ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2713
Скачиваний: 3
1. Дубинин Ю.В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании. М., 1999.
2. Ochoa Bran M. Historia de la diplomacia espanola. V. 1. MAE, Madrid, 1991; Antonio
Dominguez Ortiz: Espana. Tres milenios de Historia. Marcial Pons. Madrid, 2000.
3. Ochoa Brun M. La diplomacia de la Renacimiento у La diplomacia espanola. Madrid, Escuela
diplomatica, 1988.
4. Nunez Jesus. Normativa у actualidad del servicio exterior del estado. CIDOB, Barcelona,
1997.
5. Langhorne H.R. The practice of Diplomacy — Its Evolution, Theory and Administration.
London—N.Y., Real R. La carrera diplomatica en Espana (1939—1990). Ministerio de Asuntos
Exteriores, Madrid Rout* ledge, 1995.
6. Valdivieslo del Real R. La carrera diplomatica en Espana (1939— 1990). Ministerio de
Asuntos Exteriores, Madrid.
7. Luis Suarez Fernandez. Franco у la URSS. RIALP, Madrid, 1987.
116
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
На организацию дипломатической работы любого государства влияют общие
закономерности развития дипломатии как инструмента реализации внешнеполитических
интересов, государственно-политического устройства, самооценка и реальная роль страны
в системе международных отношений, активность и разветвленность ее
межгосударственных связей, также как и особенности исторического развития
государства.
Для понимания специфики политической и дипломатической жизни сегодняшней
Словацкой Республики необходимо учитывать некоторые факты из истории этой страны.
Становление словацкой дипломатической службы
Словацкая Республика — государство очень молодое. На карте Европы оно появилось
только 1 января 1993 г. Словацкий народ прошел длинный и сложный путь, пока
сформировал свое независимое государство.
В силу этого у словаков никогда не было дипломатической службы. В современном
понимании она стала формироваться только в конце 80-х годов, когда изменилась вся
международно-политическая обстановка на европейском континенте, да и во всем мире.
Кардинально изменился политический облик Центральной и Восточной Европы, в
результате чего в конце 80-х — начале 90-х годов на карте этого региона появились новые
государства.
В Чешской и Словацкой Федеративной Республике (ЧСФР) о разделе, как о возможном
решении ее дальнейшей судьбы, вначале не было и речи. Цель переговоров заключалась в
том, чтобы найти такую форму сосуществования данных народов в составе федерации,
которая удовлетворила бы национальные устремления обеих сторон, и одновременно
обеспечить нормальное функционирование государства. Однако переговоры зашли в
тупик*.
* См. подробнее: Stein E. Czecho/Slovakia: Ethnic conflict, constitutional "ssure, negotiated
breakup. Michigan, 1997.
В конце июля 1992 г. участники переговоров достигли договоренности о том, что ЧСФР
будет разделена на два суверенных государства — Чешскую Республику и Словацкую
Республику, которые заключат между собой ряд международных договоров,
устанавливающих порядок их взаимоотношений и сотрудничества.
В соответствии с законом «О разделении Чешской и Словацкой Федеративной
Республики», принятым Федеральным Собранием 25 ноября 1992 г. непосредственно
перед его роспуском, 31 декабря 1992 г. ЧСФР прекратила свое существование и все ее
полномочия перешли к Чешской Республике и к Словацкой Республике.
117
«Бархатный развод», как принято называть разделение ЧСФР, был осуществлен без какого
бы то ни было насилия, в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями. Этот
факт оказал большое влияние на восприятие Чешской и Словацкой Республик другими
государствами и международными организациями, на ход их интеграции в
соответствующие структуры.
На карте Европы появилось новое государство — Словацкая Республика. Конституция СР
устанавливает, что ее высшим законодательным органом является Национальный Совет
(Словакия относится к малому числу стран с однопалатным парламентом), высшим
исполнительным органом — Правительством СР, в состав которого входят премьер-
министр, главы всех ведомств и заместители председателя правительства, специально
назначенные главой государства — президентом СР. В систему высших государственных
органов входят также Конституционный и Верховный суды СР. В формировании единой
государственной политики СР принимают участие и отдельные министерства,
выполняющие государственную службу в соответствии с законом № 453/1992 Собрания
законов СР об организации министерств и других, органов государственной службы*.
* См.: Posluch M., Cibulka L. tatne pravo Slovenskej republiky. Bratislava, 2001. S. 156-157.
Органами, отвечающими за реализацию внешней политики Словацкой Республики
являются глава государства, правил, тельство, парламент и министерство иностранных
дел. В ст. 102 гл. 6 Конституции СР зафиксировано, что президент представляет
республику в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает
международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и
отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей и
представителей международных организаций, принимает окончательное решение о
назначениях послов СР, объявляет войну и заключает мир.
Ст. 119 гл. 6 Конституции установлено, что правительство СР принимает решения в
важнейших вопросах внешней политики и несет ответственность за ее реализацию, ведет
переговоры о международных договорах, на заключение которых оно уполномочено
президентом. В соответствии со ст. 86 гл. 5 Конституции Словацкой Республики к ведению
парламента относится одобрение или отмена соглашения о союзных отношениях СР с
другим государством, ратификация международных договоров о правах и свободах
человека, международных договоров военного и экономического характера и договоров,
на основе которых СР становится государством — членом международных организаций.
Парламент также решает вопрос об использовании Вооруженных сил Словацкой
Республики за пределами ее территории и о возможности присутствия иностранных
вооруженных сил на территории Словакии*.
* http://www.nrsr.sk Zakony. Ustava Slovenskej republiky 6.460/1992 Zb. ako vyplyva zo zmien
a doplneni vykonanych ustavnym zakonom 6.9/1999 Z.z. a ustavnym zakonom и. 90/2001 Z.z.
