Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3148

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межправительственные учреждения в системе ООН

вающих обменных курсов, привязанных к другой валюте, к СДР либо к другой «корзине» основных валют. Члены Европейской валютной системы ( англ. соответствие — EMS) обязались соблюдать установленные границы коле­бания курса валюты по отношению к другим валютам внут­ри их группы. Тем не менее курсы валют могут колебаться по отношению к валютам, не входящим в эту группу.

Консультации

Фонд консультирует страны-члены— обычно ежегодно — с целью улучшения их экономической и финансовой ситу­ации. Консультации представляют собой встречи между экс­пертами Фонда и представителями правительства и прохо­дят на территории страны — члена Фонда. Основываясь на результатах данных встреч, специалисты МВФ составляют и представляют на рассмотрение Исполнительному совету доклады об экономической политике и условиях страны. Затем Совет обсуждает и комментирует доклады. Председа­тель определяет мнение Совета, которое затем передается представителями Фонда стране-члену.

Квоты и средства

Средства, которыми располагает Фонд, поступают, как пра­вило, из членских взносов стран. Сумма взноса определя­ется системой квот, которая, по сути, отражает вес страны-члена в мировой экономике. Квоты также определяют силу голоса страны-члена, сумму вкладов в средства Фонда, сте­пень доступа к этим средствам и отчисления СДР.

Вклады составляют основные средства и дополняются кредитами. В соответствии с Общим соглашением о займах (англ. соответствие — GAB), которое вошло в силу в октяб­ре 1962 года, десять промышленных стран — членов МВФ плюс Швейцария (составляют «Группу десяти», состоящую из одиннадцати наций) предоставили кредитные линии для Фонда. Общее соглашение о заимствовании периодически обновлялось, и в 1984 году Саудовская Аравия присоедини­лась к одиннадцати странам.

В 1997 году МВФ согласовал учреждение (подлежащее утверждению) системы Нового порядка заимствования

117


Организация Объединенных Наций

(англ. соответствие — NAB), в соответствии с которой двад­цать четыре страны обязуются предоставить кредиты на общую сумму 34 миллиарда СДР (примерно 48 миллиар­дов американских долларов) в случае, если потребуются дополнительные средства для обеспечения работоспособ­ности международной монетарной системы или устране­ния дестабилизирующих причин. Членами системы NAB являются Австралия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Италия, Канада, Корея, Кувейт, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Соединенное Королевство, Сау­довская Аравия, Сингапур, Соединенные Штаты Амери­ки, Таиланд, Финляндия, Франция, Центральный банк ФРГ, Шведский национальный банк, Швейцарский на­циональный банк, Япония.

Финансовые услуги

Члены Фонда имеют доступ к финансовым ресурсам, кото­рые Фонд предоставляет государствам-членам временно или на постоянных условиях, чтобы дать им возможность вы­полнить программы по ликвидации дефицитов их платеж­ных балансов. Механизм операций представляет собой сле­дующую последовательность. Страна-член использует наци­ональную валюту для «покупки» у Фонда валюты других стран — членов МВФ (или СДР), которая может быть ис­пользована для устранения дефицита платежного баланса или пополнения истощившихся резервов. В пределах установ­ленного периода или ранее, если платежный баланс и резер­вная позиция государства-члена улучшаются, государство дол­жно возместить долг Фонду, покупая с помощью СДР или валюты других членов, определенных Фондом, собственную валюту, в порядке осуществления схемы заимствования, за ис­ключением тех случаев, когда Фонд продает валюту государ­ства-члена. Кредит из Фонда доступен в четырех траншах, каждый транш является эквивалентом 25 % от квоты.

Если в стране существует дефицит баланса, возникший в результате комплексных проблем в производстве, торгов­ле, ценоформировании, то процесс установления экономи­ческого равновесия потребует больше времени и средств,

118


Межправительственные учреждения в системе 001.

чем может предоставить транш. В этом случае государство — член МВФ может прибегнуть к помощи Фонда пролонгиро­ванных кредитов, который позволяет странам-членам поку­пать до 140% квоты в дополнение к первому кредитному траншу. В зависимости от того, к какому виду кредитования прибегает страна — транши или средства Фонда пролонги­рованных кредитов, — средства, предоставляемые по кре­дитным лимитам, называются кредиты стэнд-бай или про­лонгированные кредиты. Как правило, кредит предостав­ляется на один год, но может растянуться на три года. Займы погашаются в течение от трех до пяти лет для траншев и от четырех до десяти лет для пролонгированных кредитов.

При получении финансовой помощи из ресурсов Фонда страна-член обязана применить ряд мер по устранению балан­сового дефицита и таким образом представить гарантии пога­шения кредита. Данное требование в политике Фонда называ­ется принципом обусловленности. Специалисты Фонда помога­ют странам-членам разрабатьшать программы по установлению экономического равновесия, принимая во внимание внутрен­ние, социальные, политические, экономические и общекуль­турные условия страны. Как по траншам, так и по пролонги­рованным кредитам юимается разовый сбор за услуги в размере 0,5% кредита плюс налог по годовой ставке непогашенных кредитов.

Фонд также предоставляет средства для специальных целей: компенсационного финансирования и формирования буферного запаса. Компенсационное финансирование предо­ставляется странам, столкнувшимся с временным дефицитом доходов от экспорта, вызванным, как правило, неконтроли­руемыми обстоятельствами, такими как падение цен на тоза-ры или природные бедствия, в том числе неблагоприятные погодные условия. В 1981 году данные средства стали приме­няться для финансирования стран, испытывающих дефицит баланса, вызванный чрезмерными расходами на импорт зер­новых культур. Финансирование буферного запаса (до 45% квоты) может быть предоставлено странам, которые не в со­стоянии самостоятельно делать вклады для формирования международных буферных запасов, способствующих стаби­лизации ситуации на мировых рынках товаров.

119


Организация Объединенных Наций

Структурная перестройка

Фонд предоставляет средства для осуществления структур­ной перестройки в странах-членах с низким доходом и серь­езными проблемами дефицита платежного баланса. Такие страны обязуются принять программы среднесрочной струк­турной перестройки.

СДР (специальные права заимствования) СДР является международной единицей, созданной Фон­дом в качестве дополнительной резервной единицы. СДР представляет собой специальный счет Фонда и использует­ся рядом международных и региональных организаций на рынке долгосрочного ссудного капитала, а также как заме­нитель и условная единица контракта, например названные в СДР депозиты в коммерческих банках. Государства — члены МВФ выразили намерение, отраженное в соответ­ствующих статьях Фонда, придать СДР статус главной ре­зервной единицы в международной валютной системе. Фонд определяет метод оценки стоимости СДР, и начиная с ян­варя 1981 года «корзина» состоит из валют пяти стран, име­ющих развитые системы экспорта товаров и услуг.

Техническое содействие

Страны-члены имеют право воспользоваться техническим содействием Фонда, чтобы улучшить управление экономи­кой. Специалисты Фонда посылают в эти страны рекомен­дации по вопросам фискальной и монетарной политики, платежного баланса, центральных и общих банковских ус­луг, статистики, бухгалтерского учета, валютной и торговой систем, текущих вопросов политики, проводимой Фондом.

Всемирный банк

Всемирный банк ставит перед собой цель устранить бед­ность и повысить жизненный уровень, способствуя устой­чивому развитию и инвестициям. Банк выдает кредиты, обеспечивает техническое содействие и координирует по-аитику развивающихся стран-членов для достижения этой гели.

120


Межправительственные учреждения в системе ООН

В состав Всемирного банка входят следующие структур­ные подразделения:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР — англ. соответствие — IBRD) учрежден в 1944 году и являет­ся крупнейшим поставщиком займов для развития стран с промежуточным уровнем дохода, а также участвует в фи­нансировании подобных проектов из других источников. Кроме традиционного финансирования различного рода ка­питальных объектов, таких как автомобильные и железные дороги, телекоммуникации, порты и энергетическое обо­рудование, Всемирный банк в своей стратегии развития при­дает особое значение капиталовложениям, которые прямо влияют на благосостояние бедного населения развивающих­ся стран путем наращивания объемов производства и вов­лечения этих стран в качестве активных партнеров. Фонд сотрудничает также с неправительственными организация­ми, учреждениями ООН, деловыми кругами, региональными организациями и включает 179 стран-членов.

Концепция развития, предложенная банком, направле­на на конкретные нужды человека, а не на «пустую» тео­рию. Особый акцент делается на устойчивое развитие, за­щиту окружающей среды, участие женщин в принятии ре­шений в экономике, планирование семьи, прозрачность и открытость форм правления и признание пользы предпри­нимательской деятельности, конкуренцию в частном сек­торе и рыночный подход к развитию. Кроме того, органи­зация оказывает помощь в процессе экономического пере­хода России, странам Балтики и Центральной Европы.

МБРР, подписчиками капитала которого являются его государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из заемных средств, которые он получает на мировых финансовых рынках, а также из нераспреде­ленной прибыли и за счет платежей в погашение предостав­ленных им ранее займов. Обычно срок отсрочки платежа составляет пять лет со сроком погашения двадцать лет и меньше. Займы предоставляются развивающимся странам для достижения ими более высокой ступени экономичес­кого и социального развития. Процент по займам уста-

121