Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3160

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политическое убежище и выдача преступников

Выдача преступников (экстрадиция)

Экстрадицией является насильное выдворение лица из одно­го государства в другое для участия в судебном разбиратель­стве или отбывания тюремного заключения за инкримини­рованное ему преступление; запросы на выдачу преступни­ков (экстрадицию) возникают, когда лицо, обвиняемое или осужденное за уголовное преступление, ищет убежище (или в данное время проживает) в другом государстве. Обычно инкриминируемое преступление было совершено на терри­тории государства, подавшего запрос на экстрадицию, либо на борту корабля, плавающего под его флагом. Запросы на выдачу преступников подаются по дипломатическим кана­лам, и они в разумной степени прямолинейны в том, что касается конкретных принципов, заранее согласованных обоими государствами посредством Договора о выдаче пре­ступников. Обычно в такого рода договорах содержатся сле­дующие принципы, которые применяются даже при отсут­ствии договора, хотя практика может в значительной степени варьироваться в различных государствах:

  1. Лицо, в отношении которого подается запрос о выдаче,
    должно быть гражданином государства, направившего
    запрос о его выдаче, или гражданином третьего госу­
    дарства. Для практики не характерна выдача государ­
    ством одного из своих граждан другому государству, хо­
    тя Великобритания и Соединенные Штаты Америки яв­
    ляются исключениями из общего правила.

  2. Инкриминируемое преступление, по которому запраши­
    вается выдача преступника, должно быть тяжким и обыч­
    но должно считаться преступлением в обоих заинтересо­
    ванных государствах, к тому же должны предоставляться
    соответствующие доказательства причастности к нему
    данного лица. Преступления, по которым обычно не
    применяется экстрадиция, включают политические пре­
    ступления, военные преступления, например дезертирство,
    (если они не подпадают под законодательство принима­
    ющего государства, например, под Закон о приглашен­
    ных военных силах), и религиозные преступления.

197


Международное право и практика

В Европейской конвенции по выдаче преступников, при­нятой Советом Европы, содержатся следующие более кон­кретные обстоятельства, при которых экстрадиция не при­меняется:

  1. если преступление, в отношении которого подан запрос,
    считается запрашиваемой стороной (то есть государст­
    вом) политическим преступлением или преступлением,
    связанным с политическим преступлением;

  2. если запрашиваемая сторона имеет весомые основания
    полагать, что запрос на выдачу преступника по обычно­
    му уголовному преступлению направлен с целью пре­
    следования или наказания лица в связи с его расовой
    принадлежностью, национальностью или политически­
    ми взглядами.

В данной Конвенции убийство или покушение на убий­ство главы государства или члена его семьи не считается политическим преступлением.

В Европейской конвенции по борьбе с терроризмом, принятой Советом Европы в 1977 году, кроме всего прочего, пред­усматривается, что следующие преступления не относятся к политическим и, следовательно, не могут приводиться в ка­честве причины отказа в выдаче преступника:

  1. преступление, подпадающее под действие Конвенции
    по борьбе с незаконным захватом воздушных судов, под­
    писанной в Гааге 16 декабря 1970 года;

  2. преступление, подпадающее под действие Конвенции
    по борьбе с незаконными действиями, направленными
    против безопасности гражданской авиации, подписан­
    ной в Монреале 23 сентября 1971 года;

  3. тяжкое преступление с покушением на жизнь, физичес­
    кую неприкосновенность или свободу лица, пользую­
    щегося международной защитой, в том числе и дипло­
    матических представителей;

  4. преступление с похищением, захватом заложника или
    серьезным незаконным задержанием;

198


Признание государств и правительств

  1. преступление с применением бомбы, гранаты, ракеты,
    автоматического оружия или бомбы в письме либо по­
    сылке, если таковое применение подвергло опасности
    жизнь людей;

  2. попытка совершить любое из вышеперечисленных пре­
    ступлений или соучастие в качестве сообщника лица,
    совершающего или пытающегося совершить такого рода
    преступление.

