Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2902

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дипломатические отношения

нейной «дипломатии канонерок»1 отзыв миссии с последу­ющим разрывом дипломатических отношений был логичес­кой прелюдией к войне. На практике лишь угрозы таких дей­ствий крупной державы было обычно достаточно, чтобы убедить меньшую державу в том, что пора пересмотреть ее внешнюю политику. Сегодня этот маневр иногда применя­ется скорее не как угроза, а как протест, но при этом его эффект ограничен и обычно не соразмерен с неудобством, которое он создает всем вовлеченным сторонам.

Даже когда миссия отозвана и дипломатические отношения формально прерваны, контакты редко прекращаются: государ­ства мира становятся все в большей степени взаимозависимы­ми, и дипломатические отношения часто продолжаются на другом уровне, чем ранее, но (при условии, что у принимаю­щей стороны нет возражений) через посредников или «надеж­ные ведомства» государства, которое представлено постоянной миссией в этой стране. В некоторых случаях страну покидает только глава миссии, обычно «для консультаций», и возвраща­ется в течение короткого промежутка времени. При более серь­езных обстоятельствах глава миссии и большинство состава покидают страну, оставляя вместо себя «отдел интересов» как часть миссии защитного характера, которая следит за соблюде­нием интересов своего государства. Члены «отдела защиты интересов» сохраняют за собой личные дипломатические при­вилегии и неприкосновенность, ведут переговоры со своим правительством на привилегированной основе от лица своего отдела и продолжают функционировать в обычном режиме, за ис­ключением того, что они не могут вывешивать свой националь­ный флаг или изображать национальный герб на своих офици­альных помещениях. Если они вывешивают флаг или герб, то только тот, который принадлежит «отделу интересов».

1 Под «дипломатией канонерок» понимают дипломатию, основанную на силовом давлении и шантаже, опирающуюся на постоянную угрозу применения военной силы. Канонерка (фр. canonniere) — небольшое во­енное судно, действующее в мелководье, неожиданно появляющееся у того или иного берега. После такого появления переговоры велись с опорой на угрозу применить всю артиллерийскую мощь канонерок. В XX веке в подобной дипломатии часто обвиняли США, которые неоднократно демонстрировали мощь своего военно-морского флота для оказания по­литического давления в том или ином регионе. — Примеч. ред.

22


Глава 2

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Структура и функции

Во всех странах среди членов правительства есть одно лицо, которое несет ответственность за отношения с другими госу­дарствами и международными организациями. Степень его личной ответственности зависит от государства, так же, как и его титул: министр иностранных дел, государственный секретарь (в США), государственный секретарь по иностран­ным делам и делам Содружества (в Великобритании) и т.д. Должностными обязанностями министра являются проведение внешней политики своего государства и управление его меж­дународными отношениями. Свои функции он осуществляет при помощи постоянного состава своего министерства и глав своих миссий за рубежом, а также посредством глав иностранных миссий, аккредитованных в его государстве. Состав министерств в значительной степени зависит от го­сударства, но основные функции, выполняемые министер­ством, подразумевают, что в его состав должны входить:

Политический отдел — обычно имеет региональные под­разделения, например: Латинская Америка, Австралия.

Отдел Организации Объединенных Наций — деятельность включает подготовку директив или сводок.

Отдел других международных и региональных организаций в функции включены координация и подготовка нетех­нических сводок.

Договорный отдел — работает в тесной связи с юридичес­ким отделом.

23


Министерство иностранных дел

Юридический отдел — самостоятельный отдел в министерст­вах крупных государств; он обычно занимается всеми меж­дународными документами и всеми вопросами междуна­родного права. Небольшие государства могут назначать профессионала или академических советников с непол­ной занятостью либо получать советы от общего Минис­терства юстиции. Юридический отдел может давать кон­сультации как по вопросам внутренней, так и внешней деятельности. В некоторых государствах Отдел междуна­родного права существует как структура, независимая от Юридического отдела. Последний же занимается право­вой поддержкой, проблемами границ, гражданского зако­нодательства, национального имущества за рубежом и т.д.

Протокольный отдел — отвечает за все личные отношения с главами иностранных миссий по таким вопросам, как привилегии, иммунитет и формальности, а также за ор­ганизацию конференций, приемов посетителей и т.д.

