Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2427

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

дипломатическими представительствами иностранных государств. В процессе принятия 
политических решений ключевую роль играло военное руководство страны.

После   окончания   Второй   мировой  войны   вопросы   дипломатии  приобрели  для   Японии 
особую важность в связи с тем, что согласно 9-й статье конституции страны от 3 ноября 
1946 г. Япония отказалась от войны как средства ведения внешней политики. Статья 9 так 
и называется — «Отказ от войны». Она гласит: «Искренне стремясь к международному 
миру,   основанному   на   справедливости   и   порядке,   японский   народ   на   вечные   времена 
отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения 
вооруженной силы как средства разрешения международных споров... Право на ведение 
государством войны не признается»1.

Законодательное обеспечение дипломатической службы Японии имело две стороны. Во-
первых,   это   общие   принципы   государственной   службы,   установленные   Законом   о 
государственной   службе   Японии   1947   г.   и   Законом   об   организации   государственной 
администрации 1948 года.

Закон   1947   г.   един   для   всех   японских   государственных   министерств   и   ведомств.   Они 
выполняют   общие   социальные   функции,   решая   государственные   задачи   в   интересах 
стабильного и демократического развития японского общества.

Официальное издание Посольства Японии в России, 1990.

В   Законе   1947   г.   четко   определены   вопросы   кадровой   ротации   госслужащих,   а   также 
нормативы оплаты труда в соответствии с уровнем занимаемой должности и выслугой лет.

Для   работников   дипломатической   службы   Японии   так   же,   как   и   для   других 
государственных служащих, был установлен особый статус, не предусматривающий права 
на   создание   профсоюзов,   ведение   переговоров   по   вопросам   трудовых   отношений   с 
администрацией,   а   также   проведение   забастовок.   В   свою   очередь   государство 
гарантировало им социальную защиту. Для этой цели в Японии было создано специальное 
учреждение   —   Кадровое   агентство   —   для   решения   всего   комплекса   вопросов, 
касающихся   государственных   служащих   —   найм   на   работу,   продвижение   по   службе, 
оплата труда, социальное и пенсионное обеспечение.

Закон   об   организации   государственной   администрации   1948   г.   определяет   основы   для 
организационной структуры государственной службы, в частности, типы государственных 
учреждений   (министерства,   управления   на   уровне   министерств,   комиссии   и   т.д.).   В 
соответствии   с  этим  законом  действует   Администрация  кабинета  министров   (ранее   — 
секретариат), которая координирует работу всех государственных учреждений, включая 
МИД.

Во-вторых,   в   Японии   применительно   к   дипломатической   службе   были   приняты 
специальные законодательные акты — Закон об учреждении Министерства иностранных 
дел от 1 декабря 1951 г. и Закон о дипломатических служащих от 31 марта 1952 года.

Закон 1951 г. определил основные задачи министерства, а также сферу компетенции и 
организационную   структуру,   необходимые   для   их   выполнения.   Об   этом   говорилось   в 
статье 1 Закона: «Настоящий закон имеет целью четко определить сферу полномочий и 
131


background image

компетенции   министерства   иностранных   дел,   а   также   установить   организационную 
структуру, необходимую  для эффективного выполнения курируемых административных 
вопросов»*.

* Здесь и далее документы цитируются по официальным публикациям МИД Японии 2000 
г.

С точки зрения законодательства задачи, выполняемые министерством, подразделялись на 
две группы: государственно-административные и ведомственные. Первая группа включала 
следующие задачи:

— разработка и осуществление внешнеполитических планов;

— защита и продвижение государственных интересов в области торговли и мореплавания;

—   внешнеполитическое   содействие   экономическому   и   научно-техническому 
сотрудничеству;

— направление и прием дипломатических и консульских представителей;

— заключение договоров и других международных договоренностей;

—   сотрудничество   с   ООН   и   другими   международными   организациями,   участие   в 
международных конференциях;

— страноведческие исследования;

— распространение информации по внешней и внутренней политике, а также развитие 
культурных связей с зарубежными странами;

— защита интересов граждан Японии за рубежом, а также содействие выезду граждан 
Японии за рубеж;

—   решение   других   вопросов,   касающихся   внешних   связей.   Ведомственные   задачи 
Министерства были определены в статье 4 Закона 1951 г. Они характеризовались весьма 
подробно   и   составляли   своего   рода   «кодекс   действий»   МИД.   «Кодекс»   включал   45 
пунктов. В первую «пятерку» входили такие положения, как:

— хранение договоров и других дипломатических документов;

— ведение дипломатического архива;

— ведение дипломатической и посольской переписки;

—   прием   и   направление   дипломатических   и   консульских   представителей,   соблюдение 
дипломатического протокола;

—   проведение   мероприятий,   касающихся   награждения   иностранных   представителей,   а 
также получения зарубежных наград гражданами Японии.

