ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3057
Скачиваний: 12
Отношения с иностранными миссиями
Отношения с иностранными миссиями
Министерство иностранных дел (или его эквивалент) — это канал, через который другому государству, его дипломатическому представителю или международной организации следует осуществлять все представления правительству. Если запрос носит в целом технический или рутинный характер, министерство может уполномочить соответствующий технический отдел для ведения дальнейшей корреспонденции напрямую с заинтересованной миссией или организацией, но первичное обращение и все существенные вопросы традиционно адресуются министерству.
На практике одновременно со стремительным расширением масштаба и степени международного сотрудничества с момента образования Организации Объединенных Наций и региональных экономических и политических организаций появилась тенденция принятия правительственными органами большей по сравнению с МИДом ответственности за международные переговоры в пределах их сферы деятельности.
Когда министр иностранных дел принимает служебные обязанности, он в письменной форме уведомляет об этом всех дипломатических представителей иностранных государств и в последующем организует визит каждого из них или (в крупных державах) прием, на котором он может встретиться с ними. Когда министр оставляет пост, он также уведомляет их об этом соответствующим образом и сообщает имя своего преемника. Кроме того, о таких изменениях министр информирует дипломатических представителей собственного государства за рубежом.
Глава дипломатической миссии (если он не является поверенным в делах en titre) является представителем главы одного государства перед главой другого, и, хотя для него не всегда целесообразно требовать права доступа к главе государства или во многих странах — к главе правительства, он обладает, согласно обычаям и правилам учтивости, правом обращения к министру иностранных дел в любое время с целью обсуждения вопросов особой важности между двумя государствами. Однако текущие вопросы, как правило, решаются между главой миссии или членом дипломатического состава миссии и соответствующим должностным лицом в Министерстве иностранных дел.
27
Министерство иностранных дел
Когда министр иностранных дел изъявляет желание передать сообщение другому правительству, у него есть два возможных средства общения: через дипломатического представителя собственного государства в соответствующем иностранном государстве или через представителя того государства в собственном правительстве министра. (Поскольку любое правительство — это инструмент главы государства, главу миссии можно по праву назвать представителем одного правительства в другом.) В большинстве случаев правительство делает официальные обращения через своего представителя за рубежом, но официальные протесты часто объявляются иностранному представителю, с которым можно быстрее связаться, что, очевидно, эффективнее. Иногда используются оба способа одновременно. Вызывая главу миссии и беседуя напрямую с глазу на глаз, требуя разъяснений, министр иностранных дел однозначно подчеркивает степень своего недовольства, особенно если известно, что время, выбранное для встречи, совпадает с завтраком дипломата или игрой в гольф.
Отношения с дипломатическим корпусом
Вопросами, касающимися дипломатического корпуса в целом и правительства страны, в которой его члены уполномочены представлять интересы или назначены на должность, занимаются старший глава миссии (известный как дуайен) и соответствующий министр или начальник протокольного отдела. Термин «дуайен» дипломатического корпуса соответствует термину «старшина дипломатического состава»; в англоговорящей среде обычно пользуются термином «старшина дипломатического корпуса».
При назначении старшины или дуайена старшинство главы миссии основывается на продолжительности периода непрерывной службы в этой должности. В некоторых странах (особенно в Латинской Америке) апостольский нунций всегда является дуайеном. В практике нередко, также особенно в Латинской Америке, специальное положение установлено для армейских служащих: атташе назначаются из служащих протокольного отдела Министерства обороны.
28
Глава 3
ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Обшие замечания и определения
В состав дипломатического представительства (иначе — миссии), установленного в дипломатической столице государства, входят дипломатический представитель, который должен быть соответствующим образом назначен одним государством и признан другам, а также персонал миссии. В принимающем государстве только один человек может представлять другое государство, и именно он является главой представительства, ответственным за все его действия. Персонал миссии, строго говоря, не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.
Дипломатическая терминология часто непонятна и способна ввести в заблуждение. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года помогает внести ясность, определив штат дипломатического представительства следующим образом (с французским эквивалентом в скобках):
-
«глава представительства» (chefde mission) — человек, на
которого направляющим государством возложена обя
занность действовать в этом качестве; -
«членами представительства» (membres de la mission) яв
ляются глава и члены персонала; -
«члены персонала представительства» {membres du personnel
de la mission) — члены дипломатического персонала, ад
министративно-технического персонала, а также обслу
живающего персонала миссии; -
«членами дипломатического персонала» (membres du per
sonnel diplomatique) являются члены представительства,
имеющие дипломатический ранг;
29
Дипломатическое представительство
-
«дипломатический агент» {agent diplomatique) — глава
представительства или член дипломатического персонала
представительства; -
«членами административно-технического персонала»
{membres du personnel administratif et technique) являются
члены представительства, осуществляющие администра
тивно-техническое обслуживание представительства; -
«членами обслуживающего персонала» {membres du per
sonnel de service) являются.члены персонала представи
тельства во внутренней службе представительства;
(h) «личный служащий» {domestique prive) — человек, занятый во внутренней службе члена представительства и являющийся служащим направляющего государства.
Термин «дипломатический агент», ранее относившийся только к главе миссии, в настоящее время относится также к членам дипломатического персонала миссии, к атташе, советникам и сотрудникам других служб при условии, что они обладают дипломатическим рангом.
Термин «дипломатический ранг» не определен, но используется в данном контексте для описания ряда должностей в дипломатической миссии, занимающие эти посты традиционно наделяются всеми дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Термин «дипломатический агент» также является более точным словом для описания главы и членов дипломатического персонала представительства. Общепринятая терминология использует слово «дипломат», хотя это менее точно.
Структура представительства отражает его функции, и описываемая ниже модель остается действительной, даже если все эти функции выполняются одним человеком (как это может быть в некоторых конкретных случаях).
Глава представительства
Глава представительства является ответственным за все действия, связанные с его миссией. Он может передать различные функции своему персоналу, но он один несет ответственность и за свое руководство, и за то руководство, которое осуществляется другими, уполномоченными им.
30
Глава представительства
Независимо от количества персонала миссии существует перечень вопросов, которым глава миссии обычно уделяет личное внимание:
-
разработка дипломатической политики;
-
передача принимающему правительству мнения своего
правительства по важнейшим вопросам, касающимся об
щих интересов и общей политики; в таких делах глава
миссии действует в качестве связующего звена между
двумя правительствами; -
доклад своему министерству о событиях политического
и экономического характера, независимо от того, име
ют ли они прямое значение (то есть национальный бюд
жет или изменения в кабинете министров) или косвенное
значение (то есть перемены и тенденции в социальных
и экономических условиях), и о комментариях третьих
сторон (то есть статьи из местных газет, мнения дипло
матов); -
осведомленность о влиятельных людях и источниках на
циональной власти в государстве, в котором он служит; -
официальное и личное поведение, которое должно
укреплять репутацию страны, которую он представляет; -
расширение круга друзей, насколько это возможно, с
целью обеспечения выполнения указанного выше (а),
(с), (d) и (е).
Основная обязанность главы миссии состоит в формулировке дипломатической политики миссии, в этом ему помогают главные советники — главы различных отделов миссии. Дипломатическая политика представительства может быть более точно определена как осуществление конструктивного подхода ко всем вопросам, касающимся отношений между главой государства, которое представляет миссия, и главой государства, в котором аккредитована эта миссия. В основе такой политики лежит обсуждение различных политических мнений и подходов, политическая мудрость, хорошее знание и понимание людей и правительств двух государств. Дипломатическая политика может иметь форму рекомендаций со стороны главы представительства своему правительству
31