ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3148
Скачиваний: 12
Межправительственные учреждения в системе ООН
вающих обменных курсов, привязанных к другой валюте, к СДР либо к другой «корзине» основных валют. Члены Европейской валютной системы ( англ. соответствие — EMS) обязались соблюдать установленные границы колебания курса валюты по отношению к другим валютам внутри их группы. Тем не менее курсы валют могут колебаться по отношению к валютам, не входящим в эту группу.
Консультации
Фонд консультирует страны-члены— обычно ежегодно — с целью улучшения их экономической и финансовой ситуации. Консультации представляют собой встречи между экспертами Фонда и представителями правительства и проходят на территории страны — члена Фонда. Основываясь на результатах данных встреч, специалисты МВФ составляют и представляют на рассмотрение Исполнительному совету доклады об экономической политике и условиях страны. Затем Совет обсуждает и комментирует доклады. Председатель определяет мнение Совета, которое затем передается представителями Фонда стране-члену.
Квоты и средства
Средства, которыми располагает Фонд, поступают, как правило, из членских взносов стран. Сумма взноса определяется системой квот, которая, по сути, отражает вес страны-члена в мировой экономике. Квоты также определяют силу голоса страны-члена, сумму вкладов в средства Фонда, степень доступа к этим средствам и отчисления СДР.
Вклады составляют основные средства и дополняются кредитами. В соответствии с Общим соглашением о займах (англ. соответствие — GAB), которое вошло в силу в октябре 1962 года, десять промышленных стран — членов МВФ плюс Швейцария (составляют «Группу десяти», состоящую из одиннадцати наций) предоставили кредитные линии для Фонда. Общее соглашение о заимствовании периодически обновлялось, и в 1984 году Саудовская Аравия присоединилась к одиннадцати странам.
В 1997 году МВФ согласовал учреждение (подлежащее утверждению) системы Нового порядка заимствования
117
Организация Объединенных Наций
(англ. соответствие — NAB), в соответствии с которой двадцать четыре страны обязуются предоставить кредиты на общую сумму 34 миллиарда СДР (примерно 48 миллиардов американских долларов) в случае, если потребуются дополнительные средства для обеспечения работоспособности международной монетарной системы или устранения дестабилизирующих причин. Членами системы NAB являются Австралия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Италия, Канада, Корея, Кувейт, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Соединенное Королевство, Саудовская Аравия, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Таиланд, Финляндия, Франция, Центральный банк ФРГ, Шведский национальный банк, Швейцарский национальный банк, Япония.
Финансовые услуги
Члены Фонда имеют доступ к финансовым ресурсам, которые Фонд предоставляет государствам-членам временно или на постоянных условиях, чтобы дать им возможность выполнить программы по ликвидации дефицитов их платежных балансов. Механизм операций представляет собой следующую последовательность. Страна-член использует национальную валюту для «покупки» у Фонда валюты других стран — членов МВФ (или СДР), которая может быть использована для устранения дефицита платежного баланса или пополнения истощившихся резервов. В пределах установленного периода или ранее, если платежный баланс и резервная позиция государства-члена улучшаются, государство должно возместить долг Фонду, покупая с помощью СДР или валюты других членов, определенных Фондом, собственную валюту, в порядке осуществления схемы заимствования, за исключением тех случаев, когда Фонд продает валюту государства-члена. Кредит из Фонда доступен в четырех траншах, каждый транш является эквивалентом 25 % от квоты.
Если в стране существует дефицит баланса, возникший в результате комплексных проблем в производстве, торговле, ценоформировании, то процесс установления экономического равновесия потребует больше времени и средств,
118
Межправительственные учреждения в системе 001.
чем может предоставить транш. В этом случае государство — член МВФ может прибегнуть к помощи Фонда пролонгированных кредитов, который позволяет странам-членам покупать до 140% квоты в дополнение к первому кредитному траншу. В зависимости от того, к какому виду кредитования прибегает страна — транши или средства Фонда пролонгированных кредитов, — средства, предоставляемые по кредитным лимитам, называются кредиты стэнд-бай или пролонгированные кредиты. Как правило, кредит предоставляется на один год, но может растянуться на три года. Займы погашаются в течение от трех до пяти лет для траншев и от четырех до десяти лет для пролонгированных кредитов.
