Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3140

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация Объединенных Наций

ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине).

Генеральная ассамблея или государство — член ООН (или, в определенных обстоятельствах, государство, не яв­ляющееся членом ООН) может акцентировать внимание Со­вета безопасности на споре или ситуации, несущей угрозу международному миру и безопасности.

Любое государство, не зависимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое вовлечено в спор, рассмат­риваемый Советом безопасности, не будучи членом Сове­та, имеет право участвовать (без права голоса) в дискусси­ях. Те же условия распространяются на страны — члены Организации, которые не являются ни конфликтующими сторонами, ни членами Совета безопасности, однако при­знаны Советом потерпевшими в споре.

В соответствии со статьей 27 и статьей 109 (1) Устава ООН (с поправками) для принятия решения необходимо девять голо­сов «за», в том числе единодушное мнение постоянных представи­телей; исключение составляет голосование по (а) процедурным вопросам и (Ь) организации и назначение даты и места прове­дения Конференции по пересмотру Устава Организации Объе­диненных Наций, когда требуется девять голосов любых членов Совета безопасности. Воздержание при голосовании не требует комментария в рамках Устава. Поправки в Устав должны быть ратифицированы всеми постоянными членами Совета.

Согласно главе VI «Мирное урегулирование конфлик­тов» и статье 52, параграфу 3 «Мирное урегулирование ло­кальных конфликтов посредством региональных договорен­ностей» член Совета безопасности, вовлеченный в спор, дол­жен воздержаться от голосования.

Экономический и социальный совет

ЭКОСОС (англ. соответствие — ECOSOC) состоит из пя­тидесяти четырех членов, избираемых Генеральной ассам­блеей, и вместе со специализированными учреждениями и другими правительственными и неправительственными

102


Экономический и социальный совет

международными организациями несет ответственность перед Ассамблеей за:

  1. повышение жизненного уровня, полную занятость и ус­
    ловия экономического и социального развития;

  2. разрешение международных экономических, социаль­
    ных, санитарных и смежных проблем, международное
    сотрудничество в сферах культуры и образования;

  3. всеобщее уважение и соблюдение прав человека и ос­
    новных свобод независимо от расы, пола и религиозных
    убеждений.

Совет созывается два раза в год: в апреле в Нью-Йорке и в июле в Женеве. Решения принимаются простым большин­ством присутствующих и голосующих членов Совета.

Экономический и социальный совет включает в себя че­тыре постоянных комитета, одиннадцать постоянных экс­пертных групп, различные функциональные комиссии и пять региональных комиссий, а также различные ad hoc экспер­тные группы.

К постоянным комитетам относятся: Комитет по непра­вительственным организациям, Комитет по координации программ, Комитет по природным ресурсам, Комитет по пла­нированию развития.

Функциональные комиссии:

Комиссия по статистике

Комиссия по правам человека (в том числе подкомиссия по

защите меньшинств и борьбе с дискриминацией) Комиссия социального развития Комиссия по статусу женщин Комиссия по наркотикам Комиссия по народонаселению и развитию Комиссия по преступлениям и правосудию Комиссия по развитию науки и технологий Комиссия по устойчивому развитию Комиссия по переселенцам Комиссия по развитию новых и возобновляемых источников

энергии

103


Организация Объединенных Наций

К региональным комиссиям, которые действуют от лица Организации Объединенных Наций в социальной и эконо­мической сфере, относятся:

Экономическая комиссия для Европы (Женева) Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихо­океанского побережья (Бангкок)

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Кариб­ских островов (Сантьяго, Чили)

Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба) Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Багдад)

Совет по опеке

Попечительская система была создана Организацией Объе­диненных Наций с целью оказания помощи и наблюдения за территориями, подпадающими под статью 77 Устава и взятыми на попечение согласно договорам, заключенным непосредственно с заинтересованными государствами (ос­тавляя в силе мандаты, которые уже существуют). Согла­шения должны быть одобрены Генеральной ассамблеей. Принципы выполнения доверительных функций оговоре­ны в статье 76. Одиннадцать территорий попали под опеку Организации Объединенных Наций и добились незави­симости. Несмотря на то что работа Совета по опеке здесь завершена, данные территории все же могут еще попасть в поле зрения Организации, поэтому важно отметить, что подопечные территории напрямую контролируются госу­дарствами-попечителями в соответствии с соглашением о выполнении доверительных функций; в Совет по опеке входят государства-попечители и постоянные члены Совета безопасности; каждый год Совет по опеке проводит сессии в Нью-Йорке, заслушивает доклады государств-попечи­телей, принимает петиции и организует периодические про­верки.

104


Международный суд ООН

Международный суд ООН

Международный суд ООН находится в Гааге и является глав­ным судебным органом Организации Объединенных На­ций. Действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН. Суд состоит из пятнадцати высококвалифицированных судей, избираемых Генеральной ассамблеей и Советом безопасности (незави­симо друг от друга) на девять лет. Каждые три года пять судей снимают с себя полномочия (перевыборы запрещены); двое судей не могут быть гражданами одного государства.

Суд открыт для государств, являющихся участниками его Статута на особых условиях, и для других государств. В юрис­дикции Суда находятся функции двух видов: толкование спор­ных вопросов по взаимному обращению и согласию госу­дарств, любых вопросов в договорах или конвенциях, пред­усмотренных Уставом Организации Объединенных Наций, и представление организациям или специализированным уч­реждениям ООН рекомендаций по правовым аспектам. Суд принимает решения в соответствии с действующими между­народными договорами и конвенциями, международным обы­чаем и общими принципами закона. Кроме этого, принима­ются во внимание судебная практика, а в случае согласия сторон — ex aequo et bono, то есть общие принципы бесприс­трастности и естественного права.

Государство имеет право в любое время заявить, что оно признает в отношении любого иного государства, при­нявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обяза­тельной по всем правовым вопросам. Они перечислены в статье 36(2) Статута (так называемая «факультативная статья»), в частности:

  1. интерпретация закона;

  2. любой вопрос международного права;

  1. наличие любого факта, который, если будет установлен,
    представит собой нарушение международного обяза­
    тельства;

  2. характер и размер возмещения, причитающегося за на­
    рушение международного обязательства.

105


Организация Объединенных Наций

Вышеуказанные заявления могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств; они имеют силу на определенное время. Фактически 47 го­сударств, которые представляли заявления в соответствии со статьей 36, делали оговорки.

Официальными языками Суда являются французский и анг­лийский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользования другим языком. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного. Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос председателя или замещающего его судьи дает перевес. Решение Суда окончательное и обжалованию не подлежит, тем не менее Суд позже может признать наличие новых об­стоятельств и разрешить подачу апелляции. Со дня учрежде­ния Суд вынес 60 решений по водным и территориальным границам, национальным вопросам, дипломатическим отноше­ниям и случаям захвата заложников, а также выдал 23 реко­мендации. Еще 9 споров ждут рассмотрения1.

Не нужно путать Международный суд ООН с Международ­ным уголовным трибуналом, расположенным в Гааге и осно­ванным Советом безопасности в 1993 в качестве механизма при разбирательстве Боснийского мирного процесса, который позже привел к заключению Дейтонского соглашения, однако трибунал еще не достиг полного правового потенциала.

Генеральный секретарь и секретариат

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, генеральный секретарь является главным административ­ным должностным лицом и действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной ассамблеи, Совета безопас­ности, Экономического и социального совета и Совета

1 Все фактические данные приводятся в том виде, в каком они сущес­твуют в первоисточнике, поэтому следует иметь в виду, что англоязыч­ный оригинал был издан в 1998 году. — Примеч. ред.

106