ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1100
Скачиваний: 1
Конец ХХ - начала ХХI века ознаменовались существенными изменениями в средствах и способах подготовки и реализации террористических акций. В результате вовлечения в боевые организации некоторой части высокопрофессиональной и высокоэрудированной интеллигенции на службу терроризму поставлены самые современные высокие технологии. В связи с этим возросла угроза производства и применения во время терактов оружия массового поражения. Объектом воздействия террористов стали не только политический, военный и экономический потенциал страны, но также управленческая и информационная сферы.
Наибольшую опасность в современных условиях представляет технологический терроризм с возможным использованием расщепляющихся ядерных материалов, биологического и химического оружия. Технологизация общества привела к росту опасности террористических актов. На объектах промышленности, транспорта возникла угроза применения террористами мер провоцирования экологических катастроф. Сегодня все государства мира признают, что терроризм превратился в глобальную угрозу, нейтрализовать которую мировое сообщество пока не готово и не способно. Террористические организации мобилизовали мощные финансовые, духовные и технические ресурсы. Кроме того, современный терроризм отошел от традиционной формулы: лучше, если как можно больше людей испугается, чем погибнет. Многие экстремистские организации пошли по другому пути и выдвинули задачу: пусть как можно больше людей испугается и как можно больше людей погибнет. Поэтому главной угрозой со стороны террористов является угроза жизни и безопасности людей.
Терроризму суждено стать, пожалуй, новой формой войны XXI столетия, а может быть, и последующих веков. Терроризм имеет свои общие и индивидуальные свойства. У него имеются причины – явные и тайные. Есть, как во всякой военной деятельности, выигравшие и проигравшие. В то же время терроризм изучен недостаточно. Актуальны изучение и постоянное научное уточнение таких граней терроризма, как: детерминанты, формы и признаки, виды и подвиды, тенденции. Заслуживает особенного внимания весь комплекс и опыт контртеррористической борьбы, как отечественный, так и зарубежный.
Объектом исследования выступает сфера генезиса и эволюции терроризма, а также развитие систем контртеррористических мероприятий на государственном и международном уровнях.
Предмет исследования– совокупность различных явлений и тенденций процесса развития терроризма и контртерроризма, а также многообразие современных контртеррористических технологий и механизмов.
Цель диссертации– изучить особенности процесса эволюции терроризма и контртерроризма в условиях глобализации. Для достижения поставленной цели автор считал необходимым решить следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть политико-правовые и международные аспекты современного терроризма.
2. Проанализировать организацию и содержание современного терроризма в условиях постоянной эволюции его видов и форм.
3. Изучить международно-правовые и политико-финансовые вопросы в системе антитерроризма и контртерроризма.
4. Исследовать структурно-организационные возможности профилактического воздействия на терроризм и террористов.
5. Определить роль средств массовой информации в противодействии терроризму.
6. Дать характеристику зарубежного опыта борьбы с терроризмом на национальном уровне.
7. Оценить роль и место отечественных спецслужб, правоохранительных органов и вооруженных сил в борьбе с терроризмом.
8. Выработать практические рекомендации лицам, принимающим государственные решения по вопросам контртерроризма.
Степень научной разработанности проблемы. Экспертно-аналитическое сообщество и академические ученые с самого начала актов диверсионно-террористической деятельности обратили пристальное внимание на феномен терроризма. И это внимание постоянно нарастало в связи с эволюцией видов и форм терроризма, количественным и качественным усилением его опасности.
К проблемам дефиниции терроризма обращались исследователи различных специальностей – правоведы, криминалисты, политологи, социологи, экономисты, конфликтологи. Вероятно, самой полемичной – и это вполне объяснимо – оказалось поле обсуждения дефиниций терроризма, террора, международного терроризма. До сих пор отсутствует универсальное и признанное учеными и политиками определение терроризма. В дискуссиях на этот счет принимали и принимают участие такие видные отечественные теоретики и практики, как: Ю.И. Авдеев, А.Г. Арбатов, И.И. Артамонов, Н.С. Беглова, С.М. Ермаков, И.И. Карпец, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин, Е.Г. Ляхов, Л.А. Моджорян, В. Петрищев, Ю.А. Решетов, К.Н. Салимов, В.В. Устинов. Среди зарубежных ученых, политиков и практиков террологии выделяются: С. Агравла, Э. Аречага, Р. Арон, Дж. Буш, Б. Ганор, Ю. Динстейн, Дж. Дугард, У. Колби, У. Лакер, В. И С. Малисоны, Б. Хоффман и другие. Труды названных теоретиков и практиков оказали неоценимую помощь в изучении поставленной проблемы.
