Файл: ПЕТУХОВ Валерий Борисович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1058

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указом Президента РФ в перечне знаменательных, памятных дат значится День солидарности с пострадавшими от терактов. 3 сентября 2005 г. был проведен День солидарности с пострадавшими от терактов, в 13 ч 5 мин по всей России была объявлена минута молчания. Через год это мероприятие частично «спустили на тормозах», оно не стало предметом активного отражения СМИ. Соответствующие государственные структуры, общественные организации должны не стоять в стороне от этого глубоко гуманистического и символического мероприятия. Надо к нему готовиться и проводить мероприятия как на федеральном, так и на региональном, городском уровнях.

Мировое сообщество должно прилагать усилия к защите прав личности, содействовать всестороннему развитию всех членов общества, предоставлению им равных возможностей, независимо от пола, религии, национальности и т.д. Мы должны признать мультикультурность современного мирового общества, взаимовлияние и взаимообогащение различных ветвей христианской, мусульманской и других религий.

Важно определить систему принципов и понятий, необходимых для определения единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе. Это важно в связи с тем, что из 192 стран ООН только 25% государств ратифицировали ее законодательные акты в области борьбы с терроризмом в полном объеме, половина же стран даже не приступила к началу процедуры ратификации.

В плане создания всемирного фронта противодействия терроризму целесообразно при ООН, ШОС, ОБСЕ и других региональных организациях иметь общественно-политические органы, состоящие из парламентариев, видных общественных деятелей, ученых (к примеру, Лауреатов Нобелевских премий) для поддержки усилий государств в борьбе с террористами.

В гуманитарном плане необходимо определить место и роль СМИ в целях формирования мирового общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму и взвешенной подачи материалов о теракте, добиваться повышения роли неправительственных организаций и независимых экспертов в расширении международного сотрудничества по вопросам противодействия терроризму. Информационное пространство перенасыщено, оно так давит на психику, что люди не могут избавиться от страха, действующего на руку террористам. Выполняя общественную функцию, СМИ не только передают информацию, но и сами создают ее. Поэтому они должны нести ответственность перед обществом и законом.

При освещении террористических актов СМИ должны стремиться публично морально поддерживать жертв террора, действия властей и правоохранительных органов по пресечению террористических актов, а также осуждать действия террористов. Достичь этого при корпоративных интересах СМИ не всегда так просто, но к этому необходимо стремиться. Союзу журналистов России необходимо чаще проводить семинары, круглые столы с участием международных и отечественных экспертов для обсуждения вопросов, как пресса должна освещать акты террора, вырабатывать на этот счет свои внутрикорпоративные правила.


Как показывает практика, нужен этический кодекс журналиста, который будет определять нормы, порядок и регламент его действий при освещении в СМИ терактов и их последствий. В стране должен быть отряд журналистов, которым будет предоставлено право информировать общественность о теракте, особенно на его начальном этапе.

Что еще надо делать.

Предложения перечисляются в произвольном порядке, охватывают различные области жизнедеятельности и касаются как международного сообщества, так и отдельных стран, в том числе Российской Федерации.

Для мирового сообщества:

  • разработка своеобразного кодекса поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свода принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях. Совместная разработка механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма;

  • дальнейшее совершенствование механизмов по выявлению и установлению жесткого контроля мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур. В этих целях при ООН целесообразно создать единый Международный антитеррористический центр, который будет вырабатывать стратегию борьбы с терроризмом;

  • объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Важно своевременно выявлять и подавлять центры идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, изолировать террористические группы от общества, лишить их внутренней и внешней поддержки, проводить мероприятия по расслоению террористической среды;

  • организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или, по крайней мере, его основных признаков. В настоящее время насчитывается, по разным оценкам, около 200 определений терроризма, при этом чрезвычайно важно видеть и понимать, как меняется облик терроризма в современных условиях;

  • разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязательности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом;

  • проведение на международном уровне сравнительных исследований национального законодательства по борьбе с терроризмом с целью выработки последующих рекомендаций по их сближению и унификации, а также исследования подходов по формированию оптимальной основы противодействия терроризму;