132


background image

Далее были перечислены меры ведомственного характера, необходимые для выполнения 
государственно-административных задач, указанных в статье 3. Среди них была и такая 
функция,   как   выдача   служебных   и   туристических   паспортов   гражданам   Японии, 
отправляющимся за рубеж.

Важная   роль   отводилась   вопросам   анализа   информации   о   двусторонних   отношениях 
Японии, внешнеполитических и внутриполитических событиях в зарубежных странах, а 
также публикации официальных сообщений на эту тему.

Для выполнения государственно-административных и ведомственных задач требовалась 
соответствующая сфера компетенции. Она была определена в статье 5 Закона 1951 года.

В   соответствии   с   этой   статьей   МИД   Японии   получил   полномочия   вести   от   имени 
правительства   Японии   переговоры   с   правительствами   иностранных   государств, 
участвовать в международных организациях и международных конференциях, готовить и 
производить обмен верительными, отзывными и другими дипломатическими грамотами, 
связанными с дипломатическими назначениями.

В   сфере   компетенции   МИДа   находились   заключение   международных   договоров   и 
соглашений, их трактовка и выполнение.

Согласно   японскому законодательству,  среди  государственных  ведомств   Японии   только 
МИДу   было   дано   право   заключать   договоры   и   соглашения   с   зарубежными 
государственными   ведомствами.   Другие   японские   министерства   таким   правом   не 
обладали.

МИДу поручалось  также ведать  вопросами  развития экономического сотрудничества  и 
защиты японских капиталовложений за рубежом.

Всю   вторую   половину   XX   в.   указанные   положения   служили   основой   деятельности 
Министерства иностранных дел Японии.

В   настоящее   время   МИД   считается   одной   из   самых   монолитных   и   элитарных 
государственных структур. Здесь особо чтут исторические традиции. Существует немало 
семейных династий в МИД. Многие протокольные церемонии, в частности, с участием 
императора, сохраняются в прежнем'виде уже много лет.

Об   авторитете   МИД   Японии   свидетельствует   также   тот   факт,   что   он   стал   одним   из 
немногих министерств, которые подверглись минимальным изменениям в ходе крупной 
административной реформы государственного аппарата, осуществленной 6 января 2001 
года.

16 июля 1999 г. была утверждена новая редакция Закона о МИД Японии. Закон стал более 
лаконичен и приближен к реалиям нынешней внешнеполитической деятельности Японии 
как второй экономической державы мира, имеющей солидный политический авторитет в 
международном сообществе.

Закон состоит из 4 разделов и 13 статей.

Первый   раздел   содержит   общие   положения,   касающиеся   целей   закона.   Они   остались 
прежними   —   определение   задач,   четкой   сферы   компетенции   и   организационной 
структуры, необходимых для их выполнения.
133


background image

Во втором разделе говорится о «задачах и ведомственных функциях МИД».

В задачи (ст. 3) «МИД входит: предпринимать конкретные и активные действия в целях 
создания благоприятной международной обстановки, содействуя сохранению стабильного 
и безопасного мирового сообщества, а также, поддерживая и развивая сбалансированные 
международные связи, стремиться к продвижению интересов Японии и японского народа 
в мировом сообществе».

В ином порядке обозначены «ведомственные функции» министерства (ст. 4).

Сначала сформулированы приоритеты Японии во внешней политике:

— обеспечение безопасности японского государства;

— внешнеэкономические связи;

— экономическое сотрудничество;

— международные культурные и другие обмены.

В Законе (ст. 2, п. 2) говорится о том, что МИД занимается решением «политических 
задач»,   к   которым   относится   ведение   переговоров,   осуществление   сотрудничества   с 
правительствами   иностранных   государств   от   имени   правительства   Японии   и   решение 
других вопросов, касающихся зарубежных стран и регионов.