Вторая крупная сфера, в которой проводились и проводятся фундаментальные исследования теоретического и прикладного плана – детерминирующая основа современного терроризма. Назовем здесь такой важный аспект, как признаки терроризма. В той путанице понятий, которую нередко устраивают представители средств массовой информации – даже самые профессиональные журналисты - , очень важно отличить правонарушение от правонарушения, связанного с терроризмом. Здесь эксперты также сталкивались с проблемой корректной дефиниции. По вопросам признаков терроризма ведущие специалисты России и зарубежных стран пытались решить проблему классификации терроризма по различным основаниям. В Российской Федерации это были: Ю.М. Антонян, В.И. Ващенко, В.В. Витюк, Ю.В. Гаврилин, Ю.С. Горбунов, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, Е.Г. Ляхов, Л.А. Моджорян, Л.В. Смирнов. В зарубежных странах по признакам терроризма необходимо назвать высокопрофессиональные труды Г. Дэникера, А. Кассиза, Х. Людвига, И. Фетчера, П. Уилкинсона.
Сложными вопросами градации международного терроризма по видам в СССР и Российской Федерации занимались: Ю.И. Авдеев, Н.С. Беглова, И.П. Блищенко, Н.В. Жданов, И.И. Карпец, Н.Б. Крылов, У.Р. Латыпов, Е.Г. Ляхов, Л.А. Мождорян, Ю.А. Решетов, А.К. Цикунов, Г.В. Шармазанашвили. «Громкой» проблемой в этих дебатах оказался вопрос о феномене «государственный терроризм». Российские эксперты Н.В. Атливанников и М.Л. Энтин вообще призвали отказаться от термина «государственный терроризм». Зарубежные террологи и юристы-международники столь же интенсивно разрабатывали проблему градации терроризма по видам, прежде всего: А. Кассиз, Э. Макуинни, П. Уилкинсон, Г. Уордлоу. Особо отметим, что природу и проявление информационного терроризма пристально изучал известный американский ученый, профессор Й. Александер.
Важным подспорьем для настоящей диссертации оказались работы Д. Балуева, В. Витюка, С. Гончарова, К. Ипполитова, О. Колобова, А. Корнилова, А. Сергунина, О. Дэвиса, У. Лакера, Д. Лонга, М. Сетрона, Г. Уордлоу, посвященные основным тенденциям современного терроризма. В области анализа международно-правовой основы борьбы с терроризмом мы специально выделим работы Дж. Левитта и Дж. Поланда как наиболее ярких зарубежных ученых в своей сфере. Проблемные вопросы в системе организации антитеррористической и контртеррористической деятельности поднимали: А.А. Игнатьев, Б.Г. Путилин, Н.Д. Ковалев и Н.П. Патрушев. Не так много серьезных исследований появилось в России по вопросам структурно-организационных аспектов профилактического воздействия на терроризм и террористов. Тем не менее, очень интересные разработки принадлежат З.И. Кирсанову, И.И. Сафронову, Е.М. Стригину, В.Е. Петрищеву. Подробный анализ содержания трудов террологов – теоретиков и практиков – дан в соответствующих главах диссертационного исследования.
Все вышеназванные исследования и прикладные разработки обращали внимание на очень конкретные или же, напротив, сугубо теоретические особенности феномена «терроризм» и постоянно изменяющегося явления «контртерроризм». Автор полагает, что попытки предпринять комплексное и действительно научно-практическое исследование сделали (и довольно небезуспешно) профессоры Академии ФСБ РФ Ю.И. Авдеев и В.Е. Петрищев. Наряду с этим, в отечественной литературе до сих пор нет специального исследования, в котором была бы предпринята попытка провести комплексный анализ динамики терроризма и контртерроризма с учетов специфики проявления данных явлений в Российской Федерации. В экспертном сообществе России и зарубежья по-прежнему отсутствует консенсус относительно определения того, что есть международный терроризм, и того, какие меры следует предпринимать на стратегическом и тактическом уровнях, чтобы не только избежать «двойных стандартов», но и радикально переломить ситуацию на поле войны в пользу контртеррористической коалиции.
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной литературе автор проводит комплексный политологический анализ международного терроризма и контртерроризма. В основу анализа положено исследование процессов динамики современного терроризма, рассмотрение деятельности политических институтов, изучение эволюции национальных технологий контртерроризма в России и ведущих зарубежных государств. Диссертант исходит из аксиомы о необходимости глубокого изучения противника, прежде всего, политической составляющей терроризма, для того, чтобы готовить и непрерывно наращивать антитеррористические ресурсы и контртеррористический потенциал.
Автор дает собственное определение явления «международный терроризм», анализирует правовые и международные характеристики терроризма, предлагает варианты классификации терроризма на базе признаков и оснований. Проводится четкая и обоснованная грань между антитеррористическим и контртеррористическим началами. В диссертации обсуждается и уточняется градация международного терроризма по видам, характеризуются наиболее распространенные формы терроризма и основные тенденции терроризма. Впервые в отечественной политологии, отрасль террологии, вводится и обосновывается тезис о многополюсности современного терроризма.