  • сосредоточение усилий стран в борьбе с терроризмом на таких направлениях, как: обмен информацией о методах и тактике террористов; обмен опытом деятельности антитеррористических подразделений; отказ от предоставления террористам убежища, которое они используют для восстановления своих сил и сокрытия от ответственности за совершенные преступления; обмен информацией в отношении юридических и физических лиц, подозреваемых в финансировании террористических и экстремистских организаций;

  • поэтапное объединение и наращивание усилий в деятельности спецслужб государств в борьбе с терроризмом (постоянный обмен информацией; упрощение механизмов обмена информацией; создание единого банка данных о методах, тактике и технологии действий террористов в каждом случае проявления терроризма; создание новых средств и способов сбора данных о террористах и их планах. Доступ к этой информации должен быть в режиме реального времени;

  • постоянный мониторинг террористических организаций (изучение механизмов и способов совершения террористических актов, а также средств, которые при этом применяются; выявление ухищрений, к которым прибегают террористы для противодействия спецслужбам и правоохранительным органам; получение информации об особенностях формирования и управления преступными террористическими сообществами);

  • создание объединенного банка информации по вопросам антитеррористической деятельности; формирование и распространение совместных антитеррористических методик, создание условий по формированию соответствующих организационных структур по расследованию террористических акций, пресечению, предупреждению и борьбе с терроризмом и т.д.);

  • неотвратимость и ужесточение ответственности за участие в террористической деятельности, в том числе за сопутствующие терроризму преступления, такие как вербовка членов террористических групп, использование, финансирование и обучение наемников;

  • поддержка, в том числе финансовая, международных неправительственных организаций антитеррористической направленности.


Для Российской Федерации:

  • все граждане должны четко уяснить, что государство несет главную ответственность за противодействие терроризму, используя при этом все имеющиеся в его распоряжении силы и средства для профилактики и борьбы против терроризма, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые и практические действия по защите общества и его граждан;

  • постоянное совершенствование российской общегосударственной превентивной системы координации борьбы с терроризмом, профилактики терроризма на уровне Российской Федерации, ее субъектов и федеральных округов;

  • в противодействии терроризму должны принимать участие все институты политической системы, все российские граждане. Органам местного самоуправления необходимо наладить систему взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, в школах, в вузах, которое было бы адекватным террористическим угрозам и нынешней (текущей) обстановке в регионе;

  • совместно с президентскими структурами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и лидерами традиционных религиозных конфессий провести комплекс мероприятий по мобилизации институтов гражданского общества и российской общественности на расширение профилактики и предупреждение терроризма, в том числе гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения мотивации личной сопричастности к антитеррористической борьбе, а также воспитание и обучение молодого поколения по специально разработанным для школ и вузов антитеррористическим программам;

  • формирование в обществе осознания необходимости консолидации усилий всех граждан в борьбе с терроризмом, создание атмосферы невозможности террористам реализовать свои преступные замыслы;

  • подготовка и публикация миллионным тиражом антитеррористической памятки для граждан, распространение ее содержания по запросам в электронном виде;

  • предание широкой огласке в СМИ фактов финансирования террористов, с комментариями официальных лиц на федерального уровня;

  • введение эффективной системы блокирования, ареста, изъятия и конфискации средств и имущества террористов и их пособников;

  • уделение правоохранительными и контролирующими органами особого внимания организации и проведению комплексных и целевых мероприятий в отраслях экономики, наиболее подверженных криминальному воздействию со стороны организованных преступных сообществ, связанных с террористическими формированиями;

  • разработка и реализация целевых антитеррористических программ с акцентом на выработку мер по предупреждению ядерного, радиологического, биологического и химического терроризма, а также по обеспечению защиты объектов повышенной опасности, в том числе в сфере градостроительства и на транспорте. Предусмотреть, в частности, широкое использование современных средств обнаружения нарушителей, вторгшихся в охраняемую область, а также средства системного программного обеспечения отечественного производства для использования в системах управления критически важных объектов;

  • систематическое изучение и продуманное заимствование международного опыта борьбы с терроризмом, включая проработку вопроса об использовании зарубежного опыта по введению режима цветовых или номерных уровней (степеней) террористической угрозы в стране;

  • усиление координации антитеррористической деятельности на международном уровне, углубление взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, систематическое проведение с ними совместных антитеррористических учений;

