Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3141

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 10 КОНФЕРЕНЦИИ

Международные переговоры представляют собой особую форму выработки соглашений: если это двусторонние пе­реговоры, они могут быть относительно неофициальными, однако многосторонние переговоры обычно проводятся на уровне официальных конференций. С расширением сферы международного бизнеса в течение последних нескольких лет практика и процедура проведения конференций стала более отработанной и стандартизированной — это один из видов науки, а дипломатия конференций, которая гораздо ближе к искусству, как и дипломатия во всех ее формах, адапти­ровалась к изменяющимся ситуациям.

Практика и процедура проведения конференций касаются в первую очередь общепринятых правил, предназначенных для достижения максимально возможного результата и на­ибольшего удовлетворения всех участников конференции, тогда как дипломатия конференций сводится к знаниям и опыту конкретного делегата, который стремится принести максимальную пользу своей стране. Можно также сказать, что для успешного исхода конференции требуется значи­тельное проявление дипломатичности от председателя или президента конференции, а так как он должен хорошо раз­бираться в практике и процедуре, лучше всего его мастер­ство следует определить как управление конференцией.

Международные конференции можно классифицировать по целому ряду принципов. Они могут быть:

  • двусторонние или многосторонние;

  • посвященные одному или нескольким вопросам;

  • специальные (ad hoc) или обычные;

  • с постоянным секретариатом или без него.

207


Конференции

Кроме того, международные конференции можно разде­лить по принципу целей, для достижения которых они ор­ганизуются. В соответствии с этим они могут:

  • служить в качестве форума для общего обсуждения од­
    ного или нескольких вопросов;

  • разрабатывать необязательные рекомендации правительс­
    твам или международным организациям;

  • выносить обязательные для правительств решения (в боль­
    шинстве случаев ad referendum);

  • выносить решения, определяющие деятельность, или разра­
    батывать инструкции для секретариата межправительствен­
    ных организаций либо способы реализации программ, фи­
    нансируемых правительствами, например, путем создания по­
    стоянных или исполнительных комитетов международных
    организаций в промежутке между пленарными сессиями;

  • служить для обсуждения и разработки договоров или
    иных официальных международных документов;

  • способствовать международному обмену информацией,
    например, Конференция ООН по использованию атома
    в мирных целях;

  • служить получению добровольных вкладов в междуна­
    родные программы, например, Комиссия ООН по де­
    лам беженцев, Всемирная программа обеспечения про­
    довольствием.

Практика и процедура проведения конференций Правила процедуры

В качестве обязательного элемента любая официальная кон­ференция должна иметь ряд письменных правил, которые направляют и определяют деятельность участников, к кото­рым председатель прибегает в случае сомнения или несогла­сия. Это должны быть либо постоянные правила, принятые во время предыдущей сессии и рассматриваемые как стан­дартные последующими сессиями, например, правила про­цедуры Генеральной ассамблеи ООН; или же они должны быть представлены на рассмотрение и утверждение новой

208


Практика и процедура проведения конференций

конференции. В этом случае правила распространяются в ви­де проекта с указанием даты и места проведения конферен­ции, соответствующее уведомление о которой всегда дол­жно рассылаться заранее.

Повестка

В повестку конференции включаются вопросы для обсуж­дения в порядке их рассмотрения. Проект или предвари­тельная повестка обычно подготавливается членами комис­сии или секретариата конференции и, в случае проведения обычной конференции, включает (i) обязательные пункты (например, утверждение протокола предыдущего заседания); (И) вопросы для рассмотрения, оставшиеся с прошлой сес­сии; (ш) вновь поданные на рассмотрение вопросы. Повес­тка должна быть распространена до начала конференции, с тем чтобы участники имели возможность внимательно изу­чить предложенные к обсуждению пункты. Таким же обра­зом вопросы, включаемые в повестку, должны быть нап­равлены в секретариат и/или членам комиссии заблаговре­менно, с тем чтобы они успели их обработать и уведомить участников.

Для некоторых конференций (таких, как Генеральная ас­самблея ООН) обязательно распространение объяснительно­го меморандума по каждому отдельному пункту повестки.

Состав делегаций

При определении состава делегации руководствуются прави­лами процедуры. ООН признает представителей (максимум пять) или альтернативных представителей (максимум пять) и такое же количество необходимых советников и экспертов.

Верительные грамоты

Верительные грамоты — это документы, удостоверяющие личность представителя и уполномочивающие его к участию в конференции; обычно специальная комиссия проверяет аутентичность грамоты и докладывает о результате на пле-

14 Зак 235 209


Конференции

нарном заседании. Верительные грамоты выдаются соот­ветствующими государственными органами и должны со­ответствовать правилам процедуры проведения конферен­ции. Полные полномочия требуются в определенных слу­чаях, например для того, чтобы подписывать текст какого-нибудь договора. В соответствии с параграфом 29 Правил процедуры Генеральной ассамблеи ООН возможен предварительный допуск кандидатов в случае, если против данной кандидатуры выдвигаются возражения.

Наблюдатели

Допуск и статус наблюдателей зависит от правил процеду­ры конференции, однако ни при каких обстоятельствах они не имеют права голоса. В виде исключения на Генеральной ассамблее ООН наблюдатели могут быть допущены к учас­тию в обсуждении, тогда как в Совете безопасности при­держиваются обычной процедуры.

Официальные и рабочие языки

Официальными языками считаются те, на которых публи­куются тексты и резолюции, а также проводятся дискус­сии. Рабочие языки используются в дискуссиях и при пере­воде с/на язык участников конференций.

Гласность

Конференции могут быть поделены на три основных кате­гории: полностью открытые для общественности и средств массовой информации, куда они приглашаются; полнос­тью закрытые, когда общественность и журналисты полу­чают лишь окончательное коммюнике конференции, одоб­ренное участниками; конференции с ограниченным коли­чеством участников, общественность и журналисты в этом случае узнают о происходящем от участников посредством организованных последними пресс-конференций, телеин­тервью или иных способов. На практике существует целый

210


Практика и процедура проведения конференций

ряд ad hoc соглашений между закрытыми и открытыми кон­ференциями (например, могут быть закрытыми или откры­тыми для общественности некоторые сессии).

Протокольные записи

Одним из основных требований, предъявляемых к любой конференции, является полная ясность в отношении того, что было принято и что отвергнуто. С этой целью прото­кольные записи о проведении конференций и достигнутых договоренностях хранятся в неизменном виде, а участники должны подтвердить их корректность. Эти записи делятся на три категории:

  1. стенографический отчет (записанный от руки или на ау-
    дионосителе);

  2. итоговый отчет, обычно подготавливаемый секретариа­
    том под наблюдением специального докладчика {rap­
    porteur);

  3. только тексты договоров и резолюций.

Обычно участники имеют право и возможность вносить ми­нимальные изменения для улучшения вида, в котором до­кумент будет представлен, но не его сущности, когда он распространяется в форме проекта; это относится только к стенографическим отчетам.

Права участников

Права участников, как и ограничения их действий, обычно оговорены в правилах процедуры, но могут вноситься из­менения в случае, если председатель считает это необходи­мым для достижения удовлетворительного результата и нор­мального хода конференции без намеренных или ненуж­ных задержек. Обычно эти правила включают: право выступать один раз по каждому из обсуждаемых вопросов; право на протест {point of order) (обычно в форме возраже­ния на выступление или высказывание участника, которые рассматриваются как оскорбительные или неуместные);

211