежде всего при принятии судебных актов. Так, законным является решение арбитражного суда только в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

3. Правильное применение арбитражными судами законодательства в целях реализации принципа законности базируется прежде всего на нормах ст. 3 АПК 2002 г., определяющей нормативные правовые акты, которыми должен руководствоваться арбитражный суд, осуществляя правосудие на основе соблюдения принципа законности при рассмотрении дел; ст. 13 АПК 2002 г., определяющей нормативные правовые акты, на основании которых арбитражные суды разрешают споры, а также обычаи делового оборота, а в некоторых случаях - применение аналогии закона или аналогии права; ст. 14 АПК 2002 г., устанавливающей правила применения норм иностранного права.

См. также комментарии к ст. 3, 13.


Статья 7. Равенство всех перед законом и судом


Комментарий к статье 7



1. В настоящей статье закреплен один из важнейших и традиционных принципов материального и процессуального права - принцип равенства всех перед законом и судом, предусмотренный Конституцией РФ и ст. 7 Закона о судебной системе.

2. Данный принцип относится к физическим и юридическим лицам, а также к иным организациям и провозглашает юридическое равенство независимо от каких-либо обстоятельств, перечисленных в этой статье.

3. Процессуальный аспект данного принципа состоит в том, что от указанных в комментируемой статье обстоятельств не зависит, какой арбитражный суд будет рассматривать споры (подсудность) и какие процессуальные нормы будут применяться. Все субъекты арбитражных процессуальных отношений юридически равны между собой перед законом и судом.

Материальный аспект заключается в применении одинаковых материальных законов независимо от перечисленных обстоятельств.

4. Закон может установить определенные гарантии прав слабо защищенных слоев населения, что не является нарушением принципа равенства всех перед законом и судом. Так, например, суд вправе снизить размер госпошлины, исходя из имущественного положения сторон. Для лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, закон предусматривает предоставление услуг переводчика.

5. Организационно-правовые формы юридических лиц, определенные комментируемой статьей, предусмотрены ГК РФ в отношении коммерческих организаций, ГК РФ и другими федеральными законами - в отношении некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы коммерческих организаций включают в себя полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы. Некоммерческие организации могут создаваться в форме: общественных или религиозных организаций (объединений), потребительских кооперативов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Организационно-правовая форма должна быть указана в наименовании юридического лица.

Наименование и место нахождения юридических лиц определяются в учредительных документах (ст. 52 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ). Место нахождения юридического лица имеет процессуальное значение при определении территориальной подсудности в соответствии со ст. 35 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 35).



Статья 8. Равноправие сторон


Комментарий к статье 8


1. Принцип процессуального равноправия сторон не тождествен принципу равенства всех граждан и организаций перед законом и судом, установленному ст. 7 АПК 2002 г. (см. комментарий к ст. 7).

Принцип процессуального равноправия распространяется только на стороны (истца и ответчика), а принцип равенства - на всех граждан и организации.

Различно и содержание данных принципов. Сущность принципа процессуального равенства состоит в предоставлении сторонам равных возможностей для защиты своих прав и законных интересов. Так, например, каждая из сторон имеет право заявлять отвод судье и некоторым другим участникам процесса, обжаловать вынесенное решение и т.д. Согласно ч. 4 ст. 44 АПК 2002 г. стороны пользуются равными процессуальными правами. Ни одна из сторон не имеет какие-либо преимущества перед другой стороной.

2. Данная статья корреспондирует с ч. 4 ст. 44 АПК 2002 г., однако имеется определенное несоответствие. В ч. 4 ст. 44 Кодекса говорится исключительно о равенстве прав сторон, а комментируемая статья упоминает о процессуальных правах и обязанностях. К другим процессуальным правам и обязанностям, указанным в комментируемой статье, относятся:

- право на обращение в суд с иском и предъявление встречного иска;

- право на отказ от иска (встречного иска);

- освобождение от представления доказательств;

- участие в исследовании доказательств;

- право на обжалование в апелляционной/кассационной инстанции, на постановку вопроса о пересмотре дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и др.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. В качестве таких действий судебной практике известны случаи ненадлежащего уведомления сторон о рассмотрении дела, в связи с чем имеет место лишение возможности участвовать в судебном заседании и реально защищать свои права и законные интересы (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 20 марта 2002 г. N 11441/01, от 4 июня 2002 г. N 5518/01, от 12 августа 2003 г. N 6074/03 и др.). Нарушение принципа, установленного комментируемой статьей, влечет отмену судебного акта.

При рассмотрении спора о доначислении налога на прибыль по результатам камеральной проверки ФАС Уральского округа Постановлением от 7 октября 2003 г. N Ф09-3287/03-АК определил, что доказательства занижения налогооблагаемой прибыли в данном случае могут быть установлены только в ходе выездной налоговой проверки. Федеральный арбитражный суд указал, что в данном деле возможность объективного выявления фактов злоупотребления налогоплательщиком в виде необоснованного списания спорных сумм и выведения их из-под налогообложения существует только при документальной проверке. Суд имел в виду выездную налоговую проверку, которая в данном случае не проводилась.