ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3140
Скачиваний: 12
Организация Объединенных Наций
ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине).
Генеральная ассамблея или государство — член ООН (или, в определенных обстоятельствах, государство, не являющееся членом ООН) может акцентировать внимание Совета безопасности на споре или ситуации, несущей угрозу международному миру и безопасности.
Любое государство, не зависимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое вовлечено в спор, рассматриваемый Советом безопасности, не будучи членом Совета, имеет право участвовать (без права голоса) в дискуссиях. Те же условия распространяются на страны — члены Организации, которые не являются ни конфликтующими сторонами, ни членами Совета безопасности, однако признаны Советом потерпевшими в споре.
В соответствии со статьей 27 и статьей 109 (1) Устава ООН (с поправками) для принятия решения необходимо девять голосов «за», в том числе единодушное мнение постоянных представителей; исключение составляет голосование по (а) процедурным вопросам и (Ь) организации и назначение даты и места проведения Конференции по пересмотру Устава Организации Объединенных Наций, когда требуется девять голосов любых членов Совета безопасности. Воздержание при голосовании не требует комментария в рамках Устава. Поправки в Устав должны быть ратифицированы всеми постоянными членами Совета.
Согласно главе VI «Мирное урегулирование конфликтов» и статье 52, параграфу 3 «Мирное урегулирование локальных конфликтов посредством региональных договоренностей» член Совета безопасности, вовлеченный в спор, должен воздержаться от голосования.
Экономический и социальный совет
ЭКОСОС (англ. соответствие — ECOSOC) состоит из пятидесяти четырех членов, избираемых Генеральной ассамблеей, и вместе со специализированными учреждениями и другими правительственными и неправительственными
102
Экономический и социальный совет
международными организациями несет ответственность перед Ассамблеей за:
-
повышение жизненного уровня, полную занятость и ус
ловия экономического и социального развития; -
разрешение международных экономических, социаль
ных, санитарных и смежных проблем, международное
сотрудничество в сферах культуры и образования; -
всеобщее уважение и соблюдение прав человека и ос
новных свобод независимо от расы, пола и религиозных
убеждений.
Совет созывается два раза в год: в апреле в Нью-Йорке и в июле в Женеве. Решения принимаются простым большинством присутствующих и голосующих членов Совета.
Экономический и социальный совет включает в себя четыре постоянных комитета, одиннадцать постоянных экспертных групп, различные функциональные комиссии и пять региональных комиссий, а также различные ad hoc экспертные группы.
К постоянным комитетам относятся: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по координации программ, Комитет по природным ресурсам, Комитет по планированию развития.
Функциональные комиссии:
Комиссия по статистике
Комиссия по правам человека (в том числе подкомиссия по
защите меньшинств и борьбе с дискриминацией) Комиссия социального развития Комиссия по статусу женщин Комиссия по наркотикам Комиссия по народонаселению и развитию Комиссия по преступлениям и правосудию Комиссия по развитию науки и технологий Комиссия по устойчивому развитию Комиссия по переселенцам Комиссия по развитию новых и возобновляемых источников
энергии
103
Организация Объединенных Наций
К региональным комиссиям, которые действуют от лица Организации Объединенных Наций в социальной и экономической сфере, относятся:
Экономическая комиссия для Европы (Женева) Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихоокеанского побережья (Бангкок)
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибских островов (Сантьяго, Чили)
Экономическая комиссия для Африки (Аддис-Абеба) Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (Багдад)
Совет по опеке
Попечительская система была создана Организацией Объединенных Наций с целью оказания помощи и наблюдения за территориями, подпадающими под статью 77 Устава и взятыми на попечение согласно договорам, заключенным непосредственно с заинтересованными государствами (оставляя в силе мандаты, которые уже существуют). Соглашения должны быть одобрены Генеральной ассамблеей. Принципы выполнения доверительных функций оговорены в статье 76. Одиннадцать территорий попали под опеку Организации Объединенных Наций и добились независимости. Несмотря на то что работа Совета по опеке здесь завершена, данные территории все же могут еще попасть в поле зрения Организации, поэтому важно отметить, что подопечные территории напрямую контролируются государствами-попечителями в соответствии с соглашением о выполнении доверительных функций; в Совет по опеке входят государства-попечители и постоянные члены Совета безопасности; каждый год Совет по опеке проводит сессии в Нью-Йорке, заслушивает доклады государств-попечителей, принимает петиции и организует периодические проверки.
104
Международный суд ООН
Международный суд ООН
Международный суд ООН находится в Гааге и является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН. Суд состоит из пятнадцати высококвалифицированных судей, избираемых Генеральной ассамблеей и Советом безопасности (независимо друг от друга) на девять лет. Каждые три года пять судей снимают с себя полномочия (перевыборы запрещены); двое судей не могут быть гражданами одного государства.
Суд открыт для государств, являющихся участниками его Статута на особых условиях, и для других государств. В юрисдикции Суда находятся функции двух видов: толкование спорных вопросов по взаимному обращению и согласию государств, любых вопросов в договорах или конвенциях, предусмотренных Уставом Организации Объединенных Наций, и представление организациям или специализированным учреждениям ООН рекомендаций по правовым аспектам. Суд принимает решения в соответствии с действующими международными договорами и конвенциями, международным обычаем и общими принципами закона. Кроме этого, принимаются во внимание судебная практика, а в случае согласия сторон — ex aequo et bono, то есть общие принципы беспристрастности и естественного права.
Государство имеет право в любое время заявить, что оно признает в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым вопросам. Они перечислены в статье 36(2) Статута (так называемая «факультативная статья»), в частности:
-
интерпретация закона;
-
любой вопрос международного права;
-
наличие любого факта, который, если будет установлен,
представит собой нарушение международного обяза
тельства; -
характер и размер возмещения, причитающегося за на
рушение международного обязательства.
105
Организация Объединенных Наций
Вышеуказанные заявления могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств; они имеют силу на определенное время. Фактически 47 государств, которые представляли заявления в соответствии со статьей 36, делали оговорки.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользования другим языком. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного. Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос председателя или замещающего его судьи дает перевес. Решение Суда окончательное и обжалованию не подлежит, тем не менее Суд позже может признать наличие новых обстоятельств и разрешить подачу апелляции. Со дня учреждения Суд вынес 60 решений по водным и территориальным границам, национальным вопросам, дипломатическим отношениям и случаям захвата заложников, а также выдал 23 рекомендации. Еще 9 споров ждут рассмотрения1.
Не нужно путать Международный суд ООН с Международным уголовным трибуналом, расположенным в Гааге и основанным Советом безопасности в 1993 в качестве механизма при разбирательстве Боснийского мирного процесса, который позже привел к заключению Дейтонского соглашения, однако трибунал еще не достиг полного правового потенциала.
Генеральный секретарь и секретариат
В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, генеральный секретарь является главным административным должностным лицом и действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной ассамблеи, Совета безопасности, Экономического и социального совета и Совета
1 Все фактические данные приводятся в том виде, в каком они существуют в первоисточнике, поэтому следует иметь в виду, что англоязычный оригинал был издан в 1998 году. — Примеч. ред.
106