  • повышение роли и значения силовых структур (ФСБ, Минобороны, Генпрокуратура, Службы внешней разведки, МВД) в борьбе с терроризмом. Каждое министерство и ведомство РФ, с учетом своей специфики деятельности, должно иметь свою программу по противодействию терроризму, согласованную с Национальным антитеррористическим комитетом и утвержденную постановлением Правительства РФ;

  • обеспечение адекватного финансирования и технического оснащения субъектов борьбы с терроризмом;

  • обмен технологиями и опытом по производству и применению технических и боевых средств по противодействию терроризму;

  • осуществление закупок за рубежом современного оборудования, аппаратуры, образцов специального имущества и снаряжения, используемого для борьбы с террористами;

  • решение вопроса об осуществлении централизованной подготовки сотрудников антитеррористических подразделений стран СНГ (ШОС) с учетом их специализации (взрывотехники, следователи, переговорщики, бойцы спецподразделений и т.д.);

  • совершенствование методики парламентского расследования террористических актов;

  • принятие к законам поправок, которые должны объединить базы данных по регистрации объектов недвижимости, юридических лиц и актов гражданского состояния, усилить уголовную ответственность за угон авиатранспорта, устранить пробел в законодательстве, касающийся доверенностей на автотранспорт, которые можно писать от руки;

  • разработка пакета концептуальных, нормативных и методических документов по вопросам противодействия терроризму на уровне муниципальной власти;

  • недопущение чрезмерного и поспешного вывода федеральных сил, участвующих в контртеррористической операции в Чечне, без достаточной подготовки местных правоохранительных органов и передачи им функций по поддержанию внутренней безопасности и правопорядка в Республике;

  • решение проблемных ситуаций (определение и разграничение прав и обязанностей структур исполнительной власти в противодействии терроризму; пределы ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных обстоятельств; принципы переговоров с террористами; ограничение участия высших должностных лиц государства в разрешении конфликтов; характер и пределы возможных уступок террористам; вопрос о правовой силе данных устных обещаний; принципы применения силы и психологического давления на террористов (через их соучастников, единомышленников, близких, родственников; допустимость контрзаложничества); статус сотрудников спецслужб, внедряемых к террористам; оценка допустимых переделов применения силы, оружия и спецсредств; определение принципа пропорциональности и соразмерности контртеррористических мер реальным угрозам, исходящим из того или иного источника терроризма; определение критериев превентивных военных мер с целью предотвращения террористических актов).


Совершенствование антитеррористического законодательства:

  • скорейшее завершение разработки Советом Безопасности и принятие ООН отвечающей современным реалиям Всемирной Конвенции борьбы с терроризмом,т.к. антитеррористические Конвенции, принятые в 70-80 гг. прошлого века, в большинстве своем морально устарели;

  • продолжение работы по гармонизации законодательной базы государств мира по борьбе с терроризмом;

  • отработка в законодательном плане механизма возложения ответственности на юридические организации и физические лица за финансирование террористической деятельности;

  • разработка правовых норм, регламентирующих возможности использования территории другого государства для освобождения заложников и действий против террористов, а также механизмы выдачи государством своих или находящихся на его территории иностранных граждан, обвиняемых в совершении терактов вне его пределов для привлечения их к ответственности в судебных учреждениях другого государства или в международном трибунале;

  • разработка модельного закона «О борьбе с терроризмом» антитеррористической коалиции;

  • присоединение России к Конвенции ООН «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» (1989 г.) с последующей корректировкой российского законодательства, регулирующего эту сферу правоотношений;

  • усиление правовой защиты прав и интересов жертв терактов и участников контртеррористических мероприятий;

  • экспертиза нормативно-правовой базы на предмет террористической уязвимости, прежде всего, в части жилищного и промышленного строительства, развития транспортных систем, готовности органов здравоохранения, средств МЧС для работы в период чрезвычайных ситуаций;

  • создание правовых основ для введения в уголовный процесс и использования в качестве доказательств данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;

  • строгий контроль за лицами, которые освобождены из мест лишения наказания за преступления террористической направленности. Преступники, осужденные за терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях, должны отбывать наказание не по месту совершения преступления, а там, где это им будет определено федеральными органами власти;

  • постоянный глубокий анализ ситуации в регионах страны, деятельности федеральной исполнительной, законодательной и судебной власти с целью выявления условий, способствующих зарождению и развитию в стране тенденций сепаратизма и терроризма.