Отдел торговых и экономических отношений

Отдел культурных отношений

Отдел по вопросам разоружения

Пресса, СМИ и информация

Научный отдел

Отдел кадров

Отдел обеспечения

Отдел консульских отношений

Администрация, коммуникации и безопасность

Архивы и библиотека

Если бы государство поддерживало тесные международные отношения по широкому спектру проблем национального значе­ния, его Министерство иностранных дел было бы перегру­жено и действовало бы технически поверхностно, пытаясь удерживать все необходимые переговоры под непосредствен­ным контролем. Примером обратной ситуации являются от­ношения между странами Западной Европы, где вопросы обороны, социального благосостояния, здравоохранения, экономических отношений и другие являются общим ин­тересом, и действия в этих областях постоянно обсуждают­ся скорее между специалистами отделов, чем посредством

24


Отношения с собственными миссиями

традиционных каналов Министерства иностранных дел. Но, хотя Министерство иностранных дел может во многих случа­ях передавать непосредственную ответственность другим де­партаментам, оно оставляет за собой основное управление и должно всегда нести ответственность за базовую информа­цию, политические рекомендации, личные отношения, пла­нирование и учет. Оно должно всегда быть вправе вмешаться и принять меры или, во всяком случае, дать рекомендации, если оно считает, что определенному отделу грозит опас­ность потери из виду общих национальных интересов в пре­следовании какого-то определенного интереса.

Отношения с собственными миссиями

Первичной обязанностью главы миссии является выполне­ние инструкций своего министерства и сообщение в ответ затребованной информации. Однако от него ожидается про­явление собственной инициативы в предложении курса, ко­торый, по его мнению, должно принять государство, а также в предоставлении информации, которую он лично считает значительной, независимо от наличия запроса на таковую. Отношения между министерством и главами миссий в боль­шой степени построены на взаимной уступке, и степень пре­восходства министерства или миссии в формировании по­литики колеблется в зависимости от государства и отвечает требованиям и возможностям нации. Современные техноло­гии помогают министерству и миссии поддерживать почти непрерывный контакт, таким образом объединяя их вклады в разработку политики.

Если политические решения принимаются главным обра­зом министерством и задачей миссии является в основном их воплощение, превосходство персонала по количеству (и час­то — по способностям) вероятнее всего будет в министерстве, а для службы за рубежом оставлено лишь небольшое количес­тво сотрудников^Но, если на процесс формирования полити­ки оказывают сильное влияние консультации глав миссий, тогда необходимо, чтобы состав министерства был относи­тельно невелик, а зарубежные посты — хорошо укреплены.

25


Министерство иностранных дел

Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком служ­бы в собственном государстве, и в этом существует заметное различие не только между установками различных стран, но также между типами должностных лиц: например, атта­ше по коммерческим вопросам или пресс-атташе, для ко­торого существенно поддержание широких контактов на местном уровне, может принести огромную пользу, если его пребывание в стране составит пять лет и более, в то время как для секретаря посольства стандартным сроком может быть три или четыре года.

Аргументы в пользу того, чтобы дипломат остался на пос­ту на долгий срок, следующие:

  1. ему (или, конечно, ей и его/ее семье) необходимо вре­
    мя для того, чтобы обустроить свой быт, прежде чем он
    сможет реально сосредоточиться на своей работе;

  2. у него будет надлежащая возможность узнать и понять
    страну, в которой он служит, — ее язык, историю, поли­
    тику и национальную специфику;

  3. у него будет время наладить личные контакты и дружес­
    кие отношения;

  4. государство сэкономит на проездных и транспортных
    расходах.

Главным недостатком долгого пребывания дипломата за ру­бежом может быть то, что он станет эмоционально вовле­чен в проблемы государства, в котором живет и работает, и, следовательно, не будет способен действовать и консульти­ровать свое государство беспристрастно и реалистично. Так­же он будет склонен к потере эмоциональной связи и от­рыву от событий в своей родной стране.

Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций в министерстве — определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломат подвергается разнообраз­ным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удается справляться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал ин­дивидуальным способностям.

26