За   МИДом   сохранились   прежние   функции,   такие   как   участие   в   международных 
организациях и конференциях, заключение договоров, их трактовка и выполнение, сбор и 
анализ   внешнеполитической   информации,   проведение   исследований   о   зарубежных 
странах   и   организациях,   защита   и   продвижение   экономических   интересов   Японии, 
визовые и консульские функции, различные протокольные и архивные вопросы.

Содержится также положение, касающееся пропаганды японской культуры в зарубежных 
странах.

Третий раздел закона посвящен организационной структуре министерства. Определено, 
что в министерстве, помимо министра, должны быть назначены два его заместителя и шеф 
протокола. Это законодательное положение введено с учетом специфики работы МИД. 
Один   из   заместителей   министра   курирует   политические   вопросы,   другой   — 
экономические. Особый статус шефа протокола необходим в связи с большим количеством 
проводимых официальных мероприятий по приему в Японии глав зарубежных государств 
и   других   высокопоставленных   делегаций.   Штатная   структура   других   подразделений 
министерства   строится   на   основе   общих   законодательных   положений,   регулирующих 
государственную службу Японии в целом.

Кроме   этого   в   третьем   разделе   содержатся   статьи,   касающиеся   японских 
загранучреждений.   Ими   являются   посольства,   миссии,   генеральные   консульства, 
консульства и правительственные представительства. Их главами в соответствии со ст. 9 
Закона   являются   чрезвычайные   и   полномочные   послы,   чрезвычайные   и   полномочные 
посланники, генеральные консулы, консулы в ранге чрезвычайных и полномочных послов.

134


background image

Четвертый   раздел   Закона   содержит   статью   13   о   почетных   генеральных   консулах   и 
почетных   консулах.   Их   назначает   в   необходимых   случаях   министр   иностранных   дел 
Японии и наделяет необходимыми полномочиями.

Министерство иностранных дел является главным ведомством в осуществлении контактов 
Японии   с   зарубежными   странами.   На   МИД   возложены,   как   уже   говорилось   выше, 
функции   реализации   внешнеполитического   курса   страны,   проведения 
внешнеэкономической дипломатии, а также развития отношений Японии с зарубежными 
государствами в культурной, гуманитарной и других областях. Достаточно сказать, что 
любое   соглашение,   заключаемое   с   зарубежным   государством   в   какой-бы   то   ни   было 
области   (политика,   экономика,   наука,   техника,   охрана   окружающей   среды   и   т.д.)   и 
составляющее   международную   договоренность   Японии,   может,   согласно   японскому 
законодательству,   подписываться   только   Министерством   иностранных   дел.   Въезд   в 
Японию и выезд из нее как иностранных граждан, так и самих японцев, контролируется 
МИДом. В отношении иностранцев этот контроль осуществляется через систему выдачи 
виз, в отношении японских граждан — через систему выдачи загранпаспортов.

Реализация указанных законодательных положений осуществляется с учетом конкретной 
ситуации, однако их базовые компоненты остаются неизменными.

Структура МИД Японии

В МИД Японии действует принятая в государственном управлении Японии трехуровневая 
структура организации: министр — департамент — отдел.

Министерский уровень в Японии приравнивается к политическому, поскольку в последние 
десятилетия   установилась   практика   назначения   на   должность   министра   не   кадрового 
дипломата, а известного политика, являющегося членом правящей партии и депутатом 
парламента.   На   этом   уровне   окончательно   принимаются   проекты   правительственных 
решений по внешнеполитическим вопросам, утверждаются кадровые назначения и другие 
ведомственные распоряжения.

Министр как депутат парламента вынужден согласовывать свой график с парламентской 
сессией,   присутствовать   на   заседаниях   палаты   парламента   (как   правило   —   палаты 
представителей), депутатом которой он является, а также на совещаниях руководства и 
внешнеполитических структур своей политической партии. Это несколько ограничивает 
его   непосредственное   участие   во   внутриведомственном   управлении.   Содействие   в 
осуществлении   им   политического   руководства   министерством   оказывают   депутаты 
парламента,   занимающие   посты   «парламентских   заместителей».   С   2001   г.   эти   посты 
начали делиться на две категории — «статс-секретари» и «парламентские секретари».

В   МИД   работают   два   статс-секретаря.   Они   могут   замещать   министра   в   случае   его 
отсутствия   в   стране   и   участвовать   в   процессе   принятия   решений.   Парламентские 
135