Новизна исследования заключается также в том, что значительное внимание автор уделяет деятельности средств массовой информации. СМИ могут быть превращены из пассивного и невольного помощника террористов в союзника контртеррористической коалиции. Критически анализируются источники финансирования террористических организаций и ячеек в глобальном масштабе. Они рассматриваются в качестве могучей составляющей той угрозы, которая исходит от международного терроризма. Такой комплексный, многосторонний подход дает возможность критически осмыслить вариативное развитие контртеррористических технологий Российской Федерации, выявить достижения в укреплении контртеррористических институтов и ошибочные решения в разработке технологий и механизмов преодоления терроризма. Исследуется зарождение и эволюция комплекса тех российских политических институтов, которые непосредственным образом влияют на военное противостояние России международному терроризму. В данном комплексе отчетливо выделяются: специальные службы, правоохранительные органы и вооруженные силы Российской Федерации. Диссертант указывает на перспективные направления выработки и реализации эффективных решений в области контртерроризма, предлагает конкретные рекомендации государственным учреждениям и лицам, принимающим стратегические и оперативные решения на федеральном и местном уровнях Российской Федерации.
Методология и методы исследования. Основой методологии диссертации выступает принцип историзма, который предполагает изучения общественно-политического явления через его происхождение, эволюцию, изменения, а также всестороннее выявление связей и взаимодействия каждого из явлений с другими. Опираясь на этот принцип, диссертант стремился глубоко изучить генезис феномена «международный терроризм», проследить влияние различных политических процессов на терроризм, рассмотреть взаимовлияние терроризма и разных по структуре и политической направленности явлений современного мира. Диссертант также использовал многофакторный подход, который предполагает учет целого ряда факторов, влияющих на развитие изучаемого явления. В связи с этим автор исследовал воздействие идеологических, политических, религиозных, культурных, этнических, экономических, финансовых, организационных (на уровне деятельности политических институтов) факторов на эволюцию международного терроризма и контртеррористической политики.
Основными методами, которые использовал диссертант, послужили общенаучные методы: анализ и синтез, позволяющие получить комплексное представление о предмете исследования и сделать теоретическое обобщение; индукция и дедукция, особенно применимые при обработке огромной массы фактического материала и теоретических концепций; исторический и логический методы, дающие возможность изучать явления и процессы в их непрерывном развитии; классификация. При подготовке диссертации были использованы собственно политологические методы: сравнительно-сопоставительный метод (компаративистика); децизионный метод (метод анализа процесса принятия решений); симулятивные (имитационные) методы; методы анализа языка политики; методика «кейс стадиз». Поскольку автор рассматривал явления в их исторической динамике, он применял также традиционные исторические методы: сравнительно-исторический, хронологический, периодизации и метод исторической индукции. В диссертации использовались также методы из других общественных наук, такие как: контент-анализ, структурный метод, правовой, статистический методы. Диссертант полагает, что такое сочетание методов позволяет добиться аргументированных и обоснованных научных результатов.
Эмпирическую базу исследования составили несколько групп источников.
Прежде всего, автор использовал корпус документов международных организаций. К этой группе документов следует отнести конвенции и декларации Генеральной Ассамблеи ООН, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, посвященные актуальным вопросам идентификации международного терроризма и основным направлениям предупреждения актов террора и борьбы с терроризмом. Особенность этой группы документов заключается в том, что констатирующая часть оказывается нередко сильнее и эффективнее постановляющей. Стороны, участвующие в подготовке того или иного международного документа, стремятся избежать резких формулировок, предельно четких определений тех тенденций терроризма, которые могут бросить «тень» на внешнюю политику того или иного государства. Поэтому призыв к борьбе с конкретным видом терроризма, например, захватом заложников, звучит убедительно и сильно, однако меры, которые предлагаются международным сообществом, нередко остаются декларацией. Предлагаемые меры либо недостаточны, либо не выполняются суверенными государствами. Одна из причин неэффективности выполнения деклараций – боязнь правительств, что суверенитет их стран будет нарушен в результате реализации масштабной контртеррористической операции.
Вторую группу источников составили различные по жанру документы – декларации, заявления, рекомендации, коммюнике, итоговые документы - , подписанные государствами на различных уровнях. Здесь отчетливо выделяются документы «восьмерки», восьми великих держав мира, которые уделяют повышенное внимание решениям в области упреждения терактов и борьбы с террористическими организациями и транснациональной преступностью. Решения «восьмерки», на наш взгляд, оказываются более конкретными и более эффективными, поскольку возлагают ответственность за выполнение решения не на международное сообщество в целом, а на самые влиятельные и могущественные страны мира. Великие державы делают все, чтобы избежать в документах «восьмерки» терминов и предложений, могущих вызвать «двойные стандарты» в толковании и в практической политике. Однако и в этих документах целый ряд положений остается «на бумаге». Например, координация деятельности правительственных ведомств, в особенности, служб безопасности, требует повышения уровня доверия.