Признание государств и правительств Государства

Вопрос о признании государства возникает, когда оно пре­терпевает фундаментальное изменение: оно может изменить­ся территориально или совсем исчезнуть либо новое госу­дарство или государства могут возникнуть в результате пре­кращения существования, слияния, образования федерации, отделения или разделения. В отношении признания госу­дарств в международном праве существуют два направле­ния: одно состоит в том, что признание создает государство, то есть означает появление нового государства, второе — что признание является всего лишь официальным признани­ем свершившегося факта. В практике многих стран призна­ние нового государства является в основном политическим решением, но в целом принято считать, что государство должно занимать определенную территорию, иметь постоянное население, которое признает легитимность правительства, и суверенное правительство (которое способно вступать во взаимоотношения с другими государствами).

Правительства

Правительства также имеют свойство претерпевать ради­кальные и неконституционные изменения; признание но­вого правительства в таких обстоятельствах обычно осущес­твляется при условии, что оно обладает действенным кон-

199


Международное право и практика

тролем над значительной частью территории государства и пользуется поддержкой основной массы населения и что имеются основания считать этот контроль постоянным.

До недавнего времени в соответствующих случаях бри­танское правительство делало официальное заявление о ре­шении «признать» новое правительство сомнительной ле­гитимности, но в настоящее время оно отказалось от дан­ной практики, в основном по той причине, что «признание» может быть ошибочно принято за «одобрение». Его нынеш­нее отношение к вопросу о том, следует ли считать новый режим правительством, проистекает из характера его взаи­моотношений с данным режимом и, в частности, из того, носят ли они обычный межправительственный характер. Тем не менее британское правительство принимает на себя обя­зательство в случае запроса удостоверить перед Междуна­родным или национальным судом признание либо неприз­нание конкретного правительства.

Признание де факто {de facto) позволяет правительствам выполнять обычные международные функции суверенного государства с взаимной ответственностью по международ­ному праву, но обычно не позволяет им заключать и офи­циально подписывать двусторонние договоры, устанавли­вать'официальные дипломатические отношения или вы­давать консульские экзекватуры: данные акты считаются подразумевающими или требующими признания де юре (de jure). Признание де факто обычно принимается в качестве указания на то, что, если все будет идти хорошо, в должное время последует признание де юре. Признание де факто часто означает наличие элемента сомнения в постоянстве правительства, которое признано таким образом. В случае гражданской войны может возникнуть ситуация, когда значительная часть государства удерживается и управляется администрацией, отличной от правительства де юре. В таких редких ситуациях практика в разных странах различна, но возможно признание администрации повстанцев де факто на той части территории, которой они управляют.

200


Пределы суверенитета и юрисдикции государства

Пределы суверенитета

и юрисдикции государства

Суверенитет

Территориальный суверенитет государства распространя­ется на землю внутри государственных границ и воздушное пространство над ней, но не на верхние слои воздуха (косми­ческое пространство). В случае морских держав суверенитет также распространяется, с определенными ограничениями, на внутренние и территориальные воды; и государство обла­дает мерой контроля над специальной морской зоной, ис­ключительной экономической зоной и континентальным шельфом. Международный режим для определения закон­ности на морях основывается на Женевской конвенции 1958 года и Конвенции 1982 года по морскому праву.

Ниже приводятся основные положения конвенций.

Прибрежные государства пользуются суверенностью над сво­ими территориальными водами протяженностью до двенадца­ти морских миль, но иностранным судам позволяется мирный проход через данные воды с целью осуществления мирной навигации, а разрешение на полет подлежит согласованию с прибрежным государством.

Морские и воздушные суда всех стран имеют право на транзитный проход через проливы, используемые для между­народной навигации, если они передвигаются без задержек и без угрозы прибрежным государствам. Пограничные с проли­вами государства смогут применять общепризнанные между­народные правила и контроль за загрязнением окружающей среды, но не могут препятствовать или задерживать транзит.

Государства-архипелаги, состоящие из группы или групп тесно связанных островов и взаимно связанных вод, обла­дают суверенитетом в отношении морских территорий, огра­ниченных прямыми линиями, проведенными между край­ними точками островов. Суда всех остальных государств пользуются правом прохода по морским путям, указанным государством-архипелагом.

201