(uplne znenie vyhlasene pod t. 135/2001 Z.z.)
Центральным органом государственной службы СР, отвечающим за реализацию ее
внешней политики является Министерство иностранных дел. Оно обеспечивает:
— защиту и продвижение интересов Словацкой Республики и ее граждан за рубежем;
118
— представительство органов власти СР за рубежом;
— связи с органами других государств и их представительствами в Словакии;
— подготовку, координацию переговоров, заключение, ратификацию и имплементацию
международных договоров;
— деятельность дипломатических представительств СР в других странах и при
международных организациях и т.д.*
* См.: Bystricky L. Zaklady diplomacie. Bratislava, 2000. S. 23—24.
Став 1 января 1993 г. суверенным государством, Словацкая Республика, как и Чешская
Республика, унаследовала обязательства по всем международным договорам ЧСФР. Эти
обязательства определили внешнеполитическую ориентацию Словакии еще до того, как
она появилась на карте Европы. Главным приоритетом страны стала полная интеграция в
сообщество западно-европейских государств и обеспечение таким образом безопасности и
благоприятных условий развития, основанного на принципах демократии.
Словацкой Республике постепенно удалось найти свое место в международном
сообществе. 1 января 1993 г. она стала членом ОБСЕ, 19 января 1993 г. — членом
Организации Объединенных Наций, 9 февраля — членом ЮНЕСКО, 12 апреля того же
года — членом Межпарламентской ассамблеи Европы, а 30 июня 1993 г. — членом Совета
Европы.
Первой причиной достаточно быстрого и успешного процесса международного признания
Словакии стало то, что СР объявила себя государством — преемником бывшей Чешской и
Словацкой Федеративной Республики, а не преемником послевоенной Словацкой
Республики, вследствие чего у СР возникли бы серьезные международно-правовые
проблемы*.
* См. подробнее: Duleba A. Slovenska zahraniena politika — bilancia ies-tich rokov a
perspektivy zmeny // Mezinarodni vztahy. 1999. № 1. S. 37.
Кроме того, на международные позиции двух республик положительно повлиял мирный
характер их «развода». Разделение государства произошло бесконфликтным путем, строго
в соответствии с подписанными договорами, благодаря чему Чехословакия не стала
эпицентром конфликта, создающего угрозу региональному миру и стабильности.
Словакия и Чехия, таким образом, предстали перед лицом европейского общественного
мнения как государства зрелые, развитые, готовые идти на компромиссы и способные
решать любую проблему за столом переговоров, что, несомненно, явилось существенным
преимуществом в процессе интеграции обеих республик в европейские структуры.
Поскольку в странах — преемниках бывшей Чехословакии в связи с разделением не
возникла конфликтная ситуация, они быстро смогли сконцентрировать все свои силы на
решении не только многочисленных внутриполитических и экономических проблем, но и
119
на внешнеполитических, прежде всего, связанных с интеграцией в Европейский союз и
НАТО.
Но и в благоприятных условиях Словацкая Республика готовилась к комплексным и
сложным процессам, которые требовали настойчивых, целенаправленных усилий и
продуманного порядка их осуществления. Словакия должна была предпринять шаги,
направленные в первую очередь на создание необходимых институциональных,
административных и кадровых ресурсов.
Министерство иностранных дел СР
Все эти вопросы предстояло решать и главному внешнеполитическому ведомству
Словакии — Министерству иностранных дел. МИД Словацкой Республики, так же как и
остальные министерства, формально возник 1 января 1993 г., но подготовка к его
созданию велась уже в начале переговорного процесса о разделении Федеративной
республики.
Оценивая деятельность Министерства иностранных дел СР, нужно принимать во
внимание очень важное обстоятельство: у Словакии не было долголетней традиции
проведения внешней политики, которая является неотъемлемым атрибутом независимого
государства. Опыт в данной области практически отсутствовал.
Несмотря на связанные с этим обстоятельством трудности, внешнеполитическому
ведомству необходимо было решить три важнейшие задачи: сформулировать программу
своих дальнейших действий, добиться международного дипломатического признания
Словацкой Респбулики, а также обеспечить институциональные, административные и
кадровые ресурсы внешней политики СР.
Сразу после обретения суверенитета СР заявила о том, что приоритетной целью ее
внешней политики является вступление в Евросоюз и в НАТО. Руководство страны
считало, что, не присоединившись к этим структурам, страна осталась бы на периферии
Европы. Дальнейшее развитие европейского континента в значительной мере зависит от
способности государств выработать общую шкалу ценностей. Руководство Словацкой
Республики понимало, что, став членом Евросоюза, страна подтвердит свою
принадлежность к числу наиболее развитых государств и реализует свое стремление к
полноправному членству в структурах, в рамках которых вырабатываются направления
решений насущных проблем сегодняшнего мира. Словакия ожидает, что членство в
Евросоюзе и НАТО станет гарантией безопасного, демократического, основанного на
принципах правового государства развития. Поэтому став самостоятельным государством,
Словакия сразу же выразила готовность выполнить все условия, необходимые для
вступления в вышеназванные структуры.
В дипломатических нотах, которые правительство Словацкой Республики направило
правительствам других стран, декларировалось желание следовать существующим
международно-правовым нормам, внести вклад в процесс разоружения, Укрепить
демократический режим, обеспечить соблюдение прав человека и национальных
меньшинств в самой Словацкой Республике*. Благодаря такой позиции и наличию
вышеупомянутых факторов, уже к 1 мая 1993 г. Словакия добилась дипломатического
признания со стороны 99 стран мира.
120