При получении финансовой помощи из ресурсов Фонда страна-член обязана применить ряд мер по устранению балансового дефицита и таким образом представить гарантии погашения кредита. Данное требование в политике Фонда называется принципом обусловленности. Специалисты Фонда помогают странам-членам разрабатьшать программы по установлению экономического равновесия, принимая во внимание внутренние, социальные, политические, экономические и общекультурные условия страны. Как по траншам, так и по пролонгированным кредитам юимается разовый сбор за услуги в размере 0,5% кредита плюс налог по годовой ставке непогашенных кредитов.
Фонд также предоставляет средства для специальных целей: компенсационного финансирования и формирования буферного запаса. Компенсационное финансирование предоставляется странам, столкнувшимся с временным дефицитом доходов от экспорта, вызванным, как правило, неконтролируемыми обстоятельствами, такими как падение цен на тоза-ры или природные бедствия, в том числе неблагоприятные погодные условия. В 1981 году данные средства стали применяться для финансирования стран, испытывающих дефицит баланса, вызванный чрезмерными расходами на импорт зерновых культур. Финансирование буферного запаса (до 45% квоты) может быть предоставлено странам, которые не в состоянии самостоятельно делать вклады для формирования международных буферных запасов, способствующих стабилизации ситуации на мировых рынках товаров.
119
Организация Объединенных Наций
Структурная перестройка
Фонд предоставляет средства для осуществления структурной перестройки в странах-членах с низким доходом и серьезными проблемами дефицита платежного баланса. Такие страны обязуются принять программы среднесрочной структурной перестройки.
СДР (специальные права заимствования) СДР является международной единицей, созданной Фондом в качестве дополнительной резервной единицы. СДР представляет собой специальный счет Фонда и используется рядом международных и региональных организаций на рынке долгосрочного ссудного капитала, а также как заменитель и условная единица контракта, например названные в СДР депозиты в коммерческих банках. Государства — члены МВФ выразили намерение, отраженное в соответствующих статьях Фонда, придать СДР статус главной резервной единицы в международной валютной системе. Фонд определяет метод оценки стоимости СДР, и начиная с января 1981 года «корзина» состоит из валют пяти стран, имеющих развитые системы экспорта товаров и услуг.
Техническое содействие
Страны-члены имеют право воспользоваться техническим содействием Фонда, чтобы улучшить управление экономикой. Специалисты Фонда посылают в эти страны рекомендации по вопросам фискальной и монетарной политики, платежного баланса, центральных и общих банковских услуг, статистики, бухгалтерского учета, валютной и торговой систем, текущих вопросов политики, проводимой Фондом.
Всемирный банк
Всемирный банк ставит перед собой цель устранить бедность и повысить жизненный уровень, способствуя устойчивому развитию и инвестициям. Банк выдает кредиты, обеспечивает техническое содействие и координирует по-аитику развивающихся стран-членов для достижения этой гели.
120
Межправительственные учреждения в системе ООН
В состав Всемирного банка входят следующие структурные подразделения:
Международный банк реконструкции и развития (МБРР — англ. соответствие — IBRD) учрежден в 1944 году и является крупнейшим поставщиком займов для развития стран с промежуточным уровнем дохода, а также участвует в финансировании подобных проектов из других источников. Кроме традиционного финансирования различного рода капитальных объектов, таких как автомобильные и железные дороги, телекоммуникации, порты и энергетическое оборудование, Всемирный банк в своей стратегии развития придает особое значение капиталовложениям, которые прямо влияют на благосостояние бедного населения развивающихся стран путем наращивания объемов производства и вовлечения этих стран в качестве активных партнеров. Фонд сотрудничает также с неправительственными организациями, учреждениями ООН, деловыми кругами, региональными организациями и включает 179 стран-членов.
Концепция развития, предложенная банком, направлена на конкретные нужды человека, а не на «пустую» теорию. Особый акцент делается на устойчивое развитие, защиту окружающей среды, участие женщин в принятии решений в экономике, планирование семьи, прозрачность и открытость форм правления и признание пользы предпринимательской деятельности, конкуренцию в частном секторе и рыночный подход к развитию. Кроме того, организация оказывает помощь в процессе экономического перехода России, странам Балтики и Центральной Европы.
МБРР, подписчиками капитала которого являются его государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из заемных средств, которые он получает на мировых финансовых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им ранее займов. Обычно срок отсрочки платежа составляет пять лет со сроком погашения двадцать лет и меньше. Займы предоставляются развивающимся странам для достижения ими более высокой ступени экономического и социального развития. Процент по займам уста-
121