Идеологическое и информационное противодействие терроризму:

  • завершение работы по выработке единой концепции информационно-пропагандистского обеспечения антитеррористической деятельности России и странах СНГ;

  • создание эффективной системы просвещения граждан об опасности терроризма, религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом. Практиковать в вузах чтение для студентов спецкурсов по антитеррору с учетом специфики их будущей профессии;

  • выработка единой технологии в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в средствах массовой информации, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма. На экранах телевизоров и в печати не должны выступать теоретики, практики, активисты терроризма, их пособники. Сообщения должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, не должно быть никакой детализации терактов;

  • повышение роли СМИ в деле создания национального антитеррористического фронта, воспитания населения в духе бдительности, осознания необходимости осуществления контртеррористических мер, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом;

  • активное проведение информационно-политических мероприятий, влияющих на антитеррористическое поведение граждан (повышение общеобразовательного уровня граждан, развитие культуры, образования населения, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры; усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан; создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом; обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в средствах массовой информации, усиление контрпропаганды, переориентации СМИ па внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др.);

  • наличие в государстве структуры, ответственной за доведение до сведения всех граждан первичной информации о совершенных террористических актах, их последствиях и жертвах;

  • обеспечение своевременного предоставления СМИ в части, не противоречащей действующему законодательству, достоверных сведений о ходе расследования актов терроризма, о рассмотрении таких дел в судах и наказании виновных;

  • постоянное доведение до граждан содержания и требований антитеррористического законодательства;

  • максимально полное использование возможностей межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду лиц, подозреваемых в терроризме.


Журавель В.П. Вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, член экспертного совета Комитета ГД ФС РФ по безопасности, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность".


ПОЛИТИКА ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ

Политикой двойных стандартов называется ситуация, когда оценка одних и тех же действий субъектов варьируется в зависимости от того, в каких отношениях каждый из этих субъектов находится с оценивающим. При этом действия "своих" — лояльных к оценивающему, — получают оправдание, а те же действия "чужих" порицаются и считаются недопустимыми.

В международных отношениях она обычно принимает форму обвинения неугодных в нарушении принципов, конвенций, обязательств, "попрании общечеловеческих ценностей", "нарушении прав человека", "отступлении от норм международного права" при демонстративном игнорировании совершенно аналогичных собственных действий или действий союзников.

В словаре Глоссарий двойные стандарты определяются как "официально отрицаемый, но практикующийся и молчаливо признаваемый нормой, дискриминационный подход к оценке поведения, прав и обязанностей представителей разных категорий населения, разных стран, рас и т.п.". Намного лаконичнее определение Concise Oxford English Dictionary: двойные стандарты – это правило или принцип, применяющийся строже к некоторым людям, чем к другим (или самому себе) (a rule or principle applied more strictly to some people more than others (or oneself). Казалось бы, что здесь не с чем поспорить: двойные стандарты – это зло, позволяющее изворотливым и лживым политиканам плести свои интриги. Однако не все так однозначно.

Политика двойных стандартов существует с тех пор, как существует человеческое общество. Она широко применяется как средство давления на противников через общественное мнение и способ оправдания собственных действий в чей-либо адрес. Столь же широко распространено и обвинение в двойных стандартах, к которому нередко прибегают для отражения критики.


ПРИМЕРЫ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

При проведении выборов в странах, где правящий режим является прозападно ориентированным, международные наблюдатели признают, что выборы соответствовали международным стандартам, и находят большое число нарушений на выборах, если правящий режим, либо победитель выборов не имеет прозападную ориентацию. Например, победа М. Саакашвили на выборах в Грузии была названа торжеством демократии, а победа А.Лукашенко в Белоруссии — следствием подтасовок. Причем в обоих случаях в качестве доказательства представлялся необычайно высокий (с западной точки зрения) процент голосов за кандидата.

Страны Западной Европы приветствовали референдум об отделении Черногории от Сербии и признали его результаты, однако категорически не хотят признавать возможность аналогичных референдумов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики.