ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3049
Скачиваний: 12
Установление дипломатических отношений
В случае смерти или прекращения правления главы государства, который является сувереном, верительные грамоты всех глав миссий, аккредитованных для переговоров с сувереном, становятся недействительными; так же теряют силу и верительные грамоты, выданные сувереном, и в обоих случаях подлежат перевручению. Однако это требование неприменимо в случае смерти президента или прекращения его срока правления и уже не действует в королевствах Дании, Швеции и Нидерландов.
Вступление в силу полномочий
Моментом принятия полномочий главой миссии посольского ранга в стране, в которой он аккредитован, является вручение им своих верительных грамот главе государства. В нескольких государствах (в частности в Великобритании) датой принятия послом своих функций считается дата уведомления им соответствующего министерства (обычно министерства иностранных дел) о своем прибытии и представления рабочей копии верительной грамоты (copie d 'usage). Церемонии официального приема глав миссий проводятся в порядке их прибытия для принятия своих функций.
Гражданство главы миссии
Глава миссии, за исключением особых случаев, имеет гражданство того государства, которое он представляет, но это требование не обязательно применимо к его супруге (-гу). Во многих дипломатических службах должностные лица могут получать особое разрешение на брак с иностранными гражданами при условии, что обстоятельства и гражданство супруга(-ги) ни в коем случае не представляют угрозы и не препятствуют карьере должностного лица. В арабских странах, согласно общему правилу, дипломаты не могут вступать в брак с иностранными гражданами, хотя в некоторых случаях глава государства может дать официальное разрешение на брак с другими представителями арабского происхождения.
2 3ак. 235 17
Дипломатические отношения
Гражданство членов дипломатического состава
Члены дипломатического состава миссии, в принципе, должны быть гражданами государства, которому они служат, но в исключительных случаях они могут быть гражданами того государства, в котором расположена миссия. В таких случаях необходимо получить особое согласие принимающей стороны, которое может быть отозвано в любое время. Такие дипломаты пользуются только ограниченными привилегиями и неприкосновенностью (см. с. 76).
Аккредитация в нескольких странах
Глава миссии может получить аккредитацию (а члены дипломатического состава миссии — назначение) в нескольких странах, если ни одна из этих стран не имеет возражений. При наличии данных условий поверенные в делах ad interim или, в некоторых случаях, члены дипломатического состава низшего ранга могут назначаться в дипломатические миссии в тех столицах, где глава миссии не имеет своего постоянного представительства.
Международные организации: аккредитация главы миссии
Глава миссии (или любой член дипломатического состава его миссии) может выступать представителем своего государства в любой международной организации, и в этом случае необязательно информировать государство, в котором он аккредитован, и оно не вправе высказывать какое-либо возражение.
Размещение дипломатической миссии
Дипломатическая миссия располагается в столице государства. Дополнительные офисы, образующие часть миссии, могут располагаться в других регионах страны в случае получения особого разрешения государства. В некоторых странах, например в Нидерландах, дипломатическая столица (Гаага) не совпадает со столицей государства (Амстердам).
18
Установление дипломатических отношений
Размер миссии
Размер дипломатических миссий может быть взаимно согласован. В противном случае государство может потребовать соблюдения разумных ограничений на количество членов миссии, учитывая обстоятельства и ситуацию в принимающем государстве и потребности миссии. В рамках таких ограничений и при соблюдении принципа репрезентативности своих граждан государство имеет право назначать сотрудников любой дипломатической миссии по собственному желанию. Что касается военных, морских и военно-воздушных атташе, Министерство иностранных дел может конфиденциально потребовать, чтобы их имена были предварительно сообщены для получения одобрения, прежде чем будет произведено какое-либо назначение на пост. Государство также может отказать в принятии официальных лиц отдельных категорий при условии, что ограничение будет применяться ко всем дипломатическим миссиям в государстве без исключения.
Право представлять интересы в нескольких странах
Два государства и более могут в исключительных обстоятельствах аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы миссии в другом государстве при отсутствии возражений со стороны принимающего государства.
Объявление персоны «нон грата» или «нежелательной»
Любое государство имеет право объявить главу миссии или члена его дипломатического состава нежелательной персоной {персоной нон грата) и информировать об этом его правительство. В этом случае функции дипломата потеряют силу и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несет службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, принимающее государство может отказать ему в признании его членом миссии. Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изложения причины тому не требуется.
19
Дипломатические отношения
Таким же образом нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административного и технического персонала.
Существуют два принципиальных основания для объявления дипломата персоной нон грата: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкосновенности. Кроме того, возможным предлогом для объявления такого статуса является месть другому государству за объявление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу международных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.
Обязательства, которые берет на себя принимающая сторона
Подразумевается, что, дав согласие на размещение постоянной дипломатической миссии, государство принимает на себя некоторые обязательства: оно должно предоставить такие условия и неприкосновенность, которые обеспечат удовлетворительное функционирование миссии. Оно также должно наделить сотрудников миссии личным привилегиями и неприкосновенностью, необходимыми им для выполнения своих функций без опасений и препятствий. Эти обязательства изложены в главе 5 «Дипломатические привилегии и иммунитеты».
Отсутствие полной дипломатической миссии. Обострение дипломатических отношений
Ни одно государство не содержит дипломатической миссии в каждой столице мира, большинству из них приходится выбирать и устанавливать баланс между своими национальными интересами и необходимыми затратами. Проблема
20
Отсутствие полной дипломатической миссии
отсутствия полного дипломатического представительства в определенном государстве может быть решена одним из четырех способов:
-
просьбой к правительству, которое представлено посто
янной миссией в таком государстве, действовать и от его
лица, на что правительство может согласиться при по
лучении одобрения принимающего государства. При та
ких условиях глава постоянной миссии обычно сводит
свою деятельность к передаче сообщений между двумя
заинтересованными правительствами и консульским воп
росам, и если бы возник конфликт между интересами
его собственного и иностранного правительства, от чье
го имени он действовал, превалировали бы интересы
его собственного государства; -
аккредитованием одного из глав миссий в другом госу
дарстве в качестве нерезидента или «приглашенного» гла
вы миссии в соответствующем государстве; -
размещением дипломатической миссии, возглавляемой
аккредитованным иностранным главой миссии, имею
щим стасус поверенного в делах ad interim. На практике
из-за сложности, с которой сталкивается несколько го
сударств в подборе адекватного дипломатического сос
тава для заполнения вакансий, принимающая сторона
обычно соглашается, чтобы такую миссию возглавлял
дипломат более низкого ранга; -
аккредитацией очень высокого официального лица (нап
ример, постоянного секретаря Министерства иностран
ных дел) в качестве нерезидента или «приглашенного»
главы миссии в нескольких государствах при сохранении
места жительства в столице собственного государства.
В некоторых случаях дипломатические миссии могут быть отозваны в результате обоюдного согласия между заинтересованными государствами, например, на основании того, что изменившиеся обстоятельства привели к отсутствию необходимости в существовании миссий или их неэкономичности. Отзыв миссии может также рассматриваться как преднамеренный шаг внешней политики, и во времена